Проектная технология во внеурочной деятельности
Чистякова Лариса Викторовна
Проектная технология во внеурочной деятельности занимает особое место, как гибкая модель организации учебного процесса, которая предполагает кардинальное изменение, как формы организации образовательного процесса, так и роли учителя в нём. Учитель, организуя проектную деятельность учащихся, создаёт условия для освоения ими новых типов деятельности в социокультурной среде, проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике. Роль ученика также меняется. Ученик – активный участник, субъект деятельности; осваивает умения проектной деятельности, создает проект. Проект, создаваемый учеником или группой учащихся во внеурочной деятельности, предусматривает обязательное наличие проблемы, требующей исследования и являющейся значимой для изучаемого предмета и самого ученика. Этот процесс должен быть достаточно технологически проработан, с тем, чтобы создать для учащихся ситуацию, которая стимулирует их к совместной поисково-познавательной деятельности.1. Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной проблемы. Поиск проблемы организуется среди учащихся в форме: дискуссии, изучения литературы, обсуждения изучаемой на уроках темы.
2. Поиск информации. Обязательное условие каждого проекта. Найденная информация, обрабатывается, осмысливается. Учитель корректирует последовательность технологических операций в каждой работе.
3. Планирование действий. Обсуждение этапов работы.
4. Выбор формы продукта как результата работы над проектом — важная организационная задача участников проекта. От ее решения в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, а предложенные решения — полезными для решения выбранной социально значимой проблемы.
5. Презентация результатов - представление готового продукта в форме исследовательской работы, макета.
Организация проектной деятельности учащихся - это составная часть их обучения и воспитания. Очень важно развивать способности детей и обеспечивать реализацию их творческих возможностей, предоставлять ученикам условия для самореализации в различных предметных и межпредметных областях, в том числе в проектной деятельности. Проектный метод позволяет организовать деятельность учащихся и развивать такие черты характера как, любознательность, самостоятельность, развивать социальные навыки в процессе групповой работы, приобретать опыт исследовательской деятельности, формировать креативность мышления, информационные, интеллектуальные, коммуникативные навыки. Метод проектов может быть использован в рамках программного материала и во внеурочной деятельности практически по любой теме.
Цель работы над проектом:
- создание условий для расширения творческого и учебного потенциала обучающихся и личностного развития;
- формирование навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности;
-формирование навыков проектной деятельности, самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов.
Задачи, решаемые в ходе проектирования:
- формирование умения достигать поставленной цели;
- формирование умения оформлять результаты проектной деятельности в виде продукта;
- формирование общих компетенций в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
В рамках предмета «Литературное чтение» в результате обобщения темы “Сказки” в начальной школе учителем была предложена проблема: Систематизация знаний по теме “Сказки”.
Форма проведения проекта: деятельность на уроках литературного чтения и внеурочная деятельность (работа школьников в библиотеке по сбору материалов).
В результате “мозгового штурма” учащимися было предложено собрать и придумать вопросы, загадки, нарисовать рисунки, составить кроссворды с целью систематизации знаний по теме “Сказки”.
Итогом работы над проектом стал сборник материалов “По страницам сказок” - папка с детскими работами, которую можно использовать для проведения литературной игры в группе продленного дня.
При выполнении данной работы решались учебные задачи:
- развитие творческого мышления, опираясь на базу знаний, полученных на уроках.
Формировались учебные умения:
- различать народные и авторские сказки;
- отбирать в библиотеке книги по тематике;
- составлять книгу-самоделку о героях-животных;
- работа с дополнительной литературой.
Работа предполагала несколько этапов:
На 1 этапе на уроке литературного чтения встал вопрос, а как можно использовать изученный материал. Ребята предложили провести литературную игру в группе продленного дня. Какие задания могут входить в конкурсы?
- Загадки.
- Кроссворды.
- Рисунки.
- Сбор книг
На 2 этапе проходил непосредственный сбор материала, который ребята приносили на урок.
При этом решались цели: составление конкурсных заданий по теме “Сказки”, научить ребят пользоваться дополнительными источниками. Полученные знания использовались для составления заданий по проекту. Работа предполагалась по различным видам и заданиям: сказки - бытовые, волшебные, о животных. Ребята рисовали иллюстрации к сказкам, которые затем вошли в собранную папку. После завершения работы папка применилась в группе продленного дня.