Инклюзивное и интегрированное образование детей с нарушениями умственного развития
Ростовцева Екатерина Викторовна,
учитель школы № 502 Санкт-Петербурга
учитель школы № 502 Санкт-Петербурга
Интегрированное обучение, при котором происходит комплексное обучение детей-инвалидов в аккредитованных государственных общеобразовательных учреждениях. Один из основных аспектов интеграции в образовании - правильно организованные условия обучения для конкретного ребенка. В условиях интеграции ребенок должен быть готов осваивать программу, предназначенную для здоровых сверстников, в этом случае можно говорить и о готовности к данному процессу, как самого ребенка, так и его окружения, то есть о внешних и внутренних условиях интеграции.
Инклюзивное (включающее) образование детей, ограниченных в своих возможностях - эффективно, когда они находятся в обычных школах, то есть глубокое погружение ребенка в адаптированную образовательную среду и оказание ему поддерживающих услуг.
В интегрированном обучении ребенок рассматривается как проблема.
Человек, или медицинская модель инвалидности определяет, что ребенок должен быть изменен, или реабилитирован, чтобы соответствовать системе школьного образования и общества. Например, глухой ребенок может носить слуховой аппарат и ожидается, что он научится говорить для того, чтобы понять его, но учителя и другие дети не должны учиться языку жестов, или другим формам связи. Ребенок с трудностями в обучении, как правило, проходит через ряд стандартизированных тестов для того, чтобы прогрессировать с помощью школы, в противном случае ребенок будет оставлен на повторное обучение, или будет вынужден бросить учебу.
В инклюзивном образовании меняется подход, принцип, а не ребенок.
Инклюзивное образование выросло из социальной модели инвалидности. Признается, что все дети разные, и что школу и систему образования нужно изменить для того, чтобы удовлетворить индивидуальные потребностей всех учащихся. Включение же, однако, не означает ассимиляцию - или делает все то- же самое. Основным ингредиентом является гибкость - признавая, что дети учатся с разной скоростью, и что учителя должны уметь поддерживать их обучение в гибкой форме. В большинстве случаев дети просто нуждаются в хорошем, ясном и доступном обучении. Это включает в себя использование различных методов реагирования на различные детские потребности, возможности и темпы развития.
Существует возможность перехода от интегрированного обучения к инклюзии.
Интегрированное обучение часто воспринимается как трамплин для инклюзивного образования. Однако, главное ограничение интегрированного образования, что, пока школьная система остается жесткой, только определенные дети-инвалиды могут быть интегрированы. Некоторые никогда не смогут быть подготовлены и реабилитированы достаточно, чтобы быть принятым в традиционные классы общеобразовательной школы.
Существуют и другие варианты обучения детей с нарушениями умственного развития.
Специальные (коррекционные) школы и интернаты - образовательные учреждения с круглосуточным пребыванием обучающихся, созданные в целях оказания помощи семье в воспитании детей, формирования у них навыков самостоятельной жизни, социальной защиты и всестороннего раскрытия творческих способностей детей. Также на территории РФ существует система домов-интернатов социальной защиты, в которых различные образовательные программы осуществляются силами социальных педагогов. Однако такие дома-интернаты не являются образовательными учреждениями и не могут выдавать документ об образовании. В 2009 году для домов-интернатов начал разрабатываться специальный образовательный стандарт.
Коррекционные классы общеобразовательных школ - форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Положительным фактором в данном случае является наличие у детей-инвалидов возможности участвовать во многих школьных мероприятиях наравне со своими сверстниками из других классов, а также то, что дети учатся ближе к дому и воспитываются в семье.
Домашнее обучение - вариант обучения, при котором преподаватели образовательного учреждения организованно посещают ребенка и проводят с ним занятия непосредственно по месту его проживания. В таком случае, как правило, обучение осуществляется силами педагогов ближайшего образовательного учреждения, однако в России существуют и специализированные школы надомного обучения. Домашнее обучение может вестись по общей либо вспомогательной программе, построенной с учетом возможностей учащегося. По окончании обучения ребенку выдается аттестат об окончании школы общего образца с указанием программы, по которой он проходил обучение.
Дистанционное обучение - комплекс образовательных услуг, предоставляемых с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии. Для осуществления дистанционного обучения необходимо мультимедийное оборудование, с помощью которого будет поддерживаться связь ребенка с центром дистанционного обучения. В ходе учебного процесса проходит как общение преподавателя с ребенком в режиме онлайн, так и выполнение учащимся заданий, присланных ему в электронном виде, с последующей отправкой результатов в центр дистанционного обучения.
На сегодняшний день в России с помощью дистанционного обучения можно получить не только среднее, но и высшее образование - в программы дистанционного обучения активно включились многие отечественные вузы.
Таким образом, можно сказать, что на сегодняшний день существуют различные варианты обучения детей с нарушениями умственного развития, что значительно увеличивает вероятность адаптации таких детей, дать им возможность участвовать в общественной жизни.
Список литературы:
- Егорова Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями: Учеб. пособие. - Балашов: Николаев, - 2002, - 80 с.
- Малофеев Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире.: учеб. пособие для студентов пед. вузов: в 2 ч. - М.: Просвещение, - 2010, - 319 с.
- Наталья Анатольевна. Интегрированное обучение и инклюзивное образование. Вариативное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья. - статья, - 2013.
- Рязанова А.В., Ермолаева Д.В. Модель психолого-педагогической помощи детям с тяжелыми и множественными нарушениями развития. - М.: Теревинф, - 2011, - 80 с.
- ЮНИФЕСТ. Инклюзивное образование в России: опыт реализации. ЮНИСЕФ. - М., - 2011 - 107 с.