Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Сенсомоторное развитие в дошкольном возрасте

Федорова Юлия  Викторовна 
Сенсомоторное развитие дошкольника – это развитие его восприятия
и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме,
цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и развитие
моторной сферы.
Сенсомоторное развитие составляет фундамент общего умственного
развития дошкольника. С восприятия предметов и явлений окружающего
мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание,
мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются
результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие
невозможно без опоры на полноценное восприятие. Сенсомоторное развитие
является одной важной частью единого планомерного развития и воспитания дошкольников.
Именно этот возраст наиболее благоприятен для
совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений
об окружающем мире. Сочетание сенсорных и моторных («моторика» —
движение) задач, как указывала Е. И. Радина, является одним из главных
условий умственного воспитания. Моторика — основа развития, своего
рода “локомотив”
всех психических процессов (внимание, память,
восприятие, мышление, речь). Роль и участие движения в возникновении
ощущений и восприятий очень важна, так как возникающие ассоциации
формируют зрительный опыт с опытом тактильно-двигательным. И.П.
Павлов выразил это простыми словами: "Глаз "учит" руку, рука – "учит"
глаз". С помощью ручных движений в предметах, которыми манипулирует
ребенок, открывается больше новой информации. Зрение и движения рук
становятся основным источником познания ребенком окружающей
действительности.
Сенсомоторное воспитание создает необходимые
предпосылки для формирования психических функций, имеющих
первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно
направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического,
кинестетического и других видов ощущений и восприятий.
Ощущение является самым элементарным психическим процессом, с
которого начинается познание человеком окружающего мира. Будучи
начальным источником всех наших представлений, ощущения дают материал
для других, более сложных психических процессов: восприятия, памяти,
мышления.
Ощущение – это отражение в сознании человека отдельных свойств и
качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его
органы чувств. Физиологической основой ощущений является деятельность
сложных комплексов анатомических структур – анализаторов, каждый из
которых в свою очередь состоит из трёх частей: периферического отдела,
называемого рецептором; проводящих нервных путей; корковых отделов, в
которых происходит переработка нервных импульсов.
Выделяя наиболее крупные и существенные группы ощущений, Е.И.
Рогов выделяет три основных типа: интероцептивные, проприоцептивные,
экстероцептивные ощущения. Первые объединяют сигналы, которые доходят
до нас из внутренней среды организма. Вторые обеспечивают информацию о
положении тела в пространстве и о положении опорно-двигательного
аппарата, обеспечивают регуляцию наших движений. Наконец, третьи
обеспечивают получение сигналов из внешнего мира и создают основу для
нашего сознательного поведения. Всю группу экстероцептивных ощущений
принято условно разделять на 2 подгруппы: контактные и дистантные
ощущения.
Контактные ощущения вызываются воздействием непосредственно
приложенным к поверхности тела и соответствующего воспринимаемого
органа. Примерами являются вкус и осязание.
Дистантные вызываются раздражителями, действующими на органы
чувств на некотором расстоянии. К таким ощущениям относятся обоняние и
особенно слух и зрение. Отражение в сознании человека предметов и явлений в совокупности
их свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств
называется восприятием (перцепцией). В ходе восприятия происходит
упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы
вещей и событий. Восприятие связано с осознанием, пониманием,
осмыслением предметов и явлений, с соотнесением их к определённой
категории по соответствующим признакам.
Восприятие – это сложная познавательная деятельность, включающая
в себя целую систему перцептивных действий, которые позволяют
обнаружить объект восприятия, опознать его, измерить, оценить.
Перцептивные действия делятся на измерительные, соизмерительные,
построительные, контрольные, корригирующие и тонически-регуляторные.
К основным свойствам восприятия, определяющие его сущность
относятся предметность, целостность, структурность, осмысленность,
избирательность, константность, апперцепция. К свойствам восприятия,
определяющие его продуктивность относятся объём, скорость, точность,
надёжность.
По определению Л.Д. Столяренко, восприятие – непосредственное
отражение предметов и явлений в целостном виде в результате осознания их
опознавательных признаков. Восприятие, как и ощущение, является
рефлекторным процессом.
