Развитие речи в онтогенезе
Петрова Татьяна Николаевна
Программа воспитания в детском саду предусматривает развитие всех сторон устной речи: словаря, грамматического строя, звукопроизношения. Словарный состав языка - это все слова, имеющиеся в нем. Грамматический строй определяет правила соединения слов в предложения. Любое слово, фраза находят свое выражение лишь с помощью тех или иных звуков. Все эти структурные части языка теснейшим образом связаны друг с другом. Словарь и грамматический строй развиваются и совершенствуются постоянно не только в дошкольном возрасте, но и в процессе обучения в школе. Правильное звукопроизношение формируется у ребенка в основном к пяти годам. Поэтому воспитание правильного произношения всех звуков родного языка должно быть закончено в дошкольном возрасте. А так как звук является смысловой единицей лишь в слове, то вся работа по воспитанию правильного звукопроизношения неразрывно связана с работой по развитию речи детей.М.Ф. Фомичева указывает на то, что речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка.
Для качественной диагностики нарушений речи или недоразвития каких-либо компонентов языковой системы, необходимы полноценные знания о закономерностях развития речи в онтогенезе.
А.Н. Леонтьев под онтогенезом детской речи понимает сложное взаимодействие процесса общения взрослых и ребенка, процесса поэтапно
развивающегося, усложняющегося, совершенствующегося, и специализированных функциональных систем, поэтапно формировавшихся и сменяющих друг друга в психике ребенка. В онтогенезе речь выступает не только как средство деятельности, познания окружающего мира, но и как результат активной познавательной деятельности ребенка и в конечном счете зависит от последней. Естественный онтогенез речевой моторики складывается из двух фаз.
Первая фаза - морфологическое созревание центральных нервных элементов: происходит миелинизация проводящих путей, которая заканчивается в основном к 2 - 3 годам.
Вторая фаза - это функциональное дозревание и накапливание работы координационных уровней. В этой фазе развитие речевой моторики идет не всегда прогрессивно - в некоторые периоды могут происходить временные отставания и даже регресс.
Речевая деятельность ребенка формируется постепенно и проходит несколько этапов своего становления.
Формирование связной речи у ребенка невозможно без усвоения звуковой стороны русского языка, куда входят два взаимосвязанных процесса: процесс развития восприятия звуков (развитие фонематического слуха) и процесс произношения звуков речи.
Первые голосовые проявления возникают у ребенка очень рано и связаны с криком, гулением, лепетом. В состав крика, гуления и лепета входят звуки, как имеющиеся в языке, так и отсутствующие в нем. Значение этого периода (шум, гуление, лепет) состоит в том, что в процессе произношения звуков совершенствуется слуховое восприятие и артикуляционный аппарат. Это приводит к возможности подражания звукам языка, которые ребенок слышит в речи окружающих. Усвоение звуковой стороны языка начинается с того момента, когда язык начинает служить средством общения. Это понимание слов взрослых, обращенных к ребенку, и первые самостоятельно произносимые слова. Раннее понимание ребенком слов и даже инструкций, произносимых взрослыми, строится не на восприятии их фонематического состава, а на узнавании общей ритмично-мелодической структуры слова или фразы. Слово на этой стадии воспринимается ребенком как единственный, нерасчлененный звук, обладающий определенной ритмико-мелодичной структурой.
Поэтому с изменением звукового состава, но при сохранной ритмико-мелодичной структуре понимание все равно сохраняется. Движение ребенка в ответ на речевые сигналы образуется по типу временной связи, в которой слово взрослого выступает как условный раздражитель, а подкреплением служит безусловный, ориентировочный рефлекс. Во всех этих случаях основное значение имеет интонация произносимых звуков, слов или фраз, а не предметное значение. Например, заменив слово «возьми» словом «гудит», можно получить соответствующие двигательные реакции. У 7 - 8 месячных детей слово не отличается от любого другого первоначального звукового раздражения, а у 10 – 11 месячных детей реакция на слово приобретает существенный характер.
