Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с ОНР
Кириллова Татьяна Константиновна,
учитель-логопед ГБДОУ детский сад № 44
Центрального района Санкт-Петербурга
Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера. Одним из видов дисграфии является оптическая дисграфия.
Оптическая дисграфия обусловлена несформированностью зрительно-пространственных функций: зрительного гнозиса, зрительной памяти, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений.
При оптической дисграфии наблюдаются следующие виды нарушений письма:
а) искаженные воспроизведения букв на письме (неправильное воспроизведение пространственного соотношения буквенных элементов, зеркальное написание букв, недописывание элементов, лишние элементы);
б) замены и смешения графически сходных букв.
Этот вид специфических нарушений письма не связан с состоянием устной речи ребёнка. В этих случаях ребёнок, имеющий вполне достаточную остроту зрения, как бы не видит разницы в начертании оптически сходных букв, что и приводит к их заменам на письме или к неправильному написанию некоторых букв.
Нарушения письменной речи отрицательно сказываются:
- на школьной успеваемости детей;
- увеличивают сроки овладения школьной программой;
- вызывают негативное отношение детей к процессу обучения.
Дисграфические нарушения обусловлены несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма. Их недоразвитие можно обнаружить уже в старшем дошкольном возрасте.
Средствами профилактики оптической дисграфии у дошкольников с ОНР являются различные дидактические игры и упражнения.
Подготовительный этап - работа с картинками (со старшей логопедической группы).
Основной этап - работа с буквами .
На подготовительном этапе у детей формируются умения, способствующие оптически грамотному письму и чтению.
Формирование зрительного восприятия, внимания, памяти осуществляется на основании принципа постепенного усложнения материала, согласно которому работу на данном этапе целесообразно начинать с упражнений, направленных на зрительное восприятие предметов, их муляжей или цветных изображений. При их рассмотрении дети выделяют существенные характерные признаки. Используются игры на классификацию предметов - из множества картинок подбираются заданные по определённой теме («Посуда», «Игрушки» и т.д.). В игре «4-ый лишний» дети находят лишнюю картинку. В игре « Разрезные картинки» предлагается складывать предмет из 4-6 частей, а в конце уже из 8-12. Очень любят дети рассматривать неполное изображение предмета (игра «Что забыл нарисовать художник?»). В игре «Что перепутал художник?» развивается не только зрительное восприятие, но и мышление. Используются дидактические игры и упражнения: «Найди такую же фигуру», «Покажи большой, средний и маленький по величине мяч…», «Придумай, что бывает круглым (квадратным…), , узким…?». Если работа с цветными изображениями не вызвала трудностей, можно переходить к контурным (игра «Раскрась гриб»). Постепенно начинают использоваться схематичные изображения, графические знаки и символы. В последнюю очередь используются материалы с наложенным изображением и зашумлением. Используются задания на соотнесение цветного изображения предмета с контурным или силуэтным («Чья тень»). На данном этапе постоянно даются задания на сравнение предметов. Все игровые упражнения связываются с основной темой занятия.
Особое внимание на данном этапе уделяется развитию зрительной памяти. Основной вид деятельности в этом направлении – работа с образцом. Сначала ребёнок выполняет задание с постоянной зрительной опорой на образец, затем время рассматривания образца сокращается, но так, чтобы ребёнок успел рассмотреть и запомнить образец (различные варианты игр «Чего не стало?», « Что изменилось?» и т.д.).
Работа по уточнению представлений о схеме собственного тела является основой пространственного ориентирования. Первоначально вырабатываются опорные точки в схеме собственного тела: верх, право, низ, лево. Работа по развитию ориентировки в собственном теле начинается при изучении темы «Части тела». Следующим этапом является выработка ориентировки у дошкольников в местоположении предметов относительно друг друга. Параллельно с этой работой проводится уточнение понимания и употребление предложных конструкций, обозначающих пространственные отношения.
Работа по развитию зрительно-моторной координации является важной на этом этапе. Используются задания на копирование фигуры, дорисовывание недостающей детали с опорой на образец, обведение контура рисунка по точкам, штриховка, точное воспроизведение последовательности графического ряда, различные лабиринты. На основном этапе дети учатся распознавать буквы, отличать друг от друга буквы, имеющие сходство в начертаниях.
Задания, игры и упражнения, направленные на профилактику оптических нарушений при письме, включаются в подготовительной группе в плановые фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических компонентов, связной речи, обучению грамоте, а также в индивидуальную работу по произношению.
В процессе логопедической работы по формированию буквенного гнозиса и дифференциации сходных оптически букв предлагаются следующие задания:
- «На что похожа буква?»- соотнесение буквы с каким-либо сходным по форме предметом (например, О - колесо, К - сигнальщик…) с заучиванием стихов о букве;
- игра «Посчитай буквы» - найти одну и ту же букву, но написанную разным шрифтом;
- назвать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями;
- игра «Умные глазки» - узнать буквы, совмещенные друг с другом;
- узнать буквы, наложенные друг на друга;
- определить правильно и неправильно написанную букву;
- нахождение букв, спрятанных в геометрических фигурах;
- узнать буквы по их зеркальному изображению;
- показать и назвать правильную букву среди букв, правильно и зеркально изображённых;
- найти в тексте и подчеркнуть (зачеркнуть) заданную букву;
- обвести контур буквы, заполнить маленькими буквами, заштриховать ее;
- игра «Сложи букву» - достроить или дописать недостающие элементы буквы;
- реконструирование букв (превращение из одной в другую);
- игра «Умные ручки» - определение буквы на ощупь;
- письмо буквы в воздухе пальцем, карандашом;
- узнай, какую букву пальцем написали на ладошке
- конструирование печатных букв из разных элементов: палочек, шнурка, пластилина, семечек, спичек…
С помощью толстой шерстяной нитки или верёвочки можно изобразить букву на кусочке фланели. Этот метод называется «ниткография».
Взрослый может научить ребёнка делать буквы, изгибая тонкую проволоку в разных направлениях. Буквы из проволоки сразу «оживают», они могут шевелить «ручками» и «ножками», кланяться и даже ходить по дорожке. Вместе с ребёнком можно сочинять забавные истории из жизни букв.
В первую очередь ребёнок должен познакомиться с гласными –А,У,О,И, затем с согласными , с которыми можно составить первые слоги и короткие слова для чтения, далее- со всеми остальными гласными и согласными.
В коррекционной работе с детьми для профилактики дисграфии рекомендую использовать методические пособия : «Наши прописи» Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, «По дороге к Азбуке» часть3 и 4, 5 ч. Т. Р. Кислова, Новиковская О.А. «Программа развития и обучения дошкольника. Найди букву. Профилактика дисграфии. Для детей 5-6 лет».
Литература
1. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева «Наши прописи» М. , 2010г.
2. Т.Р.Кислова По дороге к Азбуке», М., 2014г.
3. Милостивенко Л. Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей.- СПб., 1995 г.
4. Новиковская О.А. Программа развития и обучения дошкольника. Найди букву. Профилактика дисграфии. Для детей 5-6 лет. СПб., 2003г.
5. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. СПб., 2001г.
6. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников.- М., 1997г.