Усвоение предлогов детьми с общим недоразвитием речи
Пискленова Ирина Борисовна,
учитель-логопед
Нарушение речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом имеют различные формы, которые характеризуются своеобразием механизмов и особенностями симптоматики. У детей, страдающих тяжелыми речевыми нарушениями, несмотря на различие в структуре дефекта, наблюдается известное единство проявлений. К таким проявлениям многие авторы относят позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграмматизмы, дефекты нарушения и фонемообразования. Одним из специфических симптомов речевых нарушений являются трудности в усвоении предложно-падежных конструкций (предлогов).учитель-логопед
В русском языке значения, выражаемые конструкциями данного типа, очень разнообразны и сложны. Усвоение и развитие грамматического строя речи в онтогенезе происходит постепенно. Правильное употребление детьми словосочетаний составленных по способу предложно-падежного управления, свидетельствуют о довольно высоком уровне развития лексико-грамматической системы языка. Предлоги появляются не все сразу, а постепенно. Они не имеют собственного лексического значения. Грамматически обоснованное сочетание предлогов со знаменательными словами позволяет увидеть, какое разнообразие лексических значений можно получить с помощью этих служебных слов. Сложность вопроса заключается в том, что один и тот же предлог, включаясь в разные словосочетания или предложения, может передавать несколько значений. С помощью предлогов могут быть переданы не только прямые значения (например, наглядно воспринимаемые пространственные отношения), но и переносные, обобщенные значения, наиболее трудные для понимания, и, что особенно важно, для употребления в собственной речи. Кроме того, предлоги выполняют синтаксическую функцию. Поэтому правильное употребление предложно-падежных конструкций не сводится только к лексически верному выбору предлога. Огромное значение имеет падежное окончание существительного, что является достаточно сложным, поскольку флексия заключает в себе лишь грамматическое значение, опора на лексику отсутствует.
Следовательно, чтобы правильно построить предложно-падежную конструкцию, ребенку необходимо учесть следующие факторы: предлог, лексическую основу и падежное окончание. Достичь этого весьма сложно, ребенок должен обладать умением передвигать слово по словоизменительной шкале и сочетать предлог, как обособленный морфологический элемент, с конкретной формой слова. Такие операции не являются простыми даже для детей с нормальным речевым развитием. Поэтому нет сомнений, что они будут вызывать затруднения у детей с нарушениями речи.
Нарушения речи у детей многообразно по своим проявлениям. Одни недостатки касаются только произношения, другие затрагивают процессы фонематического развития и выражаются не только в дефектах звукопроизношения, но и в затруднениях звукового анализа. При общем недоразвитии речи нарушены все компоненты речевой системы (фонетико-фонематический и лексико-грамматический). Высока вероятность того, что у детей с данным речевым нарушением будут иметь место нарушения в построении предложно-падежных конструкций. Сложность и значимость этой проблемы заключается в том, что неправильное употребление предлогов, их пропуски, а также неправильное употребление падежных окончаний существительных ведут к аграмматизмам в устной речи, а это, в свою очередь, затрудняет развитие связной речи ребенка и, конечно, возможность нормального и полноценного обучения как в дошкольном, так и в более старшем возрасте. Когда ребенок идет в школу, появляются новые трудности. Нарушение грамматического строя речи, недоразвитие морфологических и синтаксических обобщений у детей с ОНР проявляются не только в устной речи, но и на этапе усвоения письменной речи при обучении в школе. Этот факт отмечен в работах многих авторов. Таким образом, можно сказать, что неправильное употребление словосочетаний, построенных по типу предложно-падежного управления в устной речи в последующем ведет к аграмматизмам на письме.
У детей с ОНР наблюдается недоразвитие всех компонентов речевой системы (фонетико-фонематической и лексико-грамматической). Это обусловлено тем, что в процессе онтогенеза все компоненты развиваются в тесной взаимосвязи, и недоразвитие какого-то одного компонента вызывает недоразвитие других компонентов речевой системы. Это системное недоразвитие речи оказывает отрицательное влияние на познавательную деятельность детей. Учитывая это, можно сказать, что у детей с ОНР имеются трудности усвоения предложно-падежных конструкций, которые в той или иной степени будут наблюдаться длительное время, и являться настолько стойкими, что даже при длительной логопедической работе отдельные проявления будут сохраняться. Кроме того, у детей с ОНР наблюдается значительный разрыв между пониманием и употреблением предложно-падежных конструкций, и уровень сформированности предложно-падежных конструкций у них будет соответствовать более младшему возрасту
. Условиями, определяющими несформированность предложно-падежных конструкций у обучающихся с ОНР, можно считать:
1) уровень развития речи;
2) ограниченность речевого опыта;
3)несформированность языковых операций, а конкретно грамматического структурирования;
4) недостаточное развитие познавательной деятельности;
Левина Р.Е. выделяет ошибки в написании предложно-падежных конструкций, как один из видов аграмматизмов на письме у обучающихся с ОНР. В него она включает неправильное употребление предлогов и их пропуски. Данные нарушения, как симптомы несформированности грамматического строя речи, не исчезают сами по себе. Без правильно разработанной системы коррекционного воздействия эти нарушения приведут к трудностям в школьном обучении: к неусвоению программного материала по русскому языку, и, в конечном счете, к неуспеваемости.
Дети с нарушениями речи не могут спонтанно, без помощи извне, стать на единственно правильный путь формирования речи - онтогенетического развития речи нормально развивающегося ребенка. В процессе формирования их речи ведущую роль необходимо отводить обучению, в ходе которого возникает такая речевая практика, благодаря которой увеличивается возможность самостоятельного накопления словарного запаса в условиях непосредственного речевого обучения.
Правильно подобранная логопедическая работа снизит количество ошибок не только в устной, но и письменной речи. При выборе методов обучения и коррекции необходимо учитывать специфику развития детей, предусматривать организацию и проведение их обучения с учетом индивидуальных особенностей.