Период, во время которого понимание речи строится не на восприятии специфических языковых средств (фонем), Н.X. Швачкин назвал периодом дофонемного развития.
Следующий период, когда в понимании речи все большее значение приобретает восприятие собственно языковых средств (фонем), он назвал периодом фонемной речи.
Этот период характеризуется быстрым увеличением пассивного словаря, то есть ростом понимания речи взрослого, и появлением первых детских слов. Н.X. Швачкин подробно исследовал развитие фонематического восприятия речи в этом периоде. Он изучал понимание детьми слов, различающихся только одной фонемой. С этой целью им был выработан специальный набор слов, включающий все фонемы русского языка. Н.Х. Швачкин обучал детей пониманию этих слов (каждое слово обозначало какой-либо предмет), и затем он выяснял, насколько понимание опирается на восприятие фонематического состава слов, отличающихся друг от друга какой-либо одной фонемой.
Н.X. Швачкин разработал последовательность развития фонематического восприятия звуков речи у детей. Первый шаг в фонематическом развитии детской речи - это различение гласных звуков. Второй шаг - различение согласных звуков. Согласные звуки различаются в следующей последовательности:
1. сонорные и артикулярные шумные;
2. твердые и мягкие согласные;
3. сонорные между собой;
4. сонорные и неартикулярные шумные;
5. губные и язычные;
6. взрывные и придувные;
7. передне- и заднеязычные;
8. глухие и звонкие согласные;
9. шипящие и свистящие;
10. плавные и Jot.
Фонемы, нечетко произносимые ребенком, различаются значительно позже фонем, четко произносимых. Время появления фонематического различения звуков зависит от места звуков в слове. В начале слова звуки различаются детьми раньше, чем в конце слова. К концу второго года жизни ребенок пользуется при понимании речи фонематическим восприятием всех звуков русского языка. Одновременно с развитием фонематического восприятия происходит интенсивное развитие активного словаря ребенка и овладение произношением.
Вопрос об усвоении звукового состава языка и особенностях использования его в активной речи ребенка наиболее подробно освещен в работах А.Н. Гвоздева. Особенностью передачи ребенком звуков в начальный период их усвоения является неустойчивость артикуляции при их произношении. Это свидетельствует о том, что в этом периоде у ребенка еще отсутствуют строго разграниченные фонемы, и он оперирует еще своеобразными диффузными звуками, характеризующимися неустойчивостью отдельных компонентов.
Усвоение нового звука в большинстве случаев происходит не сразу, а постепенно, через промежуточные звуки. Период окончательного закрепления нового звука длится от 15 до 22 дней, иногда - до 3-х месяцев. Чем сложнее звук по артикуляции, тем длительнее этот период.
Так, по данным А.Н. Гвоздева, у его сына освоение отдельных звуков длилось: «Т» - 20 дней, «В» - 2 месяца 24 дня, «З» - 1 мес. 24 дня, «Ж» - 19 дней... Усвоение фонетики в основном определяется речедвигательной сферой и зависит от артикуляторной сложности произносимого звука.
Так на 2-м году жизни дети довольно четко начинают произносить такие гласные звуки, как А, У, О, но звуки Ы, Э заменяют звуками И, Е; большинство согласных малыш еще или совсем не произносит, или произносит неверно, заменяя их более простыми в артикуляционном отношении звуками. Ряд твердых согласных заменяется мягкими. В основном это относится к переднеязычным звукам Т, Д, С, 3 (дай - «дяй»; санки - «сянки»), отсутствуют шипящие звуки, звуки -ръ, р.
