Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Отличительные признаки тревожных детей

Приймак Мария Анатольевна
Определение понятия «тревожность» в психологии.
Тревожность – это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Различают тревожность как эмоциональное состояние,  и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента. (А.М.Прихожан) 
Тревожность определяется как устойчивое отрицательное переживание беспокойства и ожидания неблагополучия со стороны окружающих (Е.Г.Силяева) 
Похожее определение трактует А. В. Петровский, «тревожность – это склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий».
Тревожность, по мнению А. Л. Венгер, - личностная особенность, состоящая в особо легком возникновении состояния тревоги. 
Тревожность обычно повышена при нервнопсихических и тяжелых соматических заболеваниях, а также у здоровых людей, переживающих последствия психотравмы. В целом тревожность является субъективным проявлением неблагополучия личности.
Таким образом, понятием «тревожность» психологи обозначают состояние человека, которое характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющей отрицательную эмоциональную окраску. 
Выделяют два основных вида тревожности:
  • Первым из них – это так называемая ситуативная тревожность, т. е. порожденная некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Данное состояние может, возникает у любого человека в преддверии возможных неприятностей и жизненных осложнений. Это состояние не только является вполне нормальным, но и играет свою положительную роль. Оно выступает своеобразным мобилизирующим механизмом, позволяющим человеку серьезно и ответственно подойти к решению возникающих проблем. Ненормальным является скорее снижение ситуативной тревожности, когда человек перед лицом серьезных обстоятельств демонстрирует безалаберность и безответственность, что чаще всего свидетельствует об инфантильной жизненной позиции, недостаточной сформулированности самосознания.
  • Другой вид – так называемая личностная тревожность. Она может рассматриваться как личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают, характеризуется состоянием безотчетного страха, неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное. Ребенок, подверженный такому состоянию, постоянно находится в настороженном и подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром, который воспринимается им как пугающий и враждебный. Закрепляясь в процессе становления характера к формированию заниженной самооценки и мрачного пессимизма.
Страх - первая производная тревоги. Его преимущество - в том, что у него есть граница, а значит, и всегда остается какое-то свободное пространство вне этих границ.
Тревожные дети отличаются частыми проявлениями беспокойства и тревоги, а также большим количеством страхов, причем страхи и тревога возникают в тех ситуациях, в которых ребенку, казалось бы, ничего не грозит. Тревожные дети отличаются особой чувствительностью. Так, ребенок может тревожиться: пока он в саду, вдруг с мамой что-нибудь случится.
 
Тревожные дети нередко характеризуются низкой самооценкой, в связи, с чем у них возникает ожидание неблагополучия со стороны окружающих. Это характерно для тех детей, чьи родители ставят перед ними непосильные задачи, требуя этого, что дети выполнить не в состоянии, причем в случае неудачи их, как правило, наказывают, унижают («Ничего ты делать не умеешь! Ничего у тебя не получается!»).
Тревожные дети очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них, склонны отказываться от той деятельности, например рисования, в которой испытывают затруднения.
  1. Застенчивость является одной из самых распространенных и сложных проблем. В психологии существует несколько подходов к этой проблеме. Исследователи личностных черт убеждены, что застенчивость представляет собой передаваемую по наследству индивидуальную особенность. Современный вариант теории врожденной застенчивости принадлежит Р. Кеттелу. Согласно этой теории застенчивые люди (тип Н-) рождаются с более чувствительной нервной системой, чем носители Н+. Эта повышенная чувствительность приводит к тому, что человек стремится избегать конфликтов и угрожающих ситуаций. Р. Кеттел считает, что поскольку черты Н являются врожденными, то никакие события, составляющие опыт человека, не могут их изменить. Р. Кеттел рассматривает застенчивость как биологически обусловленную черту, связанную с возбудимостью нервной системы. Он считает, что застенчивые люди отличаются особой чувствительностью и высокой возбудимостью нервной системы, которая особо уязвима для социального стресса.  
Бихевиористы полагают, что человек представляет собой продукт того, чему он научился. Он усваивает те действия, которые вознаграждаются, и воздерживается от тех, которые влекут негативные последствия. Согласно этой теории, застенчивость представляет собой приобретенную реакцию страха на социальные стимулы. Она может возникать в силу следующих причин:
  • негативного опыта общения с людьми в определенных ситуациях, основанного либо на собственных прямых контактах либо на наблюдении за другими;
  • отсутствия адекватных навыков общения;
  • предчувствия неадекватности собственного поведения, и – как следствие – постоянной тревоги по поводу своих действий;
  • самоунижения из-за своей неадекватности.  
