Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с ОНР

Кириллова Татьяна Константиновна,
учитель-логопед ГБДОУ детский сад № 44
Центрального района Санкт-Петербурга

      Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма,  обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера. Одним из видов дисграфии является оптическая дисграфия.
   Оптическая дисграфия  обусловлена несформированностью зрительно-пространственных функций: зрительного гнозиса, зрительной памяти, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений.
   При оптической дисграфии наблюдаются следующие виды нарушений письма:
а) искаженные воспроизведения букв на письме (неправильное воспроизведение пространственного соотношения буквенных элементов, зеркальное написание букв, недописывание элементов, лишние элементы);
б) замены и смешения графически сходных букв.
   Этот вид специфических нарушений письма  не связан с состоянием устной речи ребёнка. В этих случаях ребёнок, имеющий вполне достаточную остроту зрения, как бы не видит разницы в начертании оптически сходных букв, что и приводит к их заменам на письме или к неправильному написанию некоторых букв.
   Нарушения письменной речи отрицательно сказываются:
- на школьной успеваемости детей;
- увеличивают сроки овладения школьной программой;
- вызывают негативное отношение детей к процессу обучения.
   Дисграфические нарушения обусловлены несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма. Их недоразвитие можно обнаружить уже в старшем дошкольном возрасте.
   Средствами профилактики оптической дисграфии у дошкольников с ОНР являются различные дидактические игры и упражнения.                  
Подготовительный этап - работа с картинками (со старшей логопедической группы).
Основной этап - работа с буквами .
   На подготовительном этапе у детей формируются умения, способствующие оптически грамотному письму и чтению.
   Формирование зрительного восприятия, внимания, памяти осуществляется на основании принципа постепенного усложнения материала, согласно которому работу на данном этапе целесообразно начинать с упражнений, направленных на зрительное восприятие предметов, их муляжей или цветных изображений. При их рассмотрении дети выделяют существенные характерные признаки. Используются игры на классификацию предметов - из множества картинок подбираются заданные по определённой теме («Посуда», «Игрушки» и т.д.). В игре «4-ый лишний» дети находят лишнюю картинку. В игре « Разрезные картинки» предлагается складывать предмет из 4-6 частей, а в конце уже из 8-12. Очень любят дети рассматривать неполное изображение предмета (игра «Что забыл нарисовать художник?»). В игре «Что перепутал художник?» развивается не только зрительное восприятие, но и мышление. Используются дидактические игры и упражнения: «Найди такую же фигуру», «Покажи большой, средний и маленький по величине мяч…», «Придумай, что бывает круглым (квадратным…), , узким…?». Если работа с цветными изображениями не вызвала трудностей, можно переходить к контурным (игра «Раскрась гриб»). Постепенно начинают использоваться схематичные изображения, графические знаки и символы. В последнюю очередь используются материалы с наложенным изображением и зашумлением. Используются задания на соотнесение цветного изображения предмета с контурным или силуэтным («Чья тень»). На данном этапе постоянно даются задания на сравнение предметов. Все игровые упражнения связываются с основной темой занятия.
   Особое внимание на данном этапе уделяется развитию зрительной памяти. Основной вид деятельности в этом направлении – работа с образцом. Сначала ребёнок выполняет задание с постоянной зрительной опорой на образец, затем время рассматривания образца сокращается, но так, чтобы ребёнок успел рассмотреть и запомнить образец (различные варианты игр «Чего не стало?», « Что изменилось?» и т.д.).
   Работа по уточнению представлений о схеме собственного тела является основой пространственного ориентирования. Первоначально вырабатываются опорные точки в схеме собственного тела: верх, право, низ, лево. Работа по развитию ориентировки в собственном теле начинается при изучении темы «Части тела». Следующим этапом является выработка ориентировки у дошкольников в местоположении предметов относительно друг друга. Параллельно с этой работой проводится уточнение понимания и употребление предложных конструкций, обозначающих пространственные отношения.
   Работа по развитию зрительно-моторной координации является важной на этом этапе. Используются задания на копирование фигуры, дорисовывание недостающей детали с опорой на образец, обведение контура рисунка по точкам, штриховка, точное воспроизведение последовательности графического ряда, различные лабиринты.   На основном этапе дети учатся распознавать буквы, отличать друг от друга буквы, имеющие сходство в начертаниях.
   Задания, игры и упражнения, направленные на профилактику оптических нарушений при письме, включаются в подготовительной группе в плановые фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических компонентов, связной речи, обучению грамоте, а также в индивидуальную работу по произношению.
   В процессе логопедической работы по формированию буквенного гнозиса и дифференциации сходных оптически букв предлагаются следующие задания:
- «На что похожа буква?»- соотнесение буквы с каким-либо сходным по форме предметом (например, О - колесо, К - сигнальщик…) с заучиванием стихов о букве;
- игра «Посчитай буквы» - найти одну и ту же букву, но написанную разным шрифтом;
- назвать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями;
- игра «Умные глазки» - узнать буквы, совмещенные друг с другом;
- узнать буквы, наложенные друг на друга;
- определить правильно и неправильно написанную букву;
- нахождение букв, спрятанных в геометрических фигурах;
- узнать буквы по их зеркальному изображению;
- показать и назвать правильную букву среди букв, правильно и зеркально изображённых;
- найти в тексте и подчеркнуть (зачеркнуть) заданную букву;
- обвести контур буквы, заполнить маленькими буквами, заштриховать ее;
- игра «Сложи букву» - достроить или дописать недостающие элементы буквы;
- реконструирование букв (превращение из одной в другую);
- игра «Умные ручки» - определение буквы на ощупь;
- письмо буквы в воздухе пальцем, карандашом;
- узнай, какую букву пальцем написали на ладошке
- конструирование печатных букв из разных элементов: палочек, шнурка, пластилина, семечек, спичек…
С помощью толстой шерстяной нитки или верёвочки можно изобразить букву на кусочке фланели. Этот метод называется «ниткография».
 Взрослый может научить ребёнка делать буквы,  изгибая тонкую проволоку в разных направлениях. Буквы из проволоки сразу «оживают», они могут шевелить «ручками» и «ножками», кланяться и даже ходить по дорожке. Вместе с ребёнком можно сочинять забавные истории из жизни букв.
В первую очередь ребёнок должен познакомиться с гласными –А,У,О,И, затем с согласными , с которыми можно составить первые слоги и короткие слова для чтения, далее- со всеми остальными гласными и согласными.
В коррекционной работе с детьми для профилактики дисграфии рекомендую использовать методические пособия : «Наши прописи» Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, «По дороге к Азбуке» часть3 и 4, 5 ч. Т. Р. Кислова, Новиковская О.А. «Программа развития и обучения дошкольника. Найди букву. Профилактика дисграфии. Для детей 5-6 лет».
                                                             Литература
1. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева «Наши прописи» М. , 2010г.
2. Т.Р.Кислова  По дороге к Азбуке», М., 2014г.
3. Милостивенко Л. Г. Методические рекомендации по предупреждению                             ошибок чтения и письма у детей.- СПб., 1995 г.
4. Новиковская О.А. Программа развития и обучения дошкольника. Найди   букву. Профилактика дисграфии. Для детей 5-6 лет. СПб., 2003г.
5. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. СПб.,          2001г.
6. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников.-  М.,  1997г.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»