Конспект урока по предмету «Изобразительной деятельности» в 9 классе для обучающихся
с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Рисование с натуры ветки дерева с простыми по форме листьями
Упатова Юлия Александровна,
учитель ГБОУ школы № 502
Кировский район Санкт-Петербург
Цель: Наблюдение и передача в рисунке характерных особенностей строения и формы ветки, пропорций отдельных листьев, их величины по сравнению со всей веткой и их расположения на ней.учитель ГБОУ школы № 502
Кировский район Санкт-Петербург
Задачи:
Образовательные:
- обучить правильности изображения некоторых растительных форм (ветки, листа)
- сформировать навык правильности построения объёмной фигуры сложной формы
- закрепить умение пользоваться простым карандашом и резинкой.
Коррекционно-развивающие:
- развитие пространственного восприятия; формы, ориентировки на листе бумаг.
- развитие мелкой моторики пальцев рук, развитие эстетического вкуса
- обогащение словаря.
Воспитательные: развитие эстетического вкуса.
Оборудование занятия: интерактивная доска, компьютер, карточки-пиктограммы, листы бумаги А- 4 и лист А-3 для учителя, простые карандаши, ластики, натура (ветка тополя) с планшеткой.
Предварительная работа: прогулка-экскурсия в парк «Александрино», фотографирование и рассматривание различных веточек кустов и деревьев с молоденькими листьями, сбор срезанных веточек.
ПЛАН:
1. Организационный момент.
2. Вступительная беседа.
3. Просмотр слайдов-фотографий
4. Сообщение темы урока.
5. Анализ натуры.
6. Алгоритм рисования.
7. Практическая работа.
8. Физкультминутка.
9. Продолжение рисования.
10. Подведение итогов.
1. В начале урока учитель выкладывает на доске карточку-пиктограмму с названием урока и необходимые предметы для урока изобразительной деятельности. Предлагает дежурному раздать листы для рисования, простые карандаши и ластики.
2. Учитель предлагает вспомнить прогулку по весеннему парку «Александрино».
Учитель |
Ученики (отвечают, используя вербальные и не вербальные средства общения). |
Куда мы вчера ходили на экскурсию? Что мы там увидели? А что мы ещё там делали? Что мы фотографировали с вами? Давайте посмотрим на фотографии- слайды на нашей интерактивной доске. |
В парк. Очень много деревьев и кустарников. Гуляли, рассматривали веточки деревьев и кустарников и конечно фотографировались. Веточки деревьев и кустарников. Да. |
- Обучающие просматривают фотографии-слайды под комментарии и вопросы учителя.
Посмотрите на эту фотографию? Куда мы идем? Мы где находимся? ( 2 слайда) Что мы рассматриваем ? ( 4 слайда) Что мы нашли и взяли из парка с собой? Где они? Покажите. |
Это все – мы. В парк. Уже в парке «Александрино» Разные веточки деревьев и кустов. Веточки. И принесли в класс. Дети показывают на подоконник. |
- Учитель берет из вазы ветку, закрепляет её на планшетке и сообщает детям тему урока: «Вот эту веточку тополя мы сегодня будем с вами рисовать с натуры. Что значит рисовать с натуры? Это рисование реального предмета, который находится перед нами».
- Учитель предлагает детям еще раз как следует рассмотреть ветку. Обращает внимание обучающихся расположение ветки на планшетке и в каком направлении идут листья, и как они прикреплены к ветке; на пропорцию листьев и их размеры. Далее более подробно анализирую и разбираю натуру.
Разбор проводиться в вопросно-ответной форме.
Учитель | Ученики |
Сколько листочков на веточке, как расположены эти листочки? Подсказываю: Листочки чередуются, справа и слева постепенно подходя к вершине, где прикреплён последний лист. Все ли листочки одинакового размера и одинаковые по форме? Посмотрите на саму веточку. Одинаковой ли она толщины? Молодец! Всё ответил правильно. Ты очень внимательно рассмотрел веточку с листочками. |
Считаем вместе. На ветке 6 листочков. Они расположены по всей ветке. Внизу листья более крупные, а вверху маленькие. Нет. Веточка к вершине тоньше. |
- После подробного разбора и анализа формы ветки учитель показывает на листе бумаги А-3 в какой последовательности надо выполнять рисунок.
Действия учителя | Действия учеников |
-Определяет и рисует направление ветки. - Отмечает расположение листочков на ветке. -Намечает направление черенка и средней жилки листа. - Фокусирует размеры и форму листьев. |
- Определяет и подрисовывает толщину веточки. Ребёнок внимательно смотрит, как рисует учитель и слушает объяснение. Задаёт вопросы. |
7. После анализа натуры и рисунка на листе дети приступают к работе.
Действия учителя | Действия учеников |
Напоминаем, что необходимо соблюдать последовательность в рисунке. Листья прикреплять к ветке при помощи черенка. Надо намечать направление этих черенков Напоминаем, что листья намечают лёгкой линией без нажима на карандаш. Предлагаю все неправильные линии, штрихи исправлять с помощью ластика. |
Ребёнок проводит тонкую линию в том направлении, какое имеет ветка на планшетке.. Намечает точками места прикрепления листьев. Рисуют черенки. Затем приступает к рисунку формы листьев. В своей работе используют ластик. |
Таким образом, намечается весь рисунок с учётом всех его основных пропорций.
8. Физкультминутка.
Отдых наш - физкультминутка,
Занимай свои места,
Раз присели, два привстали,
Руки к верху все подняли,
Сели, встали сели, встали,
Ванькой-встанькой словно стали,
А потом пустились вскачь,
Будто мой упругий мяч.
( Дети совершают соответствующие движения)
9. Далее, обучаемые приступают к более детальной прорисовке деталей, под контролем учителя:
а) ширина ветки рисуется двумя линиями, так, как она имеет объёмную форму, слегка утолщённую в местах прикрепления листьев;
б) черенки тоже объемные, и их тоже рисуют тонкой двойной линией;
в) рисуя листочки, необходимо точно передавать верную пропорцию сходной с натурой;
г) после всего нарисованного рисуются основные жилки.
В процессе работы учитель следит за рисующими и делает нужные замечания, указывает на ошибки. Следит за осанкой. Напоминает, что он(а) рисует с натуры, а поэтому нужно на (ветку) внимательно смотреть и сравнивать со своей работой.
Систематические напоминания, в конце концов, выработают у ребёнка привычку чаще обращаться к натуре и относиться к своей работе критически.
Учитель показывает обучаемому, как легче увидеть свои ошибки на рисунке. Для этого нужно сделать:
1. Отодвинуть свой рисунок вперёд на вытянутой правой руке (т.к. свет падает слева)
2.Сравнить свой рисунок с моделью в одинаковом (вертикальном) положении.
На расстоянии лучше видны ошибки. Этот приём самокритики ребёнок должен усвоить и применять его на каждом занятии.
10. Подведение итогов: (все работы учитель вывешивает на доске)
Учитель спрашивает детей: « Всем ли понравилось рисовать веточку? Все ли получилось? Есть ли сходство с натуральной веточкой ?». Хвалит за выполненную работу. Просит принести на следующее занятие кисти и краски и всё необходимое для рисования акварелью, т.к. в дальнейшем ветки будут раскрашены красками.