Психоаналитические подходы к застенчивости оперируют сценариями столкновений внутренних сил в терминах механизмов защиты, агрессии, перегруппировки сил. Застенчивость расценивается как некоторый симптом. Она представляет собой реакцию на неудовлетворенные первичные потребности Ид. Д. Каплан рассматривает застенчивость отчасти как результат ориентации Эго на самое себя (так называемый нарциссизм). 
Травмирующее влияние некоторых событий на застенчивого человека определяется перемещением «большой опасности» из той сферы жизнедеятельности, где эта опасность реально существует.
Страх, воплотившийся в симптомы застенчивости, а именно быть отвергнутым, также соотносится с некоторыми событиями, в которых он может воплотиться в более смягченной форме, нежели в связи с реальной опасностью в какой-то иной сфере жизни человека. Другие авторы акцентируют внимание на процессах психологического обособления ребенка от матери и становления ощущения собственной индивидуальности. Если такое обособление осуществляется преждевременно, то в будущем возможно формирование у человека страха перед неопределенностью жизненных ситуаций. Такого рода страх - отличительная черта глубоко застенчивых. Здесь следует отметить, что психоаналитические рассуждения о возникновении застенчивости базируются на примерах патологической застенчивости.
  • в желании спрятать лицо, закрыв его руками или опустив его книзу или в сторону;
  • в желании спрятаться целиком – провалиться сквозь землю;
  • глаза у стыдливого человека устремляются в сторону, или подвергаются беспокойному движению, чтобы избегнуть людского взгляда;
  • умолкание, доходящее до невозможности открыть уста, а также невольная сдержанность, движения совершаются тихо, бесшумно, украдкой.  
К. Изард в своей монографии, посвященной эмоциям человека, среди девяти фундаментальных эмоций выделяет и подробно рассматривает стыд и застенчивость. Однако он не различает эти понятия между собой, и это создает большие сложности в правильном понимании приводимых им статистических данных и теоретических. Рассуждений. К. Изард подчеркивает, что для разных людей ситуации, вызывающие стыд, различны. Общей чертой ситуаций, вызывающих стыд, является присутствие в них возбуждения и удовольствия. При этом стыд на теоретическом уровне рассматривается как эмоция, а застенчивость — как личностная черта. Подчеркивается, что страх, вина, стыд и застенчивость играют большую роль в человеческих отношениях, в процессах социализации и развития личности. 
По определению В. Н. Куницыной, застенчивость - это свойство личности, которое возникает у человека, постоянно испытывающего трудности в определенных ситуациях межличностного неформального общения; проявляется в состоянии нервно-психического напряжения и отличается разнообразными нарушениями вегетатики, психомоторики, речевой деятельности, эмоциональных, волевых, мыслительных процессов и рядом специфических изменений самосознания. Застенчивость наиболее тесно связана со стыдом - эмоцией, возникающей в ситуациях, которые продуцируют социальную тревожность, и имеющей многообразные характерные проявления. На психологическом уровне стыд может вызываться ситуацией, которая фокусирует внимание на “я” или на некотором аспекте “я”, который оказывается “несоответствующим”. Любое переживание, которое создает у человека чувство неуместного самораскрытия, может вызвать стыд. Кроме обостренного самосознания и специфических черт восприятия себя, стыд сопровождается временной неспособностью мыслить логично и эффективно, а нередко и ощущением неудачи, поражения, затрагивает сферу мыслительных процессов. Стыд обычно возникает в присутствии других людей, но может возникать и в уединении. 
Застенчивость как отдельное, самостоятельное свойство личности в отечественной психологии практически не изучалась, за исключением нескольких работ. И.С. Кон определяет застенчивость как “акцентуированное самосознание, повышенную озабоченность индивида своей самостью и тем как ее воспринимают другие”. В частности, И.С. Кон уделяет большое внимание проблемам юношеского возраста. Этот период характеризуется интенсивным формированием самосознания, образа “Я” на фоне серьезных изменений психосоматических функций: возрастает интерес к своему изменяющемуся внешнему облику, внутреннему миру, повышаются тревожность и эмоциональная возбудимость. Именно в юношеском возрасте наиболее вероятно формирование застенчивости как свойства личности; основой для закрепления соответствующих поведенческих реакций могут стать характерные для этого периода некоторая неустойчивость образа “Я”, неуверенность в себе. Повышенная эмоциональная неустойчивость усиливает потребность в интимном, доверительном общении, но блокируется застенчивостью (человек не решается говорить о своих переживаниях из чувства ложного стыда или опасения, что его не так поймут). Трудности коммуникативного характера проявляются в юности особенно резко и накладывают отпечаток на последующее развитие личности. 
