ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ РУКОВОДИТЕЛЯ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ ГОРОДА ЕССЕНТУКИ.
Домбровская Наталья Дмитриевна, учитель-логопед ГБДОУ № 76
г.Санкт-Петербурга
«Запасы профессиональных умений и секретов, имеющиеся у специалистов, должны стать достоянием коллег по работе. Тогда лучшее в опыте одного может принести десятикратную пользу».
Т. А. Ткаченко.
В течение 15 лет я была руководителем методического объединения учителей-логопедов города Ессентуки. Около 30 специалистов принимали участие в работе этой секции. В городе Ессентуки на базе дошкольных учреждений действуют более 20 коррекционных групп для детей с нарушениями речи и логопункты.
Успех коррекционного воздействия в огромной степени обусловлен уровнем профессиональной подготовки педагогов, их умений комплексно и дифференцированно оценить состояние ребенка, спланировать коррекции-онно-воспитательную работу с учетом индивидуальных особенностей каждого. Логопеды и дефектологи спецгрупп встречаются на заседаниях методического объединения для обмена опытом, для обсуждения актуальных теоретических и практических вопросов, с целью повышения своей квалификации и профессиональной подготовки …
В задачи методического объединения, если их сформулировать кратко, входит изучение инструктивно-методических документов вышестоящих организаций, освещение нормативно-правовых основ коррекционной работы, идет систематическое знакомство с новыми теоретическими и методическими публикациями, изучение, обобщение и распространение передового опыта специалистов города среди коллег, ознакомление с новыми, эффективными приемами из их практики. Кроме этого решаются вопросы организации медицинского обследования детей, направленных в коррекционные группы, уточняются и освещаются требования к документации, проходит обсуждение новинок специальной литературы и так далее.
Для организации успешной работы методического объединения я не только изучала кадровый состав специалистов (уровень образования, категория, стаж работы...), но и старалась учитывать их личностные качества. Около 50% специалистов имели высшую квалификационную категорию, привлекала к обсуждению проблемных вопросов и молодых специалистов, имеющих преимущество в обладании самой обширной и современной теоретической базой.
В начале каждого учебного года мы анализировали работу за прошедший учебный год, намечали самые актуальные, интересные темы, задачи для обсуждения. Кроме этого, я учитывала годовую задачу, поставленную дошкольным методическим кабинетом управления образования при администрации, формулировала ее с учетом коррекционной направленности. На основании этих задач составлялся план работы методического объединения на учебный год. Наиболее яркие примеры оформлены и находятся в педагогической копилке методического объединения (лексическая тема «Город Ессентуки», «Великая Победа», «Сказки»…).
В структуре любого заседания можно выделить следующие части: просмотр занятия, его обсуждение, знакомство с теоретическим материалом, обмен опытом, рефлексия. Дополнить и разнообразить основные части можно различными деловыми играми, тренингами, тестами, цитатами, притчами, относящимися к нашей работе…
Целесообразно брать для обсуждения на заседании одну тему, только так ее можно глубоко изучить и проанализировать. Наиболее интересные темы наших заседаний: «Моторная алалия», «Система работы по устранению стертой дизартрии», «Работа логопеда с детьми младшего возраста», «Анализ современных комплексно-тематических методик»…
В форме круглого стола прошел обмен опытом по вопросу «Оптимальные способы ведения документации». Для знакомства коллег с темами будущих заседаний, удачно использовала такую форму работы, как «Мини-презентация», когда на первом методическом объединении каждый специалист коротко представлял свои наработки. Объявление темы предстоящих заседаний заинтересовывали коллег и заставляли их внимательно относиться к накоплению практического материала по предлагаемым темам.
В процессе подготовки к открытому занятию я проводила консультации аттестуемых специалистов по теоретическим и практическим вопросам. Во время такой консультации, знакомясь с конспектом, я использовала карточку «Требования современной логопедии к занятиям» (по В.В. Коноваленко) и в случае необходимости мы совместно с педагогом корректировали конспект. Это придавало процессу по подготовке занятия большую продуктивность, каждый специалист соотносил свою деятельность с этими требованиями и результативность работы повышалась.
Для повышения активности педагогов при обсуждении открытых занятий специалистами нашего методического объединения с учётом современных требований были разработаны карточки для анализа занятий разного вида (для анализа занятия по обучению грамоте, лексико-грамматических представлений, карточек для анализа занятий по развитию связной речи и звукопроизношения). Имея эти карточки, любой педагог сможет, подготовившись во время просмотра, легко и грамотно проанализировать увиденное занятие, увидеть его положительные и отрицательные стороны. Таким способом можно привлечь к аналитической деятельности и начинающих специалистов.
На наших заседаниях мы также анализировали разнообразный теоретический и практический материал, печатающийся в современных и полезных для логопедов практиков журналах «Логопед», «Логопед в детском саду», делали обзоры новой методической литературы для логопедов-практиков и обменивались Интернет-ресурсами по логопедии и общепедагогической проблематике.
Секция учителей-логопедов поддерживала рабочий контакт с методическим объединением воспитателей коррекционных групп. Нами совместно рассматривались вопросы проведения диагностики, вопросы организации совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателя, методики проведения «Коррекционного часа», комплексных и интегрированных занятий и др. В практике нашего сотрудничества было проведено совместное методическое объединение на тему «Личностные особенности детей с ограниченными возможностями здоровья». Такое заседание дало возможность провести параллель в сочетании теоретических знаний учителей-логопедов с практическим опытом воспитателей, наладить взаимодействие между специалистами и в результате повысить качество коррекционной работы.
Всем известно, что речь логопеда должна быть образцом не только для детей, родителей и сотрудников дошкольных учреждений, но и для окружающих людей. Для повышения уровня культуры речи в течение ряда лет на наших заседаниях работал устный журнал «Говорим по-русски». В ходе такой работы освещались и уточнялись актуальные для нашей деятельности сведения по нормам произношения, грамматике и другим разделам русской речи. К работе в этой рубрике удалось привлечь и начинающих логопедов, которым вопросы теории по культуре речи удавалось осветить на высоком уровне.
На одном из заседаний был проведен сбор информации о профессиональной позиции учителей-логопедов для выявления привлекательных и непривлекательных сторон в работе логопеда. Обсудив эту проблему, выразив в процентном соотношении общее мнение, стало очевидно, что все логопеды осознают социальную необходимость и значимость профессии, испытывают трудности в организации логопедической работы.
В нашей работе важен деловой контакт логопедов дошкольных учреждений с логопедами городской поликлиники. На заседаниях нашей секции мы обсуждали вопросы по организации медицинского обследования перед ПМПК, уточняли график по оформлению медицинских представлений на детей. Это всегда помогало уточнить этиологию и характер речевых нарушений дошкольников, с целью нахождения наиболее правильного и эффективного построения коррекционной работы.
Опыт работы методического объединения свидетельствует о возможностях роста профессионального мастерства и творческой активности логопедов и других специалистов коррекционных групп, что положительно влияет на результативность их работы.
Это малая часть того, о чём можно было бы рассказать за годы нашей работы. Спасибо моим коллегам, учителям –логопедам и дефектологам, методистам Управления образования при администрации города Ессентуки за профессионализм, творчество, плодотворное сотрудничество.