Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

 

ИЗ  ОПЫТА  РАБОТЫ  РУКОВОДИТЕЛЯ МЕТОДИЧЕСКОГО  ОБЪЕДИНЕНИЯ  УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ ГОРОДА  ЕССЕНТУКИ.

 

Домбровская Наталья Дмитриевна, учитель-логопед ГБДОУ № 76

 г.Санкт-Петербурга

 

«Запасы  профессиональных умений  и  секретов,  имеющиеся  у специалистов, должны  стать  достоянием  коллег  по  работе.  Тогда  лучшее  в  опыте одного  может  принести  десятикратную  пользу».

                                                                             Т. А. Ткаченко.

    В течение 15 лет я была руководителем методического объединения учителей-логопедов города Ессентуки.  Около 30 специалистов принимали участие в работе этой секции. В городе Ессентуки на  базе  дошкольных  учреждений  действуют  более 20 коррекционных  групп для  детей с  нарушениями  речи и  логопункты.   

    Успех  коррекционного воздействия в  огромной степени  обусловлен  уровнем профессиональной  подготовки  педагогов, их  умений  комплексно и  дифференцированно оценить  состояние   ребенка,  спланировать коррекции-онно-воспитательную  работу  с  учетом  индивидуальных особенностей каждого.   Логопеды  и  дефектологи   спецгрупп    встречаются  на  заседаниях методического объединения для  обмена  опытом,   для   обсуждения  актуальных  теоретических  и  практических  вопросов, с  целью  повышения  своей квалификации  и профессиональной  подготовки …

    В  задачи  методического  объединения,  если  их сформулировать  кратко,  входит   изучение  инструктивно-методических  документов  вышестоящих организаций,  освещение  нормативно-правовых  основ  коррекционной  работы,  идет    систематическое  знакомство  с  новыми  теоретическими  и  методическими  публикациями,  изучение,  обобщение и  распространение передового  опыта  специалистов  города  среди  коллег,  ознакомление  с  новыми,  эффективными  приемами  из  их  практики. Кроме этого  решаются вопросы  организации  медицинского  обследования детей, направленных в коррекционные группы,  уточняются  и  освещаются  требования  к  документации,   проходит    обсуждение  новинок  специальной  литературы   и  так   далее.

     Для  организации  успешной работы  методического  объединения   я  не только изучала  кадровый  состав  специалистов (уровень образования, категория, стаж работы...), но и старалась учитывать  их  личностные  качества.   Около 50% специалистов имели высшую квалификационную  категорию, привлекала  к обсуждению проблемных вопросов и молодых специалистов, имеющих  преимущество  в  обладании самой  обширной  и современной  теоретической  базой.

     В  начале  каждого  учебного года     мы   анализировали работу  за  прошедший  учебный год,  намечали  самые  актуальные,  интересные  темы,  задачи для обсуждения.  Кроме  этого,  я учитывала  годовую  задачу,  поставленную  дошкольным  методическим  кабинетом  управления  образования при администрации,  формулировала  ее  с  учетом  коррекционной  направленности.  На  основании  этих  задач  составлялся  план  работы  методического  объединения на учебный год.   Наиболее  яркие  примеры  оформлены  и  находятся  в  педагогической  копилке  методического  объединения  (лексическая  тема  «Город  Ессентуки»,  «Великая  Победа», «Сказки»…).

   В  структуре   любого   заседания можно  выделить  следующие  части:  просмотр  занятия,  его  обсуждение,  знакомство  с  теоретическим  материалом,  обмен  опытом, рефлексия.  Дополнить  и  разнообразить  основные  части  можно  различными  деловыми  играми,  тренингами, тестами, цитатами, притчами, относящимися к  нашей работе… 

    Целесообразно  брать  для  обсуждения  на заседании   одну  тему,  только так ее   можно  глубоко  изучить  и  проанализировать.  Наиболее  интересные  темы  наших заседаний:  «Моторная алалия»,  «Система  работы  по  устранению  стертой  дизартрии»,  «Работа логопеда  с детьми  младшего  возраста»,  «Анализ  современных  комплексно-тематических  методик»…   

    В  форме  круглого  стола  прошел  обмен  опытом  по  вопросу   «Оптимальные  способы  ведения  документации».     Для  знакомства  коллег  с  темами  будущих  заседаний,  удачно   использовала    такую  форму работы,  как  «Мини-презентация»,   когда  на первом   методическом объединении  каждый  специалист   коротко  представлял  свои  наработки.   Объявление  темы  предстоящих заседаний  заинтересовывали коллег  и  заставляли  их  внимательно  относиться  к  накоплению  практического  материала  по  предлагаемым  темам.

