Математические представления
учитель ГБОУ школа № 502
Кировского района Санкт-Петербурга
Главная задача учителя на этом уроке – создать такие условия, при которых все дети могли бы работать в меру своих возможностей
Тема урока: «Большой-маленький»
Тип урока - изучение нового материала.
Цель: учить различать предметы по величине: большой-маленький.
Задачи:
I Образовательные:
- Учить ориентироваться на величину предметов;
- Учить различать в окружающем мире большие и маленькие предметы;
- Учить выявлять простейшие причинно-следственные связи.
- Формировать умение выделять и группировать предметы по величине;
II Коррекционно-развивающие:
- Развивать пространственные представления и ориентировку, мыслительные операции;
- Расширять представления об окружающем мире, пополнять словарный запас;
- Коррекция и развитие зрительного восприятия, слухового и зрительного внимания;
- Развитие мелкой моторики;
- Развитие коммуникативных навыков.
III Воспитательные:
- Воспитывать интерес к учебе, предмету.
- Воспитывать навык самоконтроля
Метапредметные цели:
Личностные УУД – проявление инициативы в оказании помощи одноклассникам.
Коммуникативные УУД - развитие умения работать в паре
Познавательные УУД: выполнение действий по определенному порядку.
Регулятивные УУД - контролирование своей деятельности по ходу дидактической игры через результат выполнения задания, формирование умения оценивать свои действия.
Предметные цели: различать предметы по величине, формировать навыки находить большие и маленькие предметы.
Методы обучения: словесный, наглядный, частично-поисковый, проблемный, репродуктивный.
Формы работы на уроке: фронтальная, работа в парах, самостоятельная работа.
Оборудование урока: мячи и кубики одного цвета, но разного размера: большие и маленькие, 2 корзины, банки разного размера, предметы (игрушки разного размера), предметные картинки..
Ход урока:
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Ожидаемый результат |
1. | Организацион ный момент | Сегодня к нам пришли гости. Поздороваемся с ними. Прозвенел звонок Начинается урок Ушки на макушке Глазки широко открыты Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. |
Дети проходят в класс, садятся за парты. | Мотивация учащихся. |
2. | Сюрпризный момент | К нам в гости пришел Петушок, красный гребешок. Он будет сегодня вместе с нами учиться различать предметы и фигуры по величине. | Слушают, смотрят. | Мотивация учащихся. |
3. | Сообщение темы урока | Сегодня мы с вами будем учиться различать фигуры и предметы по величине. Находить большие и маленькие предметы. | Дети смотрят на предметы, стоящие на предметном столе. | Узнать знакомые фигуры, предметы, их название. |
4. | Массаж с массажными мячиками | Сейчас мы с вами подготовим наши ручки к занятию. Открываем наши коробочки, достаем мячики, делаем как я. | Самомассаж мячиками. | Выполнение действий по подражанию учителю. |
5. | Изучение нового материала | Я принесла вам игрушки. Это мячи. Мы только что держали в руках колючие мячики, делали ими массаж. А играем мы обычно гладкими мячами. Друг весёлый, мячик мой! Всюду, всюду он со мной! Раз, два, три, четыре, пять, Хорошо мне с ним играть! Учитель берет мячи: большой и маленький и кладет их на стол. Мячики разные по размеру: большой и маленький. Найдите свой маленький мячик в коробке, давайте спрячем его в ладошках. Молодцы, положите его на стол. Теперь возьмем большой мяч, спрячем его, ой, у меня не получилось, а у вас? Это большой мяч, его в ладошках не спрячешь. Упражнения с мячами. А теперь посмотрите на эти фигуры. Они похожи на мяч. Это круг. Возьми большой круг, теперь маленький. Проверим, правильно ли ты сделала, приложим к большому кругу маленький. Прикрепи в угол большой круг, а в противоположный –маленький. А теперь на доску прикрепи большой круг, маленький круг. |
Учащиеся выполняют действия совместно с учителем по образцу и подражанию, играют с предметами, выбирают большой или маленький предмет. Работают в паре, у доски. | Начальное усвоение понятия «большой-маленький». Развитие умения показывать, объединять предметы различной величины – объемные и плоскостные. Сопоставление названия и предмета, фигуры. Освоение приема «наложение». |
6. | Физкультминутка | |||
7. | Первичное закрепление темы. | А теперь посмотрим на кубики и сравним их с нашими мячиками. Потрогайте мячики. Они гладкие. А кубики? Смотрите. Сколько у них уголков. Прокатите мячик друг другу. Теперь попробуем то же самое с кубиком? Получилось? Покажите мне большой кубик, маленький. Молодцы. А как мы можем поиграть с кубиками? Можем поставить их друг на друга, построить башню. Хорошо. А теперь посмотрите на эти фигуры. Это квадраты. У них меньше углов, чем у кубиков. Где большой, где маленький? Сравним. Прикрепи большой квадрат в угол, маленький в противоположный. Прикрепи на доску Синий квадрат, красный квадрат. Покажи большой, маленький. |
Учащиеся выполняют задания учителя. | Развитие умения показывать, объединять предметы различной величины – объемные и плоскостные. Сопоставление названия и предмета, фигуры. Освоение приема «наложение». Повторить и закреплять понятие «большой-маленький». |
8. | Закрепление материала | Работа с наполненными банками. Пересыпь из маленькой банки в большую. Смотри все поместилось. А теперь попробуем из большой пересыпать в маленькую. Смотрите, не получается. Значит, мы всегда можем пересыпать из маленькой в большую, а из большой в маленькую-нет. Смотрите: маленький грузовик везет груз, пересыпаем его в большой. Смотрите сколько места осталось. Покажи большой, маленький грузовик, возьми большой грузовик, а ты-маленький. Как едут машины? А теперь возьмите пустые банки и заполните их. Ты красными, а ты синими крышками. |
Работа с сыпучими материалами. Сравнивают емкости по объему. Играют с предметами. | Умение учащихся ориентироваться в пройденном материале. Различать основные цвета. |
9. | Физкультминутка для глаз | |||
8. | Закрепление материала | Подойди к доске, покажи большой квадрат. Он какой? Покажи красный круг. Он какой? Найди маленький круг у себя на парте. |
Учащиеся отвечают на вопросы. Работают у доски. |
Умение различать, называть показывать различные по величине предметы и фигуры. |
Рефлексия | Вы большие молодцы. Хорошо работали на уроке, Петушку все очень понравилось и он решил вас угостить печеньем. | Дети дают оценку своим действиям на уроке. |