На третьем году жизни, имея уже достаточно развитое фонематическое восприятие (дети почти не смешивают слова, близкие по звучанию, порой отличающиеся только одним звуком), малыши пытаются «подогнать» свое произношение к общепринятому. Но это им не всегда удается, и они заменяют недостающие звуки другими, более легкими для произношения, например: Р и Л заменяют звуками -й- или -ль-, шипящие и твердые свистящие - мягкими свистящими звуками, а иногда и звуками -тъ-, -дъ- («сюба», «тюба» вместо шуба, «зюк», «дюк» вместо жук..). В этом возрасте дети правильно и четко произносят гласные А, У, И, О (некоторые дети еще могут замещать или недостаточно четко произносить звуки -ы-, -з-), согласные: м, п, д, т, н, в, ф, л, х (некоторые дети еще заменяют звук -х- звуком и-: «илеб» вместо хлеб, смягченно произносят звуки -77?-, -д-: «тяни» - вместо Тани), йотированные звуки й, я, ю, е, ё, усваивают мягкие согласные -съ-, -зь-, твердые согласные большинство детей начинает произносить правильно к концу года. Звук -ц- отсутствует и заменяется звуком -тъ- или -съ- (с). Однако к концу года этот звук у некоторых детей появляется и произносится правильно.
Дети третьего года жизни начинают правильно произносить звук -лъ-, заменяя им недостающие звуки -л-, -ръ-, -р- («люл», «лела» вместо лук, репа.).
На четвертом году жизни происходит изменение артикуляционного аппарата, становятся более координированными движения мышц, принимающих участие в образовании звуков (языка, губ, нижней челюсти). Укрепление мышц кончика и спинки языка способствует правильному произношению без смягчения твердых согласных. Дети все чаще начинают верно, произносить слова со стечением 2-3 согласных, становится возможным употребление более сложных по слоговой структуре слов (3 - 4 и более). Некоторые дети начинают сосредотачивать свое внимание на звуковом оформлении слов, подмечать ошибки в их звучании у сверстников. Со стороны произношения отмечается появление многих звуков. Большинство детей правильно произносят такие ранее непроизносимые звуки, как звуки -ы-, -э-, -х-, приближают к норме и более четко произносят свистящие звуки, появляется звук -ц- (некоторые дети лишь приближают этот звук к норме и в три года произносят его как -тц- или - тс-). У некоторых детей появляются звуки позднего онтогенеза (звуки -ш-, -ж-, -ч-, -щ-, -л- -р-) но, как правило, большинство малышей еще не произносят шипящие звуки, заменяя их соответствующими твердыми свистящими: звук -ш- звуком -с- («суба» вместо шуба), -ж- на -з- («заба» вместо жаба), -ч- на -г- («цасы» вместо часы), -щ- на -с- или -съ- ("сенок" вместо щенок, «савель» вместо щавель), сонорные звуки -ръ-, -л- заменяют -й- или -ль- («йак» или «ляк» вместо рак, «лека», «йодка» вместо река, лодка). С появлением у некоторых детей шипящих звуков наблюдается обратная замена, когда вновь появившиеся звуки произносят и в тех словах, где их употребление неуместно: например, в тех словах, где надо произносить свистящие звуки («капушта» вместо капуста).
В многосложных словах, особенно со стечением нескольких согласных, малыши еще нередко пропускают звуки, слоги, переставляют их. Постепенно к концу года дети преодолевают эти трудности и начинают верно сохранять слоговую структуру слова.
К концу четвертого года жизни произношение детей значительно улучшается, закрепляется правильное произношение свистящих звуков, начинают появляться шипящие, у некоторых детей звуки -л- -р-. Однако у большинства детей еще имеются различные несовершенства звукопроизношения: отсутствие шипящих, звуков -л-, -р-, что еще не является патологией в речевом развитии ребенка.
На пятом году жизни достаточная подвижность мышц артикуляционного аппарата дает возможность ребенку осуществить более точные движения языком, губами, четкое и правильное движение и положение их необходимо для произношения сложных звуков.
