Вот уже почти 30 лет я работаю с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Последние 16 лет я работаю с детьми с задержкой психического развития.
Учителя, работающие с детьми с ЗПР прекрасно знают, что наибольшие трудности обучающиеся испытывают при изучении русского языка. Количество ошибок в письменных работах просто зашкаливает. И это не только логопедические ошибки, но и орфографические. Особенно «страдают» безударные гласные.
Правило написания бездарных гласных в корне слова не указывает, что писать, а предлагает приём, помогающий правильно написать слово. Формирование навыка правописания безударных гласных в корне слова возможно при :
- умении обучающихся быстро и безошибочно различать ударные и безударные гласные в слове,
- понимании того, что находящиеся под ударением гласные всегда пишутся так, как слышатся,
- умении подбирать однокоренные слова,
- знании, что гласные в корнях таких слов пишутся единообразно.
Вот здесь у обучающихся с задержкой психического развития и возникают сложности. Все учителя, работающие в классах коррекционной направленности, хорошо знают одну проблему: обучающиеся правило учат, прекрасно его рассказывают ( как стихотворение), но на практике не применяют. Анализ любой контрольной работы по русскому языку показывает, что больше всего ошибок дети допускают в словах с безударными гласными. Низкая познавательная активность учащихся с задержкой психического развития приводит к тому, что самостоятельно обучающиеся не заинтересуются, и не будут анализировать такое явление, как единообразие написания ударных и безударных гласных в однокоренных словах. Затрудняет усвоение данного правила и крайне скудный словарный запас обучающихся.
Я стараюсь помочь учащимся и помимо обычной коррекционной работы ищу нетрадиционные приёмы изучения правил. Приёмы, которые помогут ребятам допускать значительно меньше ошибок.
Вот один из примеров.
На занятии обучающимся предлагаются орфографические словари и даётся задание : подобрать из словаря слова с корнем «вод» и «вад».
Задание можно выполнять индивидуально или « в паре».
Следующий этап: распределить слова в таблицу. После выполнения задания она приблизительно выглядит так:
«вод»
|
«вод»
|
«вад» |
вода |
водить |
повадка |
водичка |
водитель |
неповадно |
водяной |
хоровод |
повадился |
подводник |
провод |
|
заводь |
перевод |
|
подводный |
уводить |
|
водоросли |
проводка |
|
наводнение |
заводить |
|
водный |
водит |
|
водопровод |
наводить |
|
водопроводчик |
переводчик |
|
водоём |
заводная |
|
водопад |
заводила |
|
водонос |
|
|
водосбор |
|
|
Обязательно разбираем лексическое значение каждого слова.
Практическая работа обучающихся: поставь ударение.
Затем дети находят проверочные слова и выделяют их (рядом ставят зелёный кружок).
Вывод: в словах с корнем «вод» гласная «о» может быть ударной или безударной, что вызывает затруднение в написании этих слов и необходимость подбирать проверочные слова.
Слов с «вад» очень мало и во всех случаях «а»-ударная. Следовательно , в проверке данные слова не нуждаются.
Просмотрев созданную таблицу ещё раз, обучающиеся с удивлением осознают, что слова с корнем «вод» ( без учёта лексического значения слова) всегда пишутся с гласной «о» и совсем не обязательно их проверять. Последнее обстоятельство очень радует ребят.
Ну а затем обучающимся предлагаются практические задания для закрепления и актуализации полученных знаний.
Задания даю в следующем порядке:
Вставить пропущенную букву :
- в словах;
- в словосочетаниях;
- в предложениях
Запись под диктовку :
- слов,
- словосочетаний,
- предложений.
Обязательно отслеживаю работы обучающихся на уроках русского языка, т.к. учителя-логопеды хорошо знают, что дети могут прекрасно работать на логопедических занятиях, а на уроке полученные знания не применять.
Но данное необычное правило так нравится ребятам, что они стараются научить ему и своих одноклассников и даже родителей.
Надеюсь, что и для моих коллег этот приём окажется интересным и полезным.