Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Обучение ребенка с аутизмом в школе

Волкова Татьяна Александровна
Современный этап развития системы образования, можно охарактеризовать,  как период  переосмысления и внедрения новых подходов к сопровождению и обучению детей с особыми образовательными потребностями, которые основываются на передовых принципах гуманизации и интеграции. Многочисленные исследования и данные ВОЗ РФ подтверждают, что в настоящее время увеличивается число детей, имеющих ограниченные возможности жизнедеятельности. Отмечается значительный рост числа детей с аутизмом[7]. 
Сочетание высокой частоты встречаемости с разнообразием клинической картины, значительным процентом тяжелых и осложненных форм, сложностью коррекционной работы делают расстройства аутистического спектра не только сугубо медицинской, но и серьезной социальной и психолого-педагогической проблемой. Аутизм рассматривается, как отклонение в психическом развитии личности, главным проявлением которого являются нарушение процесса общения с внешним миром и трудности в формировании эмоциональных контактов с другими людьми [2]. 
Младшие школьники с аутизмом не являются однородной группой по проявлениям различных нарушений.  Так, в процессе школьного обучения можно наблюдать, что одни дети не говорят, либо говорят невнятно. Другие обучающиеся испытывают значительные трудности при обучении чтению, даже при правильном чтении текста вслух, отмечается нарушение смысловой стороны и понимания прочитанного. Для некоторых учащихся с аутизмом характерным является склонность к более точным наукам, дети хорошо считают, имеют представления о натуральном ряде чисел и т.д. При этом другие учащиеся испытывают значительные трудности  овладении математическими умениями и навыками. Различные уровни по успешности усвоения отмечаются и по другим школьным дисциплинам. Рассмотренные особенности обуславливают построение процесса обучения, учитывая принципы дифференцированного и индивидуального подхода, когда для каждого ребенка разрабатывается индивидуальный маршрут развития и обучения.
Наравне с индивидуальными подходами к обучению детей с аутизмом в практической деятельности педагога широко используются различные методы и приемы, которые позволяют эффективно выстраивать учебный процесс.
Особенности работы с детьми с аутизмом отмечаются уже на этапе организации процесса обучения, так учитывая трудности коммуникации, а также понимания обращенной речи в работе педагога широко используются различные визуальные стимулы.
 Так, например, внутренней подготовке к последовательности действий способствует визуальное расписание уроков, которое составлено на каждый день, в начале каждого урока обучающимся можно предложить отметить переход от одного урока к другому.  Наравне с визуальным расписанием, используется визуальный алгоритм урока, что способствует пониманию учебной задачи,  привыканию к определенной последовательности. 
Особенности восприятия и понимания лексико-грамматических конструкций, фразеологических оборотов речи, абстрактных понятий делают невозможным стандартное преподнесение учебного материала детям с аутизмом на основе устной речи. Весь речевой материал подкрепляет визуальный ряд, тактильные действия, практические решения поставленных задач. Например, на этапе изучения алфавита, детям предлагаются предметные картинки, на которых изображаются предметы, в названии которых в различных положениях присутствует изучаемая буква. А также в данный период могут широко использоваться дидактические игры и пособия, такие как: «Найди нужную букву», «Покажи, на что похожа буква»  и т.д. Таким образом, выстраивается не только процесс обучения, но и особый канал коммуникации, когда некоторые ответы даются в речевом плане, а некоторые показываются с помощью картинок и визуальных символов.
