Методическая разработка
Коррекция сложной формы дисграфии у обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья
Пискленова Ирина Борисовна,
учитель-логопед
учитель-логопед
№ п/ п | Название раздела, темы логопедического занятия | Цель и задачи логопедической работы | ||
Логопедическое обследование. | ||||
1 | Логопедическое обследование. | Выявление уровня развития устной и письменной речи в начале учебного года. | ||
Гласные и согласные звуки и буквы. Гласные первого и второго ряда. Безударные гласные. Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными первого и второго ряда. Буква Ь. | ||||
2 | Гласные и согласные звуки и буквы. | Закрепить умение различать гласные и согласные на слух, в произношении и на письме. | ||
3 | Гласные первого и второго ряда. Образование гласных второго ряда. | Закрепить умение различать гласные первого и второго ряда (образование гласных второго ряда). | ||
4 | Безударные гласные. Проверка безударных гласных. |
Закрепить умение видеть разницу в звучании одного и того же гласного звука в ударной и безударной позициях. | ||
5 | Дифференциация гласных Ы-И. | Развивать фонематическое восприятие. Закреплять умение различать твердые и мягкие согласные перед гласными Ы-И на слух, в произношении и правильно оформлять в письменной речи. | ||
6 | Дифференциация гласных А-Я. |
Развивать фонематическое восприятие. Закреплять умение различать твердые и мягкие согласные перед гласными А-Я на слух, в произношении и правильно оформлять в письменной речи. | ||
7 | Дифференциация гласных У-Ю. |
Развивать фонематическое восприятие. Закреплять умение различать твердые и мягкие согласные перед гласными У-Ю на слух, в произношении и правильно оформлять в письменной речи. | ||
8 | Дифференциация гласных О-Ё. |
Развивать фонематическое восприятие. Закреплять умение различать твердые и мягкие согласные перед гласными О-Ё на слух, в произношении и правильно оформлять в письменной речи. | ||
9 | Обозначение мягкости согласных при помощи буквы «ь». | Развивать фонематическое восприятие. Закреплять умение различать твердые и мягкие согласные на слух, в произношении и правильно оформлять в письменной речи. | ||
10 | Повторение изученного материала по разделу. | Повторить изученный материал по разделу. | ||
Дифференциация звонких и глухих парных согласных. |
||||
11 | Звонкие и глухие согласные. | Закреплять умение различать звонкие и глухие согласные на слух, в произношении и на письме (в сильной позиции). | ||
12 | Дифференциация В – Ф. | Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и соответствующие им буквы на письме. | ||
13 | Дифференциация Г-К. | Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и соответствующие им буквы на письме. | ||
14 | Дифференциация Б-П. | Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и соответствующие им буквы на письме. | ||
15 | Дифференциация Д-Т. | Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и соответствующие им буквы на письме. | ||
16 | Дифференциация Ж-Ш. | Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и соответствующие им буквы на письме. | ||
17 | Дифференциация З-С. | Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и соответствующие им буквы на письме. | ||
18 | Повторение изученного материала по разделу. | Повторить изученный материал по разделу. | ||
Состав слова. | ||||
19 | Корень слова. | Закрепить знания о корне слова. Упражнять в подборе однокоренных слов. | ||
20 | Приставка. | Закреплять знания о словообразующем значении приставки. | ||
21 | Суффикс. | Закреплять знания о словообразующем значении суффикса. | ||
22 | Повторение изученного материала по разделу. | Повторить изученный материал по разделу. | ||
Части речи. Имя существительное. |
||||
23 | Слова, обозначающие предметы. | Закреплять знания о словах, обозначающих предмет. | ||
24 | Различение одушевленных и неодушевлённых предметов. | Учить различать предметы по вопросам «кто это?», «что это?». | ||
25 | Имена существительные, обозначающие количество предметов (один и много). | Закреплять умение образовывать множественное число имени существительного. | ||
26 | Имена существительные мужского рода. | Учить определять род имени существительного, заменяя слова, обозначающие предметы, подходящим по смыслу местоимением («он»). | ||
27 | Имена существительные женского рода. | Учить определять род имени существительного, заменяя слова, обозначающие предметы, подходящим по смыслу местоимением («она»). | ||
