Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Содержание и результативность логопедической работы
в школе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья

 
Кустова Юлия Александровна;
Лисицына Алла Октаевна,
учителя-логопеды ГБОУ школа № 561
Калининского района Санкт-Петербурга
 
В общеобразовательной школе увеличивается количество детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. По нашим наблюдениям, в структуру ОВЗ всё чаще входят сочетанные речевые нарушения. Поэтому, значительно возрастает качество и значение постоянной логопедической помощи нуждающимся школьникам. Логопедическое сопровождение является комплексным, входит в систему коррекционной работы в школе и осуществляется только в начальных классах. Диагностическое обследование проводится 2 раза (сентябрь, май) в год. Обследуются все учащиеся начальных классов. По итогам обследования в сентябре для всех первоклассников и нуждающихся учеников 2-4 классов создаются логопедические группы, занятия проводятся 2-3 раза в неделю. Списки зачисленных на логопедические занятия согласовываются на МО службы сопровождения и утверждаются директором школы. По результатам итогового обследования в мае анализируется динамика речевого развития и определяется дальнейший индивидуальный маршрут каждого ученика, посещавшего логопедические занятия. Следует повторить, что дети с ОВЗ (ЗПР) часто имеют сочетанные речевые нарушения. Например: 1.Дизартрия, заикание, дисграфия. 2.Дизартрия, выход из алалии, дисграфия и т.д. Картину речевых нарушений дополняют: низкая работоспособность в результате повышенной утомляемости, незрелость эмоционально-волевой сферы, ограниченный запас общих сведений и представлений, обеднённый словарный запас, незрелость мыслительных операций, низкий уровень мотивации и самоконтроля. Логопедические группы первоклассников работают в системе преодоления общего недоразвития речи по пути коррекции нарушений фонематического восприятия и анализа, оптико-пространственных представлений, нарушений устной речи. У большинства учащихся 2-4 классов при нарушениях письменной речи часто отмечаются компоненты разных видов дисграфий одновременно. Например: У отдельного ученика отмечены на фоне нарушений языкового анализа и синтеза элементы артикуляторно-акустических и оптических нарушений. Работа над другими речевыми нарушениями (выход из алалии, ринолалия, заикание, дислексия) также включена в систему логопедической помощи. Серьёзная системная работы с первоклассниками по предупреждению всех видов дисграфий и коррекции дизартрии позволяет по результатам итогового обследования в конце года определить группы первоклассников, продолжающих нуждаться в постоянной логопедической помощи, и учащихся, которым такая помощь уже не нужна. Логопедическое сопровождение учеников - логопатов 2-4 классов также имеет системный подход. Логопедическая программа тесно связана с программным материалом по русскому языку и чтению. Все занятия комплексные. При коррекции нарушений в письменной речи идёт работа по преодолению смешанной дисграфии и профилактике дизорфографии. При коррекции нарушений в устной речи идёт работа по постановке и автоматизации звуков, а также формированию и развитию процесса чтения, то есть профилактике дислексии. Такая структура логопедической помощи оправдана серьёзными сочетанными речевыми нарушениями учащихся. К концу обучения в 4 классе остаётся небольшое количество детей-дисграфиков и определяются учащиеся, страдающие дизорфографией. Дальнейшую помощь и поддержку таким детям после консультаций с учителем – логопедом оказывают учителя старшей школы. Поддерживается тесная связь между учителями старшей школы и учителями-логопедами. Методика определения динамики разработана нашими логопедами и позволяет прослеживать и контролировать особенности речевого развития каждого учащегося и определять его дальнейшие перспективы. Современные образовательные технологии, используемые в работе.
1. Коррекционно- развивающая технология.
2. Личностно-ориентированная технология.
3. Технология работы в группе.
4. Коммуникативно-информационные технологии.
5. Здоровьесберегающие технологии, в том числе метод БОС.
Составляются документы, отражающие динамику и результативность работы.
1. Динамика коррекции речевых нарушений устной и письменной речи (по классам).
2. Анализ результатов коррекции речевых нарушений. Таким образом, итогом комплексной логопедической работы следует считать стойкую положительную динамику и стабильные результаты в коррекции речевых нарушений, отмечаемые у большинства выпускников начальной школы.
Литература
1. Ишимова О.А., Бондарчук О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей-логопедов, педагогов дополнительного образования, воспитателей и родителей. – М.: Просвещение, 2012. -176 с.
2. Скворцова И.В. Система работы по коррекции речи у детей с ЗПР. – СПб.; ЛОИРО, 1997.
3. Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: пособие для логопедов и психологов. – М.: АРКТИ, 2002. – 136 с.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»