Павлов показал, что в основе восприятия лежат условные рефлексы,
временные нервные связи, образующиеся в коре больших полушарий
головного мозга при воздействии на рецепторы предметов или явлений
окружающего мира. Последние при этом выступают в качестве комплексных
раздражителей. В результате восприятия складывается образ, включающий
комплекс различных взаимосвязанных ощущений, приписываемых
человеческим сознанием предмету, явлению, процессу. Человек живёт не в
мире изолированных световых или цветовых пятен, звуков или
прикосновений, он живёт в мире вещей, предметов и форм, в мире сложных
ситуаций, т.е. чтобы человек не воспринимал, он неизменно имеет дело не с
отдельными ощущениями, а с целыми образами. Лишь в результате такого
объединения изолированные ощущения превращаются в целостное
восприятие, переходят от отражения отдельных признаков к отражению
целых предметов или ситуаций. При восприятии знакомых предметов
(стакан, стол) узнавание их происходит очень быстро – человеку достаточно
объединить 2-3 воспринимаемых признака, чтобы прийти к нужному
решению. Восприятие является очень сложным и активным процессом,
требующим значительной аналитико-синтетической работы. В процесс
восприятия всегда включены двигательные компоненты (ощупывание предметов и движение глаз, выделяющие наиболее информационные точки;
пропевание или проговаривание соответствующих звуков, играющих
существенную роль в определении наиболее существенных особенностей
звукового потока). Поэтому восприятие правильнее всего обозначить как
воспринимающую (перцептивную) деятельность субъекта. Для того чтобы
некоторый предмет был воспринят, необходимо совершить в отношении его
какую-либо встречную активность, направленную на его исследование,
посторенние и уточнение образа.
Итак, восприятие – это наглядно-образное отражение действующих в
данный момент на органы чувств, предметов и явлений действительности в
совокупности их различных свойств и частей.
Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что, процесс
ощущений – это не отражение того или иного свойства, а сложнейший и
активный процесс в деятельности анализаторов, так же ощущения не только
несут информацию об отдельных свойствах явлений и предметов, но и
выполняют активизирующую функцию мозга. В свою очередь восприятие,
являясь чувственным этапом познания, связано с мышлением и имеет
мотивационную направленность, сопровождается эмоциональным откликом.
Именно на основе восприятия возможна деятельность памяти, мышления,
воображения. Таким образом, ощущение и восприятие человека – это
необходимые предпосылки и условия его жизни и практической
деятельности.
Ребенок растет, начинает двигаться: ползать, ходить, бегать, и
крупная и мелкая моторика помогает ему познавать мир. В дошкольном
возрасте происходят глубокие изменения в моторике ребенка. У детей растёт
двигательная сила, выносливость, ловкость, координированность. Некоторые
новые сложные двигательные умения, приобретаемые ребенком в этом
возрасте, становятся очень важными в его последующей жизни. Более того,
ребенок научается совершать движения сознательно и произвольно.
Крупная моторика – это совокупность действий для выполнения
какой-либо задачи. Бег, ползание, прыжки, ходьба, наклоны и т.д. – все это
относится к крупной моторике. Если, например, перед ребенком стоит
задача – поднять упавшую игрушку. Он сначала подойдет к ней, наклонится,
протянет руку, возьмет игрушку, выпрямится – вот сколько действий
ребенок сделает, что бы игрушка очутилась у него в руках. Все эти действия
относятся к крупной моторике. Крупная моторика это основа, вначале
ребенок осваивает крупную моторику, а потом к ней постепенно
добавляются навыки мелкой моторики.
Мелкая моторика– это способность манипулировать мелкими
предметами и выполнять более точные действия. При мелкой моторике
работают мелкие мышцы. Застегивание пуговиц, завязывание узелков, игра
на музыкальных инструментах, рисование, вырезание – это все мелкая
моторика. Мелкая моторика развивает творческие способности у ребенка.
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами
сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие
(координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная
память, речь. Нормальное развитие речи ребенка теснейшим образом связано
с развитием движений пальцев рук. Давно известна зависимость речи от
степени подвижности пальцев рук (в виду близости расположения речевых и
двигательных зон в коре головного мозга, возбуждение, возникающее в
двигательной области коры больших полушарий, передается на центры
речевой моторной зоны и стимулирует артикуляцию). Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка
потребует использования точных, координированных движений кистей и
пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также
выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Педагоги и психологи рекомендуют начинать активную тренировку пальцев
Ребенка уже с десятимесячного возраста.