В этом возрасте значительно улучшается звукопроизношение детей: полностью исчезает смягченное произношение согласных, редко наблюдаются пропуски звуков и слогов. Большинство детей к пяти годам усваивают и правильно произносят шипящие звуки, звуки -л-, -ръ-, -р-. отчетливо произносят многосложные слова, точно сохраняя в них слоговую структуру. У некоторых детей еще неустойчивое произношение определенных групп звуков, например, свистящих и шипящих - в одних словах звук произносится правильно, в других неверно, неотчетливо произношение отдельных слов, особенно многосложных и малознакомых. В этом возрасте дети иногда испытывают трудности в произношении звуков, особенно в тех словах, которые насыщены определенными согласными, например, свистящими и шипящими одновременно, звуками -л- и -р- (старушка...). Это объясняется тем, что у детей не закреплены некоторые звуки или они нечетко дифференцируют их на слух и в собственном произношении. Под влиянием обучения такое несовершенство звукопроизношения со временем исчезает.
На пятом году жизни ребенок способен узнавать на слух наличие того или иного звука в слове, подбирать слова на заданный звук. Это доступно детям лишь в том случае, если у них хорошо развито фонематическое восприятие.
К концу пятого года жизни многие дети правильно произносят все звуки родного языка.
На шестом году жизни ребенок имеет хорошо развитый фонематический слух. Он не только хорошо слышит звуки, но и способен выполнять различные задания, связанные с выделением слогов или слов с заданным звуком из группы других слогов или слов, произвести подбор слов на определенные звуки, выполнить другие более сложные задания. Произношение шестилетних детей мало чем отличается от речи взрослых, затруднения отмечаются лишь в тех случаях, когда в речи встречаются трудные для произношения новые слова, или слова, насыщенные сочетаниями звуков, которые, произнося, они еще недостаточно дифференцируют.
Произносительная сторона речи ребенка седьмого года жизни достигает довольно высокого уровня. Он правильно произносит все звуки родного языка, четко и внятно произносит фразы. Ребенок имеет достаточно развитое фонематическое восприятие, приобретает некоторые навыки элементов звукового анализа слов: умеет выделять звук в словах, подбирать слова на определенные звуки, требующие точной дифференцировки (например: звонкие и глухие, твердые и мягкие пары звуков, свистящие и шипящие), устанавливать последовательность звуков в словах, членить слова на слоги, предложения на слова...
Своевременное формирование правильного произношения имеет важное значение для общей культуры речи и, следовательно, для нормального речевого общения со сверстниками и взрослыми, для успешного овладения грамотой, а при поступлении в школу - для усвоения школьной программы.
Расширение жизненных отношений ребенка, усложнение его деятельности и общения со взрослыми на протяжении дошкольного возраста приводит к интенсивному росту словаря.
С первых месяцев второго года жизни малыш все чаще начинает самостоятельно употреблять осмысленные слова. Особенно быстро наполняется словарь в последние месяцы второго года жизни. Количество произносимых слов, которыми пользуется ребенок к концу второго года, у разных детей колеблется от 100 до 300 слов [6]. Чаще всего это существительные - названия игрушек, предметов ближайшего окружения, реже употребляются глаголы, наречия. Из прилагательных дети используют слова, в основном указывающие на размер предмета: большой, маленький (только к концу второго года). Объем словаря зависит как от условий воспитания ребенка, от частоты объяснения его со взрослыми, а качество - от того, какие слова взрослые чаще употребляют в своей речи, как четко указывают малышу на то, какие действия можно производить с игрушками, предметами, как действует сам ребенок, указывают на признаки окружающих предметов (чашка большая, белая).
На третьем году жизни словарный запас ребенка увеличивается в несколько раз. Ребенок знает названия многих предметов: игрушки, посуда, одежда, то есть в основном тех предметов, которые находятся в ближайшем окружении.
В этом возрасте ребенок начинает шире использовать глаголы. Но все же в словарном запасе малыша преобладают существительные (60%), затем глаголы (25-27%), и менее всего - всего лишь 10-12% - прилагательные [5]. Ребенок начинает широко пользоваться местоимениями, предлогами (например, предлог -на- употребляет чаще, чем -в-, но реже пользуется предлогами -из-, -за-). При помощи прилагательных ребенок обозначает не только размеры предметов, но и все чаще называет их цвет, свойства, качества (красный, зеленый, плохой, хороший, горячий...), форму (круглый шарик).