Несмотря на различное толкование застенчивости разными авторами, можно выделить ряд общих моментов к пониманию ее природы. Это связь застенчивости с самосознанием и самоуважением, эмоциональное переживание застенчивости и возникновение трудностей в процессе общения. 
Существенное значение для формирования застенчивости имеют следующие факторы: 
    порядок рождения детей в семье;
    система воспитания в семье;
    застенчивость родителей. 
Как показывают исследования, «первые» (то есть рожденные первыми) дети более нуждаются в поддержке и имеют более низкое самоуважение, чем поздние дети. 
«Вторые» дети более эффективно обучаются межличностным умениям (умениям вести переговоры, снискать расположение к себе, убеждать, находить компромисс и т. д.). У застенчивых родителей чаще бывают застенчивые дети. 

Можно выделить комплекс поведенческих симптомов, характеризующих застенчивых:
  • локомоции, в которых отражается борьба двух противоположных тенденций приближения - удаления;
  • эмоциональный дискомфорт, испытываемый при общении с посторонними;
  • боязнь любых публичных выступлений;
  •  избирательность в контактах с людьми.  
Застенчивость следует рассматривать как процесс, как состояние и как свойство личности. Застенчивость как процесс по-разному проявляется у людей в зависимости от возраста и профессии, может усиливаться и ослабевать под влиянием личных воздействий, имеет временные характеристики и определенную интенсивность. Ее можно представить в виде континуума, на одном конце которого будут очень застенчивые люди, страдающие от невозможности быть свободными и раскованными в общении (личностная застенчивость), а на другом – незастенчивые люди (свободные в общении), чрезвычайно редко испытывающие смущение, напряжение в ситуациях публичного выступления, знакомства. Между этими полюсами находится группа ситуативно-застенчивых. 
Под воздействием социальных условий, опыта общения, воспитания и самовоспитания может происходить “перестановка” компонентов этого процесса: незастенчивый, приобретая комплексы, становится застенчивым, а застенчивый, неправильно адаптировавшись, переходит в группу беззастенчивых. 
Как состояние застенчивость сопровождается нарушениями вегетативной и психомоторной' сферы, речевой деятельности, эмоционально-волевых, мыслительных процессов, рядом специфических изменений самосознания, характеризующих общее состояние нервно-психической напряженности. 
Как свойство личности она связана с переживанием психологического дискомфорта, стабильными трудностями в установлении контактов, пониженными адаптивностью и самоуважением и повышенной сенситивностью в контактах. Она часто входит в синдром личностных свойств, снижающих контактность (аутистичность, отчужденность, интровертированность, чувство одиночества) и успешность общения (чрезмерная сенситивность, тревожность, рефлексивность). 
Застенчивость может быть временным проявлением (возрастная и ситуативная застенчивость) и постоянной личностной чертой. Возрастная (подростковая и юношеская) застенчивость возникает в период активного усвоения социального опыта, новых социальных ролей, формирования половой позиции, повышения субъективной значимости общения с представителями противоположного пола. Значительная внутренняя нестабильность периода полового созревания вместе с необходимостью активного освоения социальных ролей приводит к снижению уверенности в себе, появлению нерешительности, скованности, повышенного самоконтроля. Возрастную и ситуативную застенчивость следует рассматривать как социальную застенчивость, так как причинами ее возникновения могут быть разнообразные социальные факторы. Она поддается коррекции вплоть до полного преодоления при благоприятном стечении обстоятельств: удачный брак, профессиональный успех физическое и нервно-психическое здоровье, личностных потребностей. Личностная застенчивость обычно имеет в генезисе, как биологическую предрасположенность, так и неблагоприятные социальные влияния. 
