Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Использование игр и игровых упражнений в работе учителя-логопеда,
способствующих формированию фонетико-фонематических представлений

Неганова Наталия Ивановна,
учитель-логопед ГБДОУ 19
Московского района Санкт-Петербурга
 
 Игровая деятельность ребенка дошкольного возраста является обязательным условием его успешного развития. В своей работе я широко использую специально разработанные и подобранные игры и игровые упражнения, которые позволяют  поддержать интерес к логопедическим  занятиям и добиться результатов в развитии фонематического восприятия и в овладении детьми  звуко-слоговым  анализом и синтезом, что в свою очередь  способствует  успешному овладению грамотой.
Покажи звук, сигнальщики. Цель игры: Упражнять детей в определении гласных, а также твердых, мягких, звонких и глухих звуков. Материал:  «сигналы» с карточками  с условными обозначениями звуков  у каждого ребенка. Ход игры: взрослый произносит звук (слог, слово) дети на слух определяют качество 1-го звука. Показывают соответствующий сигнал. Показывают звук движениями: гласный звук «свободный»- стоя руки в стороны, согласный звук « не свободный»- приседают на корточки, руками обхватывают колени
Чей домик? Цель игры: развитие фонематического слуха, внимания, представлений. Упражнять в определении слов, содержащих данный звук (начало, середина, конец), закрепление графического образа букв, умение соотносить звук с буквой. Материал: карточки с предметными картинками, домики с номерами в виде букв. Ход игры: дети «расселяют жильцов по домам» так, чтобы в названии предмета был заданный звук.
Цветочная полянка. Цель игры: упражнять в моделировании, слиянии, чтении слогов и слов. Материал: панно из ковролина (имитация полянки) фигурные изображения цветов и бабочек (на крыльях у бабочек слоги и отдельные буквы) или на цветке сидят бабочки, они разлетаются и садятся на другой цветок, образуя новое слово (слог). Ход игры: по игровому заданию или  ситуации, на цветке сидят бабочки, они разлетаются и садятся на другой цветок, образуя новое слово (слог). Используется как хоровое чтение (слияние), так и индивидуальное.
Ёжики. Цель игры: Развитие фонематического анализа и синтеза. Закрепление навыка чтения слогов, простых слов. Материал: Плоскостное изображение дерева (яблони), на дереве плоды или цветы. Плоскостные изображения ёжика, корзинки. Ход игры: Яблоки созрели и упали, собери яблоки в корзинку (на спинку ёжика), так, чтобы получилось слово (отгадка).
Чудесная полянка. Цель игры: Закрепление графического образа звука. Учить соотносить звуки и буквы. Составление слогов, слов из букв и слогов. Материал: плоскостное изображение елки с прорезями или липучками. В прорези вставляются шишки с  буквами. Плоскостное изображение белки с корзинкой,  в корзинке прорези для шишек. На шишках могут быть недописанные буквы, в зеркальном изображении и т. д. Ход игры: Дети собирают шишки, составляя слова.
Кто в домике живет? Цель игры: Упражнять в определении 1(последнего) звука в слове. Упражнять в чтении слогов, определении твёрдых и мягких согласных звуков, звонких и глухих, в синтезе слогов, слов. Материал: домик с прорезными окнами. Вкладыши предметные, сюжетные картинки, буквы, слоги. Ход игры: Кто живет на 1-м этаже, справа? ( с какого звука начинается слово, найди букву и т.д.)
Поезд. Цель игры: Уточнение и различение гласных и согласных звуков. Синтез слогов, слов, предложений. Определение места звука в слове, деление слов на слоги, определение количества слогов в словах. Материал: панно с плоскостным изображением железной дороги и станций, названия станций буквы (согласные, гласные, предметные картинки, схемы слов, слоговые схемы слов) Ход игры: поезд приближается к станции, образуя слог, слово. Пассажиры рассаживаются по вагончикам в соответствии с количеством слогов в слове.