Таким образом, в речи ребенка третьего года жизни есть почти все части речи, за исключением числительных, причастий, деепричастий. В этом возрасте в речи детей преобладают слова-названия, собирательные существительные (например, такие, как посуда, одежда) пока отсутствуют. Многие названия предметов ребенок хорошо знает (быстро находит среди разных вещей одной группы нужные), они есть в его пассивном словаре, но в активной речи он пользуется ими не всегда. Все реже малыш прибегает к облегченным словам (говорит собака вместо ранее употребляемого «ав-ав»). Нередко сам придумывает слова: это указывает на то, что он начинает осознавать звуковую сторону слова («мазелин» вместо «вазелин»). Иногда дети еще продолжают путать сходные предметы, предназначенные для одной цели, например, ботинки называют туфли, сандалии - тапки; почти не называют детали предметов, части. В качественном отношении словарь детей с возрастом становится все более неравнозначным. Это зависит не только от условий воспитания, но и от местности, где проживает ребенок.
К концу четвертого года жизни словарный запас ребенка достигает приблизительно 1500-2000 слов [6]. Разнообразней становится словарь и в качественном отношении. В речи детей этого возраста, кроме существительных и глаголов, все чаще встречаются другие части речи: местоимения, наречия, появляются числительные (один, два), прилагательные, указывающие на отвлеченные признаки предметов. К концу года они нередко используют в своей речи притяжательные местоимения (мой, твой), притяжательные прилагательные (папин стул, мамина чашка), однако и теперь в самостоятельной речи ребенок еще не пользуется такими собирательными существительными, как одежда, обувь, овощи, фрукты... Он лишь перечисляет отдельные конкретные предметы, вещи: «Это рубашка (помидор, огурец, пальто)». Иногда ребенок, не зная названия предмета, употребляет, наоборот, обобщающие слова: «Видел дерево» (а не березу, сосну). Активный словарный запас, которым располагает ребенок на этом возрастном этапе, дает ему возможность свободно общаться с окружающими.
Увеличение активного словаря (от 2500 до 3000 слов) к концу пятого года жизни создает возможность ребенку полнее строить свои
высказывания, точнее излагать свои мысли [6]. В речи детей этого возраста все чаще появляются прилагательные, которыми они пользуются для обозначения признаков и качеств предметов, отражения временных и пространственных отношений; для определения цвета, кроме основных, называют дополнительные (голубой, темный), появляются слова, указывающие на материал, из которого сделан предмет (железный ключ). Все шире ребенок использует наречия, личные местоимения (последние часто выступают в роли подлежащих); сложные предлоги (из-под, около и др.), появляются собирательные существительные (посуда, одежда, овощи...), однако их ребенок употребляет очень редко. Свое высказывание четырехлетний ребенок строит из двух-трех и более простых распространенных предложений, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения использует чаще, чем на предыдущем возрастном этапе, но все же еще мало.
Обогащение и расширение словаря ребенка шестого года жизни осуществляется не только за счет ознакомления с новыми предметами, их свойствами и качествами, новыми словами, обозначающими действия, но и за счет названий отдельных частей, деталей предметов, за счет использования новых суффиксов, приставок, которые дети начинают широко употреблять. Все чаще в речи ребенка появляются обобщающие существительные, прилагательные, обозначающие материал, свойства, состояние предметов. За год словарь увеличивается на 1000-1200 слов (по сравнению с предшествующим возрастом) [6]. К концу шестого года жизни ребенок более точно дифференцирует обобщающие существительные, например: не только называет слово животное, но и может указать на то, что лиса, волк - это дикие звери, а корова, лошадь - домашние животные. Дети используют в своей речи отвлеченные существительные, прилагательные, глаголы. Многие слова из пассивного запаса слов переходят в активный словарь.
