Критерии компетенции учащихся коррекционной школы VII вида
Образовательная компетенция
как основа содержания образования в процессе обучения
Ключевые компетенции являются базовыми, универсальными. Они многофункциональны, надпредметны и междисциплинарны, требуют значительного интеллектуального развития.
В структуре ключевых компетентностей выпускников школ можно выделить следующие:
- компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности;
- компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя и др.);
- компетентность в сфере социально-трудовой деятельности;
- компетентность в бытовой сфере (включая аспекты собственного здоровья, семейного бытия);
- компетентность в культурно-досуговой деятельности.
Образовательная компетентность в процессе образования обеспечивает содержательную и технологическую стороны личностного развития учащихся в рамках отдельных предметов. Она включает: сформированность ценностного отношения к процессу образования, интерес к содержанию и процессу учебной деятельности, что обеспечивает мотивацию субъектности и креативности в образовательном процессе. Это составляет ценностно-мотивационный компонент образовательной компетентности.
Таким образом, образовательная компетентность (ОК) – интегративное личностное образование, представляющее собой единство теоретической и практической готовности и способности ученика к осуществлению образовательной деятельности.
Компоненты образовательной компетенции
Основными характеристиками структурного компонента образовательной компетенции выступают: ценностное отношение к предмету и процессу образования в целом и овладению определенными компетенциями в той или иной предметной области; интерес к содержанию и процессу учебной деятельности.
Введение второго компонента образовательной компетенции – объектного – обусловлено необходимостью представления в ней деятельностной характеристики. Характер деятельности учащегося основан на содержании изучаемого предмета, с одной стороны, и задачей развития общеучебных знаний и умений и переноса их на другие виды деятельности, с другой. Этот компонент характеризует процесс создания школьником собственной образовательной деятельности и обеспечения ее функционирования на всех этапах движения от задачи к воплощенному результату, выраженному в виде определенной компетентности.
Третий компонент – социальный. Развитие этого компонента обеспечивает социальную адаптацию школьника как в процессе его деятельности в школе, так и развитие умений и навыков социализации для его деятельности в других сферах общения.
В Концепции модернизации образования определены такие важнейшие задачи воспитания: «формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда». Выделение в структуре образовательной компетенции оценочного компонента, связано с необходимостью выражения в ней способности школьника к оценке своей деятельности, личности и коммуникации с другими как механизму саморазвития.
Таким образом, структура образовательной компетенции может быть представлена в единстве ее составляющих: экзистенциальной, объектной, социальной, оценочной, информационной и культурной. Содержание образовательной компетенции во всех ее составляющих лежит в основе понимания сущности ключевых компетенций. Развитие данных компонентов образовательной компетенции обеспечивает развитие ключевых компетентностей учащегося.
Оценка качества образовательной компетентности учащихся требует определения качества каждого из ее компонентов по следующим показателям:
1. Критерии оценки качества компонентов образовательной компетентности
2. Показатели оценки качества образовательной компетентности
3. Уровни проявления показателей оценки качества компонентов образовательной компетентности
Качество экзистенциального компонента образовательной компетентности определяется личностно-смысловым критерием учащегося. Его показателем является личностный смысл, или ценностно-мотивационное отношение учащегося к цели, содержанию и процессу образования.
Качество объектного компонента образовательной компетентности учащихся определяется когнитивно-операциональным критерием, который
предполагает наличие знаний, умений и способностей обучающихся, обеспечивающих успешность освоения государственных образовательных стандартов и образовательных программ ОУ (способность применять знания на практике, способность к обучению, способность адаптации к новым ситуациям, способность генерировать идеи, воля к успеху). Показатели по критерию:
Позитивная динамика уровня обученности учащихся за последний учебный год, которая подтверждается отметками промежуточного и итогового контроля (в том числе ЕГЭ).
Увеличение количества учащихся (в процентах), принимающих участие, а также победивших в предметных олимпиадах и других предметных конкурсных мероприятиях школьного, муниципального, регионального (областного) уровней.
Увеличение количества творческих работ учащихся по данному предмету, представленных на различных уровнях.
Посещаемость кружков, секций, факультативов.