Капитаны. Цель игры: учить процессу слогообразования (прямой слог). Упражнять в чтении прямого слога. Упражнять в определении 1-го звука в слове, соотносить звук с буквой, соотносить слово с графической моделью. Материал: панно с изображением моря и островов, на островах – островитяне, парусник с прорезью для пассажира или штурмана-капитана. Ход игры: кораблик приближается к острову, образуя слог (слово), либо парусник должен забрать своего пассажира.
Придумай слово. Цель игры: упражнять детей  в словообразовании по заданному слогу (начальному) с опорой на картинки и без них. Материал: карточки квадратной формы: в центре слог, вокруг предметные картинки и пустые окошки, набор предметных картинок. Ход игры: предлагается детям придумать, составить как можно больше слов на заданный слог. Недостающие предметные картинки найти и положить на пустые окошки.
Вставь пропущенные буквы, отгадай слово. Цель игры: учить детей отгадывать слова, вставляя пропущенные буквы, с опорой на схему или предметную картинку, выполняя фонематический анализ и синтез. Материал: карточки со словами- схемами, карточки с буквами или разрезная азбука, предметные картинки. Ход игры: Дети отгадывают слово, подбирая пропущенные буквы, схемы звуков, подбирают соответствующую слову предметную картинку. Слова могут составляться без  помощи картинок (дети умеют читать).
Шифровальщики. Цель игры:  Фонематический анализ и синтез слов. Учить составлять новые слова из 1-х звуков предложенных слов. Материал: карточки с предметными картинками (от 3 и более). Карточки с пронумерованными  буквами. Ход игры: предлагается «расшифровать слово» по 1-м звукам, составить новое слово. Предлагается, следуя нумерации, составить новое слово.
Составь слово по картинке. Цель игры: Учить детей моделировать слова из букв (звуков). Материал: Карточки с предметными  картинками и кармашками для букв (количество кармашков соответствует количеству звуков в слове) Ход игры: Дети по буквам составляют слово к картинке: «Подпиши картину» Как усложнение можно предложить сюжетную картинку, дети выкладывают схему предложения, составляя предложения по ней.
Помоги букве найти свой дом. Цель игры: упражнять в различении гласных и согласных букв. Материал: карточки с буквами, домики с кармашками и условными обозначениями вместо номера дома. Ход игры: карточки с буквами рассыпаны по полу (столу), дети по сигналу собирают карточки и «расселяют» по домам в соответствии с условными обозначениями.
Прибавь букву, придумай новое слово. Цель игры: Упражнять детей в словообразовании, за счет изменения слогового и звукового состава слова (прибавление букв и слогов). Материал: карточки со словами, карточки с картинками (возможные варианты новых слов), наборное полотно, карточки с буквами. Ход игры: детям предлагаются карточки со словами и карточки с картинками- подсказками. Дети придумывают новые слова, объясняют, как образовалось новое слово, далее моделируют слово на наборном полотне. Например: слово: осы; карточки: косы, росы… Усложнение: «убери букву, придумай слово» (косы-осы; бусы-усы…)
Где спрятался звук? Цель игры: Определение места звука в слове, упражнять в различении гласных и согласных звуков. Материал: Большие карты с несколькими предметными картинками (заданный звук присутствует в названии каждого предмета в начале, в середине, в конце). Ход игры: Дети называют все изображенные предметы, называют звук, который встречается во всех данных словах, и определяют место звука в данном слове.
Волшебные часы. Цель игры: Фонематический анализ и синтез слов, слогов. Материал: большой круг в виде часов со стрелками, предметные картинки по всем тематическим группам. Ход игры: стрелки часов находят и соединяют слова, начинающиеся с одно и того же звука, с одинаковым количеством слогов, слова с оппозиционными звуками, со звуками  отличающимися по твёрдости-мягкости, глухости-звонкости и т.д.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»