Несмотря на значительное расширение лексики, ребенок еще далек от свободного пользования словами. Хорошей проверкой и показателем овладения словарем является умение детей подбирать противоположные по смыслу слова (антонимы) - существительные (вход-выход), прилагательные (хороший - плохой), наречия (быстро - медленно), глаголы (говорит - молчит), подбирать наибольшее количество прилагательных и определенных существительных (Какой может быть дождь? - холодный, сильный, грибной...), наречий (Как может говорить мальчик? - быстро, медленно...), подбирать близкие по смыслу слова (синонимы, например, к слову ходить - идти, шагать, топать...).
Словарь ребенка все еще недостаточно богат прилагательными, наречиями, глаголами, да и слов, близких по смыслу, дети этого возраста подбирают еще не много.
На седьмом году жизни в качественном и количественном отношении словарь ребенка достигает такого уровня, что он свободно общается со сверстниками, может поддержать разговор на любую тему, доступную для понимания в его возрасте. При рассказывании он стремится точно подбирать слова, яснее отражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое. В активном словаре ребенка все чаще встречается дифференцируемый подход к обозначению предметов (машина легковая и грузовая, а не просто машина; одежда, обувь зимняя и летняя). Он все шире пользуется словами, указывающими на профессиональную принадлежность, отмечая при этом некоторые действия и операции, которые совершают взрослые в процессе труда, и качество их работы, используя эти слова в своей игре. Ребенок чаще начинает употреблять в своей речи отвлеченные понятия, сложные слова (длинноногий жираф), пользоваться эпитетами, понимать метафоры.
Расширяется многозначность употребления слов (чистая рубашка, чистый воздух), ребенок понимает и использует в своей речи слова с переносным значением, в процессе высказывания способен быстро подбирать синонимы, которые бы более точно отражали качество, свойства предметов, действия, совершаемые с ними. Он может точно подобрать слова при сравнении предметов или явлений, подмечая в них сходство и различие (белый, как снег), все чаще пользуется сложными предложениями, включая причастные и деепричастные обороты. Плавность, точность речи при свободном высказывании является одним из показателей словарного запаса ребенка и умения правильно пользоваться им.
Количественный и качественный рост словаря во многом зависит от условий жизни, того внимания, которое взрослые уделяют речевому развитию ребенка. Очень важно, чтобы ребенок с самого начала усваивал словарь по какой-то определенной системе, чтобы для него это не было множество никак между собой не связанных слов.
Дошкольное детство является периодом чрезвычайно интенсивного развития форм и функций речи и овладения грамматическим строем. Грамматический строй в процессе становления речи усваивается детьми самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих. При этом важную роль играют благоприятные условия воспитания, достаточный уровень развития словаря, фонематического слуха, наличие активной речевой практики, состояние нервной системы ребенка. А.Н. Гвоздев в своей работе «Формирование у ребенка грамматического строя русского языка» представляет систематический анализ процесса усвоения ребенком языка и охватывает все стороны развития речи: синтаксис, морфологию, процессы словообразования.
На основании тщательно проведенного изучения формирования грамматического строя русского языка А.Н. Гвоздев намечает следующие периоды его формирования.
Первый период - от 1 года 3 месяцев до 1 года 10 месяцев. Это период, состоящий из аморфных слов-корней, которые употребляются в одном неизменном виде во всех случаях, где они используются.
Второй период - от 1 года 10 месяцев до 3-х лет. Характеризуется быстрым ростом разных типов простого и сложного предложений, в которых члены предложения получают выражение в синтаксических средствах языка.
Третий период - от 3-х до 7 лет. Характеризуется усвоением типов склонений и спряжений. В возрасте от 2 до 7 лет ребенок проделывает огромную работу по овладению всеми основными формами родного языка. К таким формам прежде всего относятся сложные предложения с союзами и разнообразные падежные формы, отражающие отношения между предметами.
