Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Наглядное моделирование как средство развития речи
младших школьников с легкой степенью
умственной отсталостью

Диневич Каталина Владимировна,
учитель
ГБОУ школа № 131 Санкт-Петербурга 
Известный педагог Я.А. Коменский, который установил "золотое правило" дидактики, утверждал, что наглядность  является главным методом обучения. Он также попытался психологически обосновать наглядный метод обучения [4]. Русский педагог К.Д.Ушинский считал, что наглядность необходимо воспринимать в тесном единстве с развитием речи. Он утверждал, что наглядное обучение должно быть отдельным предметом до тех пор, пока дети учатся читать, а затем - «слить его с объяснительным чтением». "Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит свободно, непринуждённо". К.Д.Ушинский считал: «наглядное обучение один из самых важных методов, так как так как с его помощью можно развивать элементарные умственные процессы, речь, этот метод способствует закреплению изучаемого материала в памяти учащихся» [7].
По мнению известного психолога Л.С. Выготского: «тенденция к действию у умственно отсталого ребёнка обнаруживается только при наглядной ситуации, когда материал лежит перед глазами, что такой ребёнок непосредственно связан с конкретной ситуацией, которая побуждала бы, толкала бы его к действию»[1].
Активно развивала метод наглядности в обучении умственно отсталых детей и Мария Монтессори. Обучая таких детей, она пришла к выводу о необходимости непосредственного знакомства их с окружающим миром с целью развития у них практической деятельности, в процессе которой они самостоятельно познавали объект. В её школах главным образом обращали внимание на развитие ощущений, особенно осязания, так как Монтессори считала осязание "фундаментом чувств"[5].
Важность моделирования плана высказывания не раз подчеркивалась известным психологом Выготским Л.С., который говорил о важности последовательного размещения в предварительной программе всех элементов  высказывания, также он говорил о том, что каждое звено должно вовремя сменяться последующим. [1]
Психологи и логопеды считают, что использование предметно-схематических моделей, облегчает процесс освоения связной речи.
Ребенку с интеллектуальными нарушениями необходимо многократно повторять пройденный материал, но так как внимание таких детей быстро рассеивается, и его концентрация снижается, требуется использовать разнообразные способы предъявления одной и той же информации. Для развития у детей с умственной отсталостью устойчивого познавательного интереса необходимо сделать образовательную деятельность разнообразной, интересной и насыщенной. Материал должен быть необычным, форма его предъявления должна увлекать ребенка, тем самым создавая у него положительный эмоциональный фон для обучения. Использование наглядного моделирования может помочь сделать образовательный процесс более привлекательным, эффективным и целенаправленным.
Моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Моделирование помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия и научиться работать с ними, т. к. школьники с умственной отсталостью  мыслительные задачи решают с преобладающей ролью внешних средств, а наглядный материал усваивается лучше вербального.
Ребенок, даже с интеллектуальными нарушениями,  достаточно рано встречается с символами, моделями, схемами: он может видеть вывески в магазине, на транспорте, дорожные знаки, сигналы светофора итд. Все это привлекает ребенка, он быстро и легко запоминает эти символы, понимает их значение. Поэтому использование опорных схем только поможет детям выделять главное, находить взаимосвязи.
В современной научно-педагогической литературе моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей (Венгер Л.А., Дьяченко О.М. и др.). Большое количество научных исследований подтверждают, что наглядные модели – это именно та форма выделения и обозначения отношений, которую могут освоить дети с умственной отсталостью. У ребенка, который владеет методом наглядного моделирования, способностью к замещению, появляется возможность представить себе то, о чем говорят взрослые, спрогнозировать результаты своих действий.
Преимущества использования наглядного моделирования в работе с умственно отсталыми школьниками состоят в том, что:
  • для детей с нарушениями интеллекта характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию, данный метод помогает заинтересовать ребенка, дольше удержать его внимание;
  • использование символической аналогии значительно упрощает запоминание и усвоение материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;
  • с помощью графической аналогии, мы помогаем детям научиться видеть главное, систематизировать полученные знания.
Смысл данного метода заключается в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.
Среди приемов наглядного моделирования выделяют:
  • Работа с предметами заместителями
  • Работа с пиктограммами
  • Мнемотехника и работа с мнемотаблицами
Замещение – это вид моделирования, при котором одни объекты замещаются другими, реально-условными. В качестве заместителей удобно использовать бумажные квадратики, кружки, овалы, различающиеся по цвету и величине, т. к. замещение основывается на каком-либо различии между персонажами.
Пиктограмма – символическое изображение, заменяющее слова.
Пиктограммы активно используются при работе с неговорящими детьми и особенно с детьми с расстройством аутистического спектра. С ними проводится работа введению системы PECS.  Также пиктограммы упоминаются в программе по развитию речи для детей с умеренной умственной отсталостью. Баряевой Л.Б., Логиновой Е.Т. и Лопатиной Л.В. созданы рабочие тетради из серии «Я говорю»  для всестороннего развития ребенка, основанные на использовании письменного знака в виде рисунка-пиктограммы.