Сенсорные функции развиваются в тесной взаимосвязи с двигательными навыками, формируя целостную интегративную деятельность -сенсорно-моторное поведение, лежащее в основе
Развития интеллектуальной деятельности и речи. Сенсомоторика работает на уровне рефлексов.
Показательный пример: мы идем по улице, глаза увидели препятствие:
лужу, камень,…. мы или останавливаемся или делаем движение в сторону.
Сработало сенсомоторное восприятие. Еще пример: вы услышали громкий
звук, вы либо остановитесь, либо ускорите движения, либо посмотрите в
сторону, откуда доносился звук. Еще пример: рисуем пейзаж - при помощи
руки на лист переносим то, что видят глаза. (Взаимодействие зрения и
движения руки и пальцев)
Таким образом, сенсорное развитие следует осуществлять в тесном
единстве с психомоторным развитием.
Сенсомоторика - это умение управлять движением и эмоциями, это
согласованность глаз и движения, согласованность слуха и движения. Чтобы
взять предмет одной рукой, ребенок должен быть уже «моторно готовым» к
этому. Если он не может схватить предмет, то не сможет и ощутить его.
Только при бимануальном (двумя руками) ощупывании предмета происходит
его пространственное изучение. Развитие моторики обеспечивает развитие
других систем. Для того чтобы эффективно определять форму, объем
и размер предмета, ребенок должен иметь хорошо развитые скоординированные движения мышц обеих рук, мышц глаз и мышц шеи.
Таким образом, три группы мышц обеспечивают функцию восприятия.
Данные факты позволяют вести речь о единении процессов сенсорного
и психомоторного развития детей.
Итак, мы пришли к выводу, что сенсомоторика (от лат. sensus –
чувство, ощущение и motor – двигатель) — это взаимокоординация
сенсорных и моторных компонентов деятельности: получение сенсорной
информации приводит к запуску тех или иных движений, а те, в свою
очередь, служат для регуляции, контроля или коррекции сенсорной
информации.
Дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития
способностей. Потери, допущенные в этот период, невосполнимы в полной
мере в последующей жизни. Недостаточное сенсомоторное развитие детей
раннего и дошкольного возраста приводит к возникновению различных
трудностей в ходе дальнейшего обучения.
Профессор Н.М. Щелованов называл дошкольный возраст “золотой
порой” сенсомоторного воспитания и важно предоставить детям в этот
период все возможности для обогащения их чувственного и двигательного
Вот что писал Ушинский о детской деятельности: "Дитя мыслит
формами, звуками, ощущениями вообще, и тот напрасно и вредно насиловал
бы детскую природу, кто захотел бы заставить мыслить иначе. Дитя требует
деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а её
однообразием и односторонностью".
И.М. Сеченов говорил: «Движения руки человека наследственно не
предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения, как
результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и
мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с
окружающей средой».
Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики
(Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители
отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И. Тихеева, А. В.
Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина и др.) справедливо считали, что
сенсомоторное воспитание, направленное на обеспечение полноценного
сенсомоторного развития, является одной из основных сторон дошкольного
воспитания.
Значение сенсомоторного развития ребенка для его будущей жизни
выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу
разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсомоторного воспитания в детском саду. Задача детского сада –
обеспечить наиболее полное развитие воспитанников с учетом возрастных
характеристик на этапе завершения дошкольного образования, подготовить
их к обучению в школе. Уровень развития сенсомоторики – один из
показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно
ребенок, имеющий высокий уровень развития сенсомоторики, умеет
логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание,
связная речь.
В дошкольном возрасте важно развить механизмы,
необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления
ребенком сенсорного, двигательного и практического опыта, развития
навыков ручной умелости.
 
 
Список литературы:

 
  1. Венгер Л.А, Пилюгина Е.Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка:
книга для воспитателей детского сада.- М.: Просвещение , 1998 .- 144 с.
  1. Ильина М.Н. Развитие ребёнка от первого дня жизни до шести лет – М.:
Дельта, 2001 – 159 с.
  1. Краснощёкова Н.В. Развитие ощущений и восприятия у детей от
младенчества до младшего школьного возраста. Игры, упражнения, тесты.-
Ростов н/Д: Феникс, 2007
  1. Пилюгина В.А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие
восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста.
-М.: Просвещение, 1996 – 112 с.
  1. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. – М.; Мозаика-
Синтез, 2009 – 72 с.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»