По данным А.Н. Гвоздева из 39 союзов и союзных слов, отличаемых и употреблявшихся ребенком в сложных предложениях до 3-х лет - 15 союзов. Например, а, и, как, где, с 3-4 лет - еще 13 союзов, например: если, куба, сколько...; с 4-6 лет - еще 11, например: потому что, отчего, который, чтобы..,
Таким образом, большую часть союзов и союзных слов ребенок начинает употреблять в речи до 4 лет.
На протяжении дошкольного возраста значительно увеличивается количество отношений, выраженных каждым падежом. Так, например, если в речи младшего дошкольника временные отношения представлены формами винительного, творительного падежей, то у старших дошкольников эти отношения начинают выражаться формами родительного и дательного падежей.
По данным А.Н. Гвоздева [2], употребление падежных форм впервые отмечается в самом конце второго года жизни. На протяжении всего третьего года усвоение разнообразных падежных форм происходит особенно активно. Из 47 различных форм, употребление которых было отмечено за весь период от 2 до 7 лет, к 3 годам употребляется 39 форм, к 3-3,5 - еще 8 форм. После 3,9 лет ничего нового не появляется. Дальнейшее развитие заключается в овладении точными падежными формами. Например: на шестом году жизни ребенок редко допускает ошибки в падежных окончаниях существительных и прилагательных, часто правильно употребляет родительный падеж существительных во множественном числе (окон, ламп, карандашей).
А.Н. Гвоздев указывает, что формирование согласования в роде проходит длинный путь развития и усваивается относительно поздно. На начальных этапах развития речи преобладают согласования в женском роде, затем - согласования в мужском роде. Прежде всего возникает ориентировка в склонении существительных женского рода на -а и мужского на твердую основу, затем - на мягкую основу. Усвоение склонений существительных среднего рода происходит несколько позднее и с большим трудом. Установлено, что в отношении освоения эти существительные очень четко разбиваются на две группы: быстрее устанавливается правильное изменение по падежам у существительных среднего рода с ударными окончаниями, и более продолжительное время - с безударными. Младшие дошкольники при склонении существительных среднего рода еще не всегда ориентируются на их отношение в именительном падеже, смешивая при склонении этих слов окончания первого и второго.
У старших дошкольников падежные формы образуются целиком по одному из типов склонений. Они уже целиком ориентируются на окончания в именительном падеже в зависимости от того, как дети его произносят. Если безударное окончание воспринималось или произносилось ими как -а-, они употребляют во всех падежах окончания первого склонения, если же они принимали окончание за редуцированное -о-, то они воспроизводят во всех падежах окончания первого склонения. У младших дошкольников встречаются случаи двойного склонения одного и того же слова: в зависимости от того, как оно произносится в именительном падеже, ребенок будет изменять это слово по остальным падежам. Например, произнося слово «ограда», ребенок его изменяет по первому склонению, а произнося его как слово «оград», придает ему во всех падежах окончания 2 склонения. У старших дошкольников уже не встречается случаев «двойного» склонения. В дошкольном возрасте дети овладевают большинством суффиксов для обозначения пола и детенышей. В это время дети начинают необычайно легко образовывать слова, меняя их смысл, добавляя различные суффиксы.
На шестом-седьмом году жизни появляются суффиксы, за счет которых дети образовывают новые слова: -аръ- (библиотекарь, токарь), - ун- (бегун), -сип- (медвежата, ежата), -ок- (песок, ветерок), -или- (сложили, платили), -очк- (лампочка), -ик- (столик), -онок- (медвежонок).
