Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Кинезиотерапия как один из методов логопедической
работы с детьми дошкольного возраста

Михайлова Екатерина Викторовна
Кинезиология  - это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения (Л.Ф.Васильева )
Название «кинезиотерапия» происходит от греческого слова «кинезис» что означает «движение», therapia –лечение.
Кинезиологические упражнения – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие.
Применение данной методики позволяет улучшить у дошкольников память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость, повысить способность к произвольному контролю.
В своей работе с детьми я стараюсь найти наиболее эффективные средства, методы и приемы работы, которые помогли бы детям преодолеть речевые проблемы, дали бы возможность развивать и совершенствовать речевую активность ребенка дошкольного возраста.
В связи с этим возникла необходимость использования приемов, методов и современных технологий одной из которых является – кинезиотерапия. Кинезиотерапия решает следующие задачи: оздоровительные, образовательные и коррекционные
В своей логопедической работе с детьми, имеющими тяжелые речевые нарушения я использую следующие направления кинезиотерапия: упражнения на дыхание и упражнения для развития мелкой моторики (пальчиковая гимнастика).
Упражнения на дыхание
Позволяют развивать ритмику организма, самоконтроль и произвольность.
«Ныряльщик». Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох. Для постановки звуков, необходимо научить ребенка дифференцированному дыханию, правильной выработке воздушной струи, что позволяет это упражнение и другие:
«Кулачки». Сжать пальцы в кулак, загнув внутрь большие пальцы. На выдохе – сжать кулак с усилием. Затем, ослабить усилие, сделать вдох. Повторить несколько раз с закрытыми глазами.
 «Свеча». Выполняется сидя на стуле. Необходимо представить, что стоит большая свеча. Нужно сделать глубокий вдох и одним выдохом задуть свечу. Затем представить 5 маленьких свечек. Сделать глубокий вдох и задуть эти свечки маленькими порциями воздуха.
«Дышим носом»
Подыши одной ноздрей,
И придет к тебе покой.
Исходное положение – о. с.
1 - правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки, левой делать тихий, продолжительный вдох;
2  - как только вдох окончен, открыть правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным освобождением от воздуха легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх. 
«Тихое дыхание»
Тихо-тихо мы подышим,
Сердце мы свое услышим.
И. п. - о. с.
1- медленный вдох через нос, когда грудная клетка начнет расширяться — прекратить вдох и сделать паузу длительностью 4с;
2 — плавный выдох через нос. 
 «Губы трубочкой»
Чтобы правильно дышать,
Нужно воздух нам глотать.
И. п. - о. с.
1 — полный вдох через нос, втягивая живот;
2 — губы сложить «трубочкой», резко втянуть воздух, заполнив им все легкие до отказа;
3 — сделать глотательное движение, как бы глотая воздух;
4 — пауза в течение 2-3 с, затем поднять голову вверх и выдохнуть воздух через нос плавно и медленно.
Особенно эффективны дыхательные упражнения для коррекции детей с заиканием.
Упражнения для развития мелкой моторики (пальчиковая гимнастика)
 «Кольцо»: соединить большой и указательный пальцы вместе; остальные пальцы поднять вверх. Пальцы в данном положении удерживают под счет до 10.
 «Кулак-ребро-ладонь» Ребенку показывают три положения ладони на плоскости стола, последовательно сменяющие друг друга: ладонь, сжатая в кулак, - ладонь ребром – выпрямленная ладонь. Упражнение сначала выполняют правой рукой, потом левой, затем двумя руками.
 «Зеркальное рисование». Одновременно рисовать зеркально-симметричные рисунки, буквы. 
«Лезгинка»  Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развёрнут пальцами к себе так, что большой палец указывает налево. Правая рука вытянутыми пальцами прикасается к мизинцу левой руки, ладонь смотрит вниз. После этого одновременно меняется положение правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций, темп с каждым разом возрастает.
«Ухо-нос» Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот». 