Мнемоника, или мнемо­техника - система различ­ных приемов, облегчающих запоминание и увеличиваю­щих объем памяти путем об­разования дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для умственно отсталых детей, так как мыслительные задачи у них решаются с пре­обладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербально­го. Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить ее в соответствии с поставленны­ми учебными задачами.
Т.А.Ткаченко является одним из авторов, которые занимались разработкой учебных пособий с использованием метода наглядного моделирования. Она разработана схемы для составления описательных рассказов и предложила наглядные модели, являющиеся основой для их составления [6].          
Автор  определила, что использование наглядности и составление детьми плана высказывания значительно облегчает процесс становления связной речи.  Составные части схем отражают основные свойства объектов (цвет, форма, величина, материал, действия с объектами, части объекта).
Еще одним  автором, которая разрабатывала методику развития связной речи, была В.К.Воробьева. Она разработала пособие, которое  включает авторскую диагностическую методику развития связной речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста с системным недоразвитием речевой деятельности, а также разнообразные тесты для выявления состояния монологической речи.
На начальном этапе по данной методике используются геометрические фигуры, похожие на замещаемый предмет формой и цветом. Например, елочка - зеленый  треугольник. Далее, дети должны выбрать предмет заместитель, не учитывая внешние признаки объекта, ориентируясь лишь на его качественные характеристики.
В своем пособии Ефименкова Л.Н. и Садовникова И.Н. отмечают, что: «элементами плана рассказа, составленного по сюжетной картине, могут служить изображения ее объектов, как явно присутствующих на картине, так и тех, которые могут быть выделены только по косвенным признакам»[2].
Гаркуша Ю.Ф. при моделировании творческих рассказов предлагала использовать: предметные картинки, геометрические фигуры, силуэты. По ее мнению: «наглядная модель выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка» [3].
Анализ научной литературы по проблеме позволил выделить виды связных высказываний, являющихся наиболее простыми и сложными для детей. Самым простым, по мнению ученых, считается пересказ, так как при этой работе ребенок получает готовый образец рассказа, от него требуется умение выделить основные части услышанного текста, связать их между собой, а затем, опираясь на план – наглядную модель, составить рассказ.
Рассказ по сюжетной картине требует от ребенка умения выделить основные действующие лица или объекты картины, проследить их взаимосвязь, отметить особенности фона картины, додумать причины возникновения данной ситуации, составить начало рассказа, и ее последствия – конец рассказа.
Рассказы описания по пейзажной картине представляют для детей особую сложность, так как на них отсутствуют основные элементы наглядной модели – живые объекты.
Упростить ребенку процесс рассказывания по картине может метод фрагментарного рассказывания. Детям сначала предлагается составить рассказ об отдельных персонажах, элементах картины, а затем соединить все в один сюжет. Для этого можно предложить им разделить картинку на 4 части и каждую часть закрыть листочком, постепенно поднимая их – ребенок будет продолжать рассказ.
Схемы Ткаченко Т.А также активно используются при составлении описательных рассказов, с их помощью можно описывать отдельные предметы, либо их свойства.
Таким образом, проанализировав литературу по данной проблеме, мы можем сделать следующие выводы:
  1. Связная речь является наиболее сложной формой речевой деятельности, у умственно отсталых детей без специального обучения связная монологическая речь формируется с большим трудом и на момент поступления в школу представлена в виде редуцированных, нераспространенных предложений, часто не связанных между собой.
  2. Так как дети с умственной отсталостью не осознают необходимости доносить свою мысль до собеседника ясно и четко, процесс формирования связной речи у них осложняется отсутствием мотивации. Педагогу требуется постоянно применять разные методы для удержания их внимания и закрепления данного навыка.
  3. У школьников с умственной отсталость, как правило, страдают все компоненты речевой системы: нарушено звукопроизношение, ограничен словарь, страдают фонематические процессы и грамматическое оформление высказывания.
  4. Для развития связной речи у младших школьников с умственной отсталостью используются различные методы и приемы. На наш взгляд, метод наглядного моделирования наиболее полезен для построения связного высказывания. Данный метод может быть использован в работе над всеми видами монологического высказывания (пересказ, рассказ по картине и серии сюжетных картин, описательный рассказ, творческий рассказ).
Список использованной литературы
  1. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 - ти т. - Т.5.: Основы дефектологии./ Под ред. Т.А.Власовой. - М.: Педагогика, 1983. - С.368.
  2. Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Формирование связной речи у детей-олигофренов. -- М.: Просвещение, 1970.
  3. Гаркуша Ю.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. — М.: Секачев В.Ю.. ТЦ «Сфера», НИИ Школьных технологий, 2008. — 128 с.
  4. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. - Т.1. - М.: АПН СССР / Под ред. А.И. Пискунова. - М., 1982.
  5. Монтессори        М. Помоги мне сделать это самому / Сост., вступ. статья М.В.Богуславский, Г.Б.Корнетов. - М.: Изд. дом «Карапуз», 2001. – с148.
  6. Ткаченко Т. А. Использование схем в составлении описательных рассказов// Дошкольное воспитание. – М., 1991. – № 10. – С. 5–9.
  7. Ушинский  К. Д. О наглядном обучении. Избранные педагогические сочинения. -М.: Изд. АПН РСФСР, 1945
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»