Категория застенчивых людей неоднородна. В нее входят особо застенчивые (испытывающие напряжение, неловкость, несвободу в большинстве социальных ситуаций; исключение составляют только ситуации общения с близкими, родными, друзьями или хорошо знакомыми деловыми партнерами); адаптированные застенчивые (те, кто выработал индивидуальные способы саморегуляции и снятия напряженности и во многих ситуациях, ранее вызывавших напряжение, удовлетворительно справляется с трудностями) и – по ряду признаков (замкнутость, низкое самоуважение, аутистичность) – те люди, которых правильнее отнести к категории “псевдозастенчевых”. 

Как работать с тревожными и застенчивыми детьми?
  • Прежде всего, как и при работе с обычными детьми, надо «идти за ребенком», гибко подходить к построению и проведению каждого занятия.
  • Кроме того, необходимо быть последовательным, действовать поэтапно, не форсируя событий, и помнить: работа с тревожными и застенчивыми детьми - тонкое, даже деликатное дело.
  • В общении с такими детьми нужно минизировать критику, чаще поддерживать и хвалить за их, даже незначительные успехи.
  • В общении придерживаться «триады» К.Рождерса (клиент-центрированная терапия): безусловное принятие (безоценочное отношение); эмпатия и подлинность (конгруэнтность в проявлении своих чувств).
Техники «эмоционального присоединения» с тревожными и застенчивымидетьми:
ВАЖНО: учитывать, что такие дети постоянно нуждаются в дополнительной поддержке и внимании.
  1. Техника «Зеркало»: в течение одной минуты специалист по возможности повторяет движения ребенка, как бы «отзеркаливает» его эмоциональное состояние и поведение.
  2. Техника «Ты и я» Начинаем это упражнение со слов: «Ты и я» После этого мы находим что-то (какую-то деталь в общении, в восприятии жизни, в одежде), что нас может объединять. Например, «Ты и я любим красный цвет. Ты и я умеем играть в шахматы. Ты и я интересуемся биологией» и т.д. Здесь важно, чтобы это действительно было так, поскольку дети сразу почувствуют фальшь. Поэтому найдите хоть что-то, что Вас сближает с этим ребенком.
  3. Техника вербального описания своего эмоционального состояния.
Я радуюсь, когда…..
Я скучаю, когда…..
Я интересуюсь, когда …..
Я злюсь, когда….
Это упражнение помогаетдетям формулировать свое состояние. Сначала специалист делится своим эмоциональным состоянием: например,
«Я радуюсь, когдавижу тебя, когда мывместе занимаемся. А когда радуешься ты?»
 
Нарушения в способности к общению у детей встречаются довольно часто. Их причины многообразны. Неблагоприятные условия воспитания и окружения, психические травмы, связанные с испугом, внезапным отрывом ребенка от семьи в связи с его помещением в больницу и тому подобные ситуации могут приводить к невротически обусловленным затруднениям в общении.
Анкета для родителей по поводу выявления тревожных  черт личности ребенка.
  • Как ваш ребенок ведет себя, когда оказывается в новой для себя ситуации (посещение развивающей группы, детского сада, подготовительной группы и т.д.)?
  • Как засыпает ваш ребенок: настаивает ли на том, чтобы вы оставались с ним, пока он не уснет, просит ли, чтобы вы оставили свет и т.д.?
  • Как общается со сверстниками: легко ли вступает в контакт с незнакомыми детьми, проявляет ли инициативу в общении, или избегает новых контактов?
  • Как он взаимодействует со взрослыми: может ли сам обратиться к ним за помощью в случае необходимости, смущается, теряется при общении с новыми людьми?
  • Какие игры являются наиболее интересными для вашего ребенка?
  • Можно ли сказать, что ваш ребенок предстоящие события (контрольная работа, собеседование, экзамен и т.п.) чаще всего видит в негативном свете?
  • Как он реагирует на изменение обстановки, на новую ситуацию?
  • В какие игры предпочитает играть? Как играет: в одиночку, или любит командные игры?
  • Каковы интересы вашего ребенка?
  • Как ваш ребенок относится к своим неудачам: плачет, просит, чтобы ему посочувствовали, ищет поддержки, старается исправить свои ошибки или остается безразличным к своей неудаче?
  • Как относится к достижениям, похвале со стороны взрослых: смущается, радуется, считается, что не заслужил, или проявляет безразличие?
  • Как относится к успехам других детей: с завистью, с радостью или он как будто не замечает чужих успехов?
  • Есть ли у вашего ребенка повторяющиеся ритуалы, которые, по его мнению, могут помочь справиться с волнением?
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»