Структура занятия с тревожными детьми дошкольного возраста
Приймак Мария Анатольевна
В группе участвует 5-7 детей. Такие группы формируются после обсуждения с педагогами и родителями для оказания психологической помощи детям с проблемами общения. Комплекс, как правило, состоит из 12 – 15 занятий. Каждое занятие по продолжительности варьируется от 35 до 45 мин. в зависимости от возраста и личностных особенностей детей, входящих в группу. Программа предлагается в качестве дополнительных занятий только с согласия родителей. ЗАНЯТИЕ 1.
Приветствие:
Дети встают в круг, и каждый ребенок здоровается с группой, называет свое имя. Группа повторяет имя с той же интонацией.
Например: Здравствуйте! Я – Миша! Группа – Здравствуй! Ты – Миша!
Цель: знакомство участников друг с другом, повышение позитивного настроя и сплочения детей, эмоциональное присоединение по интонации.
Упражнение для разминки «Парашют»
Дети держат над головой круглый кусок ткани (можно сделать из простыни или скатерти) Каждый ребенок держится руками за края этой ткани. Это воображаемый «парашют», который помогает нам легко приземлиться (это наша подстраховка).
Предлагается каждому ребенку представить, как с помощью такого волшебного парашюта можно справиться со всеми трудностями: сделать глубокий вдох, потом – выдох, который как бы расправит парашют. Присесть, опустить руки вместе с тканью, изображая плавное приземление.
Цель: снятие эмоционального напряжения, сплочение группы, преодоление тревожности.
Упражнения основной части занятия:
Упражнение: Что мне нравится делать больше всего?
Дети садятся в круг и по очереди рассказывают, что им нравится делать больше всего.
Цель: способствовать психологическому раскрепощению
Упражнение «Художники – натуралисты»
Дети рисуют совместный рисунок на листе ватмана по теме «Следы невиданных зверей».
После совместного рисунка ведущий предлагает следующие вопросы для совместного обсуждения. (Проективная методика: рассказывая про следы невиданных зверей, ребенок проговаривает свои страхи, опасения)
- Что вы чувствуете, глядя на этот совместный рисунок?
- Что вы хотели бы изменить в этом рисунке? (предложить внести эти изменения)
- Что это за «невиданные» звери, можно ли с ними подружиться? Что нравится делать этим зверям?
- Какие повадки у этих «невиданных» зверей?
- Что нужно учитывать, чтобы лучше понимать их? Как можно изучать этих зверей.
Завершение занятия:
Дети встают в круг, и каждый ребенок благодарит других участников:
Например,
- Спасибо! С твоей помощью я сегодня легко приземлился на воображаемом парашюте!
Или:
- Спасибо! С твоей помощью я смог нарисовать страшные следы, а теперь я их больше не боюсь!
(Конечно, для того, чтобы дети смогли формулировать свою благодарность важно, чтобы ведущий группы обратил внимание на значимые моменты для каждого ребенка и дал некоторые подсказки).
На последующих занятиях можно включать в основную часть и другие упражнения. Например,
Упражнение по фототерапии для детей с проблемами общения:
Цель: помочь ребенку взаимодействовать с другими, делиться своими эмоциями и принимать эмоции других детей.
Преимущество упражнения в том, что он может ничего не говорить, но при этом выразить свои потребности, ожидания, свои страхи и проекции.
- Разложите на столе 5 фотографий детей приблизительно его возраста (одна из этих фотографий может быть фотографией ребенка, с которым вы занимаетесь)
- Предложите ребенку представить, какой подарок хотел бы каждый из детей, изображенных на фото, получить на день рождения.
- Попросите ребенка изобразить (можно символически) этот подарок на листе бумаги и символически вручить каждому ребенку (в том числе и самому себе) этот подарок
- Задайте вопрос: как можно понять, что твой подарок понравился?
Материалы: кинетический песок, песочница, «смайлики» или «карточки» из картона для обозначения различных эмоций.
- Предложите ребенку потрогать песок и выразить свои ощущения при прикосновении с таким необычным материалом.
- Помогите ребенку сформировать 5 равных шариков из кинетического песка
- Каждый шарик будет выражать какую-то негативную эмоцию, например, злость, обиду, раздражение, грусть, беспомощность, гнев.
- Предложите ребенку так расплющить каждый шарик, чтобы выразить эти негативные эмоции. (Они могут давить, жать, мять эту массу до тех пор, пока не почувствуют, что ушла злость)
- Далее, предложите ребенку из вариантов «смайликов» или карточек выбрать ту эмоцию, на которую у него сменилась злость.
- ВАЖНО: чтобы ребенок сам смог выбрать другую эмоцию и смог показать, как произошла трансформация от злости к спокойствию, например.
- Завершая упражнение, обсудите с ребенком, с какими эмоциями легко расставаться, с какими – трудно? Как кинетический песок помогает выразить эмоции?
- ФИО, дата рождения, сведения о семье, класс или группа.
- Данные об особенностях развития, обучения и воспитания на предыдущих этапах развития (Составляются на основе психологических тестов, анкет для родителей, интервью и наблюдения за поведением ребенка)
- Сведения о состоянии здоровья ребенка (на основе медицинской карты)
- Данные о проведении диагностической работы (использованные методы, результаты)
- Данные о совместной работы с педагогами (запись бесед с учителями, воспитателями, их характеристике о данном ребенке, рекомендации психолога, выполнение рекомендаций)
- Данные о совместной работе с родителями, участие родителей в психологической поддержке своих детей.
- Данные о проведенных занятиях с психологом. Количество, даты и направленность этой работы, выбранные методы. Описание динамики и результатов психологической работы.
- Копии заключений для третьих лиц и инстанций, данных психологом по поводу ребенка.
- Заключения специалистов, полученные в ответ на запрос психолога по поводу ребенка.
- Дополнительные данные. Особые пометки.