Постепенно ребенок усваивает морфологическую систему русского языка и переходит к связной речи. В психологии связанной речью считают умение раскрыть мысль в связном речевом построении. Связная речь - контекстная, так как она понятна для слушателей только на основе самого контекста речи. Такая речь - это сложная форма речевого общения, поэтому ребенок овладевает ею не сразу. На четвертом году жизни ребенок еще не способен последовательно, логично, связно и понятно для окружающих самостоятельно рассказывать о событиях, свидетелем которых он был, не может толково пересказать содержание прочитанных ему сказки, рассказа. Речь все еще носит ситуационный характер. Высказывания ребенка содержат короткие, распространенные предложения, часто лишь отдаленно связанные между собой по содержанию; понять их содержание без дополнительных вопросов не всегда можно, еще нет той развернутости в высказывании, которая характерна для монологической речи. Ребенок четвертого года жизни также не может самостоятельно раскрыть или описать содержание сюжетной картинки. Он лишь называет предметы, действующих лиц или перечисляет действия, которые они совершают (прыгает, умывается), имея хорошую память, малыш способен запомнить и воспроизвести небольшие по объему стихотворения, потешки, при неоднократном чтении одной и той же сказки может почти дословно передать содержание, часто не понимая смысла слов.
На пятом году дети начинают овладевать монологической речью. В их речи начинают появляться предложения с однородными обстоятельствами. Они усваивают и правильно согласовывают прилагательные с другими частями речи в косвенных падежах. Однако многие все еще не могут самостоятельно без помощи взрослых связано, последовательно и точно пересказать смысл прочитанной сказки, рассказа.
У ребенка шестого года жизни совершенствуются связная речь и монологическая. Он может без помощи взрослого передать содержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма, описать те или иные события, свидетелем которых он был сам. Стремясь к тому, чтобы слушателем его высказывание было правильно понято, ребенок довольно охотно поясняет детали своего рассказа, специально повторяет отдельные его части. Он способен рассказывать не только о событиях ближайших дней, но и о давно прошедших (например, зимой рассказывает о том, как он отдыхал летом на даче, как вместе с дедушкой собирал грибы, ловил рыбу, купался в пруду...).
В этом возрасте ребенок уже способен самостоятельно раскрыть содержание картинки, если на ней изображены предметы, которые ему хорошо знакомы. Но при оставлении рассказа он еще часто концентрирует свое внимание главным образом на основных деталях, второстепенные менее важные часто опускает.
На седьмом году жизни речь ребенка становится все более точной в структурном отношении, достаточно развернутой, логически последовательной. При пересказах, описаниях предметов отличается четкость изложения, чувствуется завершенность высказывания. В этом возрасте ребенок способен самостоятельно дать описание игрушкам, предметам, раскрыть содержание картинки, пересказать содержание небольшого художественного произведения, просмотренного фильма, сам может придумать сказку, развернуто рассказать о своих впечатлениях и чувствах. Он способен передать содержание картинки, не видя ее, только по памяти, не только рассказать о том, что изображено на картине, но и представить события, которые смогли бы предшествовать им, придумать и рассказать, как бы могли развиваться события дальше.
Для практической дошкольной логопедии надо четко представлять весь путь последовательного развития речи детей в норме, знать закономерности этого процесса и условия, от которых зависит его успешное протекание. Нужно четко знать каждый этап речевого развития ребенка, чтобы вовремя заметить те или иные отклонения в этом процессе. Все это важно для того, чтобы понять патологию речи, своевременно выявить различные нарушения, выбрать рациональные пути преодоления, предупреждения осложнений в речевом развитии ребенка.
Литература
1.Гвоздев А.Н. Усвоение ребёнком звуковой стороны русского языка. М.,1948.
2.Гвоздев А.Н. Формирование у ребёнка грамматического строя русского
языка. М.,1949.
3.Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.,1961.
4.Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.,1959.
5.Люблинская А.А. Воспитателю о развитии ребёнка. М.,1972.
6.Максаков А.И.Правильно ли говорит ваш ребёнок. М.,1982.
7.Фомичева М.Ф.Воспитание у детей правильного произношения. М.,1989.
8.Швачкин Н.Х.Развитие фонематического восприятия речи в раннем детстве.
М.,1948.