Показатели оценки качества объектного компонента являются полнота знаний и действенность знаний. Уровни проявления показателей оценки объектного компонента следующие. По уровню знаний:
1. Знания полные (3)
2. Знания частичные (2)
3. Знания не сформированы (1)
По уровню умений:
1. Умения сформированы (3)
2. Умения сформированы частично (2)
3. Умения не сформированы (1)
Качество социального компонента образовательной компетентности определяется коммуникативным критерием учащихся, который
отражает владение навыками устного и письменного общения, умения регулировать конфликты, вести переговоры.
Показатели по критерию:
Позитивная динамика «качества знаний» по предмету.
Благоприятный психологический климат в классе. Показателем оценки качества социального компонента ОК является готовность к социальному взаимодействию. Показатели оценки качества компонентов образовательной компетентности могут быть проявлены на трех уровнях:
1. Готовность сформирована (3)
2. Готовность сформирована частично (2)
3. Готовность практически не сформирована (1)
Качество оценочного компонента образовательной компетентности определяется рефлексивным критерием школьников. Показателем оценки качества социального компонента ОК является критичность мышления. Данный показатель может быть проявлен на трех уровнях:
1. Критическое мышление сформировано (3)
2. Критическое мышление сформировано частично (2)
3. Критическое мышление не сформировано (1)
Качество информационного компонента образовательной компетенции определяется критерием формирования информационных компетенций учащихся. Владение современными информационными технологиями, понимание их силы и слабости, способность критически относиться к информации распространяемой средствами массовой коммуникации. Разработка и использование учащимися общественно признанного авторского продукта (программы, сайта, учебного модуля и т.д.).
Качество культурного компонентаобразовательной компетенции определяется критерием формирования поликультурных компетенций школьников. Показатели по критерию:
- понимание различий между культурами, уважение к представителям иных культур, способность жить и находить общий язык с людьми других культур, языков, религий.
- знание и уважение культурных традиций, способствующих интеграции учащихся в глобальное сообщество. Индикатором по данному критерию может служить участие в конкурсах, проектах и т.д.
В целом, по качеству проявления показателей возможно выделить три уровня качества образовательной компетентности школьника: высокий, средний и низкий.
Для высокого уровня качества развития образовательной компетентности учащихся характерны: ценностный смысл к овладению специальными знаниями и умениями, умениями учиться (умениями ставить образовательные цели, планировать свою учебную деятельность, работать во времени, осуществлять самоконтроль и самокоррекцию); высокая степень полноты и действенности знаний и умений; сформированная готовность к социальному взаимодействию; критичность мышления.
Средний уровень развития образовательной компетентности школьников отличается императивным уровнем личностного смысла; недостаточной полнотой и действенностью специальных умений и знаний, умений учиться; слабой выраженностью готовности к социальному взаимодействию; критичностью мышления, проявляющейся в отдельных образовательных и коммуникативных ситуациях, что характерно для учащихся с ЗПР.
Образовательная компетентность учащихся сформирована на низком уровне, если: знания и умения учащихся характеризуются поверхностностью и низкой степенью мобильности; отсутствует практическая готовность к социальному взаимодействию; наблюдается несформированность критического мышления.
Качество развития образовательной компетентности имеет сложную иерархическую структуру и проявляется в единстве двух его сторон: качества процесса развития образовательной компетентности и качества результата (образовательной компетентности).
В целях управления, можно выделить в структуре качества развития образовательной компетентности учащихся следующие составляющие:
- качество организационного обеспечения;
- качество преподавания;
- качество содержания образования;
- качество технологий развития образовательной компетентности учащихся;
- качество результата – качество образовательной компетентности.
Первые четыре из них отражают процессуальный, а последний – результирующий аспект управления качеством развития образовательной компетентности школьников. Первые из них являются условиями и средствами обеспечения высокого качества результатов развития образовательной компетентности. В качестве результата образовательного процесса рассматривается качество развития образовательной компетентности учащихся.
Показатели оценки качества технологий обучения школьников:
- диагностичность задания целей обучения, которые достигаются применением соответствующей технологии;
- соответствие выбранной технологии обучения общим целям и содержанию образования, а также конкретным образовательным целям;
- возможность широкого использования технологии (ее воспроизводимость);
- соответствие используемой технологии индивидуальному стилю деятельности учителя, возможностям школьников.
Таким образом, при помощи критериев компетенции у учащихся формируется интерес к содержанию и процессу учебной деятельности, ценностное отношение к предмету и процессу образования в целом и овладению определёнными компетенциями в той или иной предметной области.