28 | Имена существительные среднего рода. | Учить определять род имени существительного, заменяя слова, обозначающие предметы, подходящим по смыслу местоимением («оно»). | ||
29 | Имена существительные с уменьшительно-ласкательным значением. | Учить образовывать имена существительные, обозначающие маленькие предметы с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. | ||
30 | Имена существительные, имеющие противоположное значение (антонимы). | Учить подбирать имена существительные с противоположным значением (антонимы). | ||
31 | Имена существительные, близкие по значению (синонимы). | Учить подбирать имена существительные, близкие по значению (синонимы). | ||
32 | Повторение изученного материала по разделу. | Повторить изученный материал по разделу. | ||
Глагол. | ||||
33 | Слова, обозначающие действия предметов. | Закреплять знания о словах, обозначающих действия предметов. Закреплять умение правильно употреблять грамматическую форму глагола. | ||
34 | Изменение глаголов по родам и числам. | Учить правильно согласовывать имена существительные с глаголами в роде и числе. Учить образовывать множественное число глаголов. | ||
35 | Употребление глаголов с различными приставками (-за; -вы, -при, -пере, -от и др.). | Учить правильно употреблять глаголы с различными приставками. Учить образовывать новые по значению глаголы, используя различные приставки. | ||
36 | Глаголы, имеющие противоположное значение (антонимы). | Учить подбирать глаголы с противоположным значением (антонимы). | ||
37 | Глаголы, близкие по значению (синонимы). | Учить подбирать глаголы, близкие по значению (синонимы). | ||
38 | Повторение изученного материала по разделу. | Повторить изученный материал по разделу. | ||
Имя прилагательное. | ||||
39 | Слова, обозначающие признаки предметов. | Закреплять представление о словах, обозначающих признаки предметов. | ||
40 | Выделение ведущих признаков предметов (цвет, величина, форма, вкус, материал, качества характера и т. д.). | Учить выделять ведущие признаки предметов. | ||
41 | Образование имен прилагательных с уменьшительно- ласкательным значением. | Учить образовывать имена прилагательные с уменьшительно-ласкательным значением. | ||
42 | Имена прилагательные, близкие по значению. | Учить подбирать имена прилагательные, близкие по значению (синонимы). | ||
43 | Имена прилагательные с противоположным значением. | Учить подбирать имена прилагательные с противоположным значением (антонимы). | ||
44 | Повторение изученного материала по разделу. | Повторить изученный материал по разделу. | ||
Приставка и предлог. | ||||
45 | Дифференциация приставок и предлогов НА, ОТ, В, ЗА, ПОД, С (СО). | Закреплять умение дифференцировать приставки и предлоги НА, ОТ, В. | ||
46 | Повторение изученного материала по разделу. | Повторить изученный материал по разделу. | ||
Родственные слова. | ||||
47 | Родственные слова. Подбор родственных слов. | Учить подбирать родственные слова, имеющие одинаковый корень. | ||
48 | Повторение изученного материала по разделу. | Повторить изученный материал по разделу. | ||
Словосочетание. Предложение. Текст. | ||||
49 | Словосочетание, предложение. | Учить отличать сочетание слов от законченного предложения. Формировать понятие о предложении как речевой единице. |
||
50 | Предложение. | Закреплять умение выделять законченную мысль. | ||
51 | Выделение предложений в тексте. | Тренировать в наблюдении интонации понижения голоса в конце фразы, соотнося это с правилом обозначения границ предложения на письме. | ||
52 | Работа с деформированным предложением. | Закреплять умение составлять грамматически правильное предложение. | ||
53 | Повествовательное предложение. | Формировать представления об интонации и о знаках препинания. | ||
54 | Вопросительное предложение. | Формировать представления об интонации и о знаках препинания. | ||
55 | Восклицательное предложение. | Формировать представления об интонации и о знаках препинания. | ||
56 | Восстановление деформированного текста. | Закреплять умение определять последовательность частей в тексте. | ||
57 | Восстановление текста с пропущенными словами. | Закреплять умение определять тему текста, умение точно употреблять слова в тексте. | ||
58 | Повторение изученного материала по разделу. | Повторить изученный материал по разделу. | ||
59 | Обобщение. | Повторить и обобщить изученный материал. | ||
Логопедическое обследование. | ||||
60 | Логопедическое обследование. | Выявление уровня развития устной и письменной речи в конце учебного года. | ||