Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Современное состояние проблемы изучения нарушений
звукослоговой структуры слова у дошкольников

Киселёва Ирина Юрьевна,
учитель-логопед ГБДОУ
детский сад № 112 Санкт-Петербурга
 
Вопрос об усвоении звукослоговой структуры слова занимает особое место в ряду проблем психологии,  лингвистики и логопедии.
Употребляя термин «слоговая структура слова», мы вкладываем в это понятие следующие признаки: количество слогов в слове и ударность, последовательность слогов в слове, строение отдельных слогов (прямой и обратный, открытый и закрытый, слог со стечением согласных или без стечения). Нарушения слоговой структуры слова являются очень стойкими и удерживаются дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков.
Овладение слоговой структурой слова влияет на усвоение произношения отдельных звуков, на усвоение словарного запаса, грамматического строя речи, на овладение грамотой.
Дошкольный возраст наиболее сензитивный, наиболее благоприятный для формирования звуковой стороны речи. В дошкольные годы происходит интенсивное умственное развитие ребенка, он овладевает речью, знакомится с богатством звукового, лексического и грамматического состава языка.
В детском саду, еще задолго до непосредственного обучения грамоте детям дают первоначальные представления и знания о слове и его структуре (звуковой, слоговой), о звучащем слове – единице языка.
Это период ознакомления со словом – его смысловой и фонетической или звуковой стороной (слово звучит, состоит из звуков, следующих в определенной последовательности, имеет слоги, один из них – ударный и т.п.).
Обучение грамоте в школе требует повышение темпа и качества учебно-воспитательной работы в детском саду, так как изменилось содержание начального обучения.
Чтобы научиться писать и читать, ребенок должен понять, что речь рождается из слов, он должен усвоить звукослоговое строение слов русской речи и обозначение звуков буквами. Поэтому еще у дошкольника необходимо сформировать представление об акустическом, артикуляторном, оптическом и кинестетическом образе слова с помощью развития у него фонематического восприятия, фонематических представлений, фонематического, слогового, звукового анализа и синтеза, а также с помощью усвоения смыслоразличительной функции фонематической системы языка и функции слухопроизносительной дифференциации фонем.
От того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но все последующее усвоения языка – грамматики и связанной с ней орфографии.
В результате работы над звукослоговой структурой слова у детей формируется особая, лингвистическое отношение к речи, языковой действительности.
Медленно и своеобразно продвигаются дети с нарушениями развития речи в овладении звукослоговой структуры слов.
Почти вся речевая патология в детском возрасте обусловлена теми или иными факторами (причинами),  которые действовали до того, как у ребенка началось развитие речи. А поэтому, каждому ребенку с любой формой нарушения речевой функции, независимо от того, захватывает ли поражение центральные механизмы речи, или только периферические, или и то и другое сочетается между собой, предстоит овладеть звукослоговой структурой слов.
Данные условного эталона нормы (по А.Н. Гвоздеву (1961 г.)) в конкретном виде представляют ход усвоения ребенком звукослоговой структуры слов.
В исследованиях по логопедии всегда указывалось на то, что развитие речи в норме и в условиях патологии характеризуется рядом общих черт и закономерностей. Для того, чтобы выявить конкретные факты общности и различий нормального и нарушенного хода речевого развития, необходимо проследить процесс усвоения родного языка в двух рассматриваемых случаях.
Не исключено, что специфические проявления, свойственные дизонтогенезу речи, могут быть выраженными и во всей полноте, и в меньшей степени, как быстро, так и медленно изживаемы из речевой практики ребенка.
Поэтому проведение сравнительного анализа нарушений звукослоговой структуры слова у детей со стертой дизартрией и нормальным речевым развитием представляется актуальным.
Литература
  1. Хрестоматия по логопедии. Под ред. Л.С.Волковой, В.И.Селиверстова. (раздел 3 Дизартрия). М., 1997 г.
  2. Логопедия.  Под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаковской. М., 1998 г.
  3. Белявский М.В., Светозарова Н.Д. Слоговая фонетика и 3 фонетики Л.В.Щербы. Л., 1981 г.
  4. Бондарко Л.В. Звуковой строй современного русского языка. М., 1977 г.
  5. Буланин Л.Л. Фонетика современного русского языка. М., 1970 г.
  6. Винарская Е.Н., Плутов А.Н. Дизартрия и ее топико-диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга. Ташкент, 1973 г.
  1. Гвоздев А.Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка. М.-Л., 1948 г.
  2. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961 г.
  3. Гоер А.Э., Гоер Г. (Дерягина). Первый период языковой деятельности ребенка. -// «Детская речь» под ред. Н.А.Рыбникова – М., 1927 г.
 
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»