«Змейка». Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкенизий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук. 
«Пальчики здороваются» 
«Зайчик»
• 2-й и 3-й пальцы выпрямлены и расположены в виде буквы У,
• 1-й, 4-й и 5-й пальцы собраны в кулак. 
«Качели» - движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх , вниз.
«Замочек». Все пальцы сомкнуты в кулак. Затем:
• 1-й палец поднят вверх, остальные собраны в кулак, указательный палец выпрямлен, остальные сомкнуты в кулак.
«Очки» • 1-й и 2-й пальцы • Соединены кольцом, остальные выпрямлены 
Все представленные выше упражнения ребенок сначала учится выполнять одной, а затем другой рукой и только после отработки и автоматизации движения упражнение выполняется двумя руками одновременно. Усложнение выполнения упражнений происходит за счет отсутствия зрительного контроля за движениями (можно выполнять с закрытыми глазами или смотреть перед собой, а не на руки). 
Можно использовать кинезиологические упражнения для решения разных задач, использую различные игровые приемы.
Например, упражнение «Колечко» можно выполнять, произнося отработанный звук (слог, слово…). Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец, одновременно проговаривая звук «Ш». На этапе автоматизации звука «Ш» в слогах произносим слог «ша» («шо», «шы», …), далее слова, словосочетания, стихи, чистоговорки.
Это упражнение можно применять в  работе по формированию звукослогового анализа и синтеза для деления слов на слоги, определения количества слогов в слове.
Выполняя ритмичные действия, дети  могут называть времена года, дни недели и т.д.
Добавляя речевое сопровождение в применении кинезиологических упражнений, подбираем стихи-рифмовки на определённую лексическую тему.
Например, упражнение «Змейка» при изучении лексической темы «Зимующие Птицы». Дети выполняют упражнение, ритмично проговаривая стихотворение-рифмовку:
Спозаранок скачут птицы
По заснеженным ветвям –
Желтогрудые синицы
Прилетели в гости к нам.
«Тинь-тень, Тили-тень,
Всё короче зимний день –
Не успеешь пообедать,
Солнце сядет за плетень.
Ни комарика, ни мушки.
Всюду только снег да снег.
Хорошо, что нам кормушки
Сделал добрый человек!

По аналогии подбираем стихи на лексические темы, подключаем речевое сопровождение и используем кинезиологические упражнения.
Упражнение «Зайчик лисичка».
«Зайчик»: указательный и средний палец подняты верх, мизинец безымянный и большой согнуты. «Лисичка»: мизинец и указательный пальцы подняты верх, а большой, средний и безымянный пальцы соединяются и выпрямлены вперед.
Инструкция: Посмотри это зайчик. Покажи зайчика. Это лисичка. Покажи лисичку (педагог показывает позы ребенок учится выполнять их сначала на одной руке затем одновременно двумя руками). Зайчик боится лисичку и убегает от нее. (Педагог показывает движения, правой рукой зайчика левой лисичку одновременно. Затем правой рукой лисичку, левой зайчика.)
Далее  можно усложнить задачу:
Инструкция: Нужно, чтобы лисичка и зайчик не встретились. Педагог показывает образец выполнения. То же исходное положение и выполнение, но смена положения рук происходит через хлопок. 
Для каждого упражнения используются игровые приемы и создаются игровые  ситуации, ведь благодаря игре можно превратить обучение в осознанное и интересное для ребенка дело.
В занятия включаются игры и упражнения как индивидуальные, так и групповые. С каждым разом упражнения усложняются, объём заданий возрастает, темп выполнения заданий увеличивается.
Сначала ребенок учится соединять пальцы в одном направлении, затем в обратном порядке.
Применение в логопедической работе кинезиологических упражнений и приёмов мы пробуждаем интерес к занятиям, формируем умение понимать словесные инструкции, развиваем темпо-ритмическую, интонационную речь, внимание, память, обогащаем словарный запас, формируем связную речь.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»