Для проработки сложных математических представлений, абстрактных понятий необходимо научить ребенка с аутизмом работать по заданному алгоритму. В процессе решения математических задач особенно важно научить ребенка составлять визуальные вспомогательные схемы, это могут быть краткие записи решения задачи, схемы решения, рисунки к содержанию задачи и т.д. Для обучающихся с трудностями усвоения математики, возможно, разрешить использование визуального ряда чисел, а также использование калькулятора в случаях, когда целью задания не является выполнение арифметических действий. Среди детей с расстройствами аутистического спектра встречаются те, чье понимание прочитанного текста на порядок выше, чем понимание устной информации. Поэтому, необходимо использовать письменную инструкцию, дублируя ее на доске или на индивидуальной карточке. На карточке может быть представлена подробная инструкция, а может быть кратко записано одно из действий. Так,  на некоторых уроках при закреплении устного счёта может использоваться презентация, карточки с цифрами, таблицы – опоры, например: на слайде появляются предметы для счета, педагог говорит учащимся:  «Я буду задавать вопросы (поднимает карточку-опору "Вопрос"), а вы будет поднимать цифру с правильным ответом (поднимает карточку-опору "Ответ").
Для лучшего усвоения информации по предметам естественного и гуманитарного цикла в процессе обучения детей с аутизмом могут  использоваться учебные фильмы, мультимедийные презентации и практические задания с раздаточным материалом.
Важно, не просто использовать на уроке визуальные подсказки, схемы и специальные пособия, а научить детей, самостоятельно ими пользоваться.
Трудности понимания речевых инструкций, удержания в памяти целей выполняемого задания обуславливает не только постоянное повторение выполняемой задачи, но и поэтапность ее решения, разбирая действие на эпизоды. После прочтения сложного задания, педагог делит задание на этапы, прописывает на доске или карточке алгоритм деятельности даёт инструкцию к выполнению этапа в упрощенном доступном для понимания виде.
Понимание прочитанного текста достигается путем дополнительного выделения ключевых слов в вопрос, задачу, инструкцию. Данный пример поможет ребенку за многообразием слов в задании, задаче, тесте «увидеть» главное. Обучающимся  с аутизмом важно четко осознавать, что они должны узнать из прочитанного текста, на что обратить внимание. При этом целесообразно постепенно научить детей самостоятельно выделять важные факты в параграфе.
При работе с детьми со сниженным темпом письма целесообразно использовать листы с упражнениями, требующие минимального заполнения. На данный момент существуют тетради с готовыми заданиями, которые возможно использовать на уроке.
Адаптирование текстов для чтения, упрощение предложений помогает детям с трудностями понимания прочитанного или замедленным темпом чтения успешно работать на уроке. Для успешного освоения программного материала по устным предметам, все материалы для прочтения даются для домашней проработки. При этом часть текстов по развитию речи, окружающему миру можно давать для проработки через поиск информации в интернете, просмотр учебных роликов. Всю дополнительную информацию, возможно, преподносить в виде заданий для подготовки докладов, проектов и презентаций в ходе совместной деятельности с родителями.
Таким образом, основными направлениями обучения ребенка с аутизмом явля­ются следующие: помощь в организации обучения; организация педагогической поддержки как обучающемуся, так и его родителям; индивидуальная работа с ребенком, направлен­ная на его социальное, эмоциональное и личностное развитие; рабо­та с семьей и координация ее взаимодействия со специалистами; развитие коммуникативных навыков  и выстраивание доверительных отношений.
 
Список литературы
  1. Баенская Е.Р. О коррекционной помощи аутичному ребенку раннего возраста. - СПб.: Дидактика Плюс, 2001. - 365 с.  
  2. Обучение детей с расстройствами аутистического спектра. Методические рекомендации для педагогов и специалистов сопровождения основной школы / Отв. ред. С.В. Алехина // Под общ. ред. Н.Я. Семаго. — М.: МГППУ, 2012. — 80 с.
  3. Павалаки, И.Ф. Проблемы обучения детей с ранним детским аутизмом// Проблемы личностно-ориентированного образования: культурологический, психолого-педагогический, технологический аспекты: материалы Международной научно-практической конференции. 29 марта 2013 года. – Шадринск: Изд-во ШГПИ, 2013. – С. 261–263.
  4. Холодная А.Д. Особенности развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра // ИСОМ. 2015. - № 1. -  С.115-118.
 
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»