   В  процессе  подготовки  к открытому  занятию  я проводила консультации  аттестуемых  специалистов  по  теоретическим  и  практическим   вопросам.  Во  время  такой  консультации,  знакомясь  с  конспектом,  я  использовала   карточку  «Требования современной  логопедии  к занятиям» (по В.В. Коноваленко)  и  в случае  необходимости  мы  совместно  с  педагогом  корректировали  конспект.   Это  придавало  процессу   по  подготовке   занятия  большую  продуктивность,  каждый  специалист   соотносил  свою  деятельность  с  этими  требованиями  и  результативность  работы  повышалась.   

     Для   повышения  активности  педагогов  при обсуждении  открытых  занятий  специалистами  нашего  методического объединения  с учётом современных требований были разработаны  карточки для анализа занятий разного вида  (для  анализа  занятия  по  обучению  грамоте,  лексико-грамматических  представлений,  карточек  для  анализа  занятий  по  развитию  связной речи  и звукопроизношения).  Имея   эти  карточки,   любой  педагог  сможет,  подготовившись   во  время  просмотра,  легко  и  грамотно  проанализировать  увиденное  занятие,  увидеть  его  положительные  и  отрицательные  стороны. Таким  способом  можно  привлечь  к  аналитической деятельности  и начинающих  специалистов.

  На  наших заседаниях мы также  анализировали   разнообразный теоретический  и  практический  материал,  печатающийся  в современных и полезных для логопедов практиков  журналах  «Логопед»,  «Логопед в  детском  саду»,  делали  обзоры  новой методической  литературы  для логопедов-практиков и обменивались Интернет-ресурсами по логопедии и общепедагогической проблематике.

    Секция  учителей-логопедов  поддерживала  рабочий  контакт  с  методическим объединением  воспитателей  коррекционных  групп.  Нами совместно рассматривались вопросы проведения диагностики, вопросы организации  совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателя, методики проведения «Коррекционного часа», комплексных и интегрированных занятий и др.  В  практике  нашего  сотрудничества  было  проведено  совместное  методическое объединение   на  тему  «Личностные  особенности  детей с  ограниченными возможностями здоровья». Такое заседание дало возможность   провести  параллель  в   сочетании  теоретических   знаний  учителей-логопедов   с  практическим  опытом  воспитателей, наладить взаимодействие между специалистами и в результате повысить качество коррекционной работы.

      Всем известно, что речь  логопеда  должна быть  образцом   не только  для  детей,  родителей  и  сотрудников  дошкольных  учреждений,  но  и   для  окружающих  людей.  Для  повышения  уровня  культуры  речи   в  течение  ряда  лет  на  наших заседаниях  работал  устный  журнал   «Говорим  по-русски».   В ходе  такой  работы  освещались  и  уточнялись  актуальные  для  нашей  деятельности  сведения   по  нормам  произношения,  грамматике  и  другим  разделам  русской  речи.  К  работе  в этой рубрике  удалось  привлечь  и  начинающих  логопедов,  которым  вопросы  теории  по  культуре  речи  удавалось осветить на  высоком  уровне.

     На одном из заседаний  был проведен сбор информации о профессиональной позиции учителей-логопедов для выявления привлекательных и непривлекательных сторон в работе логопеда. Обсудив эту проблему, выразив в процентном соотношении общее мнение,  стало очевидно, что все логопеды осознают социальную необходимость и значимость профессии, испытывают трудности в организации логопедической работы.

    В нашей работе важен  деловой контакт   логопедов  дошкольных  учреждений   с  логопедами  городской  поликлиники.  На  заседаниях  нашей секции  мы  обсуждали   вопросы  по   организации медицинского  обследования перед ПМПК,  уточняли  график  по   оформлению медицинских представлений  на  детей.  Это  всегда помогало  уточнить  этиологию  и  характер  речевых нарушений  дошкольников,  с  целью  нахождения  наиболее  правильного и  эффективного  построения коррекционной работы.

      Опыт  работы  методического объединения  свидетельствует  о возможностях  роста  профессионального  мастерства  и  творческой  активности  логопедов  и  других  специалистов  коррекционных  групп,  что  положительно  влияет  на  результативность их  работы.

      Это малая часть того, о чём можно было бы рассказать за годы нашей работы. Спасибо моим коллегам, учителям –логопедам и дефектологам, методистам Управления образования при администрации города Ессентуки  за профессионализм, творчество, плодотворное сотрудничество.

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»