Методическая разработка занятия
Волшебный песок
Белых Анна Гавриловна
Фамилия, имя, отчество педагога, должность | Белых Алла Гаврииловна, воспитатель, учитель. |
Наименование образовательного учреждения, город | СПб ГБСУСО «ДДИ № 1» г. СПб, Петергоф СПб ГБОУ школа №439, Петергоф |
Группа | №19 |
Программа (указать название программы, направленность по образовательной области, | «Умелые ручки», социально-педагогическая направленность |
Дата проведения занятия | 17.01.2019 г. |
Социально-педагогическая услуга | Проведение занятия в соответствии с разработанным индивидуальным социально-педагогическим планом предметно – практическая деятельность |
Тема занятия | «Волшебный песок» |
Форма занятия (кол-во детей) | Подгрупповая 3 человека |
Продолжительность по времени | 30 минут |
Тип занятия | комбинированное |
Цель занятия | Формировать умение действовать с песком. |
Задачи занятия
|
1Учить набирать совком песок и высыпать его. 2. Развивать зрительно – двигательное восприятие. Развивать мелкую моторику рук, на основе игр и упражнений с предметами. 3.Воспитывать положительные эмоциональные реакции при взаимодействии с воспитателем. |
Методы организации образовательно-воспитательного процесса | Словесный, наглядный, практический |
Методическое и техническое обеспечение занятия |
средства технические: магнитофон, музыкальные записи, ноутбук. методические средства: коммуникатор, наглядные пособия, дидактическая игрушка – лиса, фотографии детей, воспитателя, предметов, прозрачный таз, мольберт. раздаточный материал: орешки, ведерко, совок, корзинка, подносы, передники, полотенца для рук. |
Предварительная работа | -Дидактические игры «Собери шарики в коробку», «Переложи шарики», «Игры с песком». -Подвижная игра на фитболе «Кач, кач покатай меня мяч», «Прокати мяч мне» -Рассматривание картинок с изображением предметов, фотографий детей группы. -Чтение малых фольклорных форм (песенки, потешки), игры с пальчиками. Подготовка детей: ежедневные гигиенические водные процедуры; обыгрывание умывалочек и потешек о воде; чтение произведений Г.Остера “Пузыри и лужи”; наблюдения в природе: дождливая погода, лужи, слушание шума дождя, льющейся воды, капели, игры с водой, с песком, обследование сухого песка. |
Использованная литература | 1.Дополнительные общеобразовательные программы для детей и подростков с ТМНР под ред.В.Н.Асикритова,Т.А.Алексеевой,Е.Ю.Коржовой.-СПб.ЛЕМА 2015 г. |
Название упражнения. Частные задачи | Деятельность педагога | Деятельность детей |
|
||
|
||
Ритуал приветствия. Задача: -формирование умение соотносить себя с фотографией. -воспитывать положительные эмоциональные реакции при взаимодействии с воспитателем Работа с коммуникативной картой «заниматься» Задача: формирование понятия «заниматься» с помощью коммуникативной карты «заниматься» и жеста «заниматься» |
(Педагог вводит детей в группу по одному, приветствует гостей) -К нам пришли гости. Поздоровайся, Аэлита, Соня, Надя помаши рукой. - Привет, привет! (Педагог по очереди представляет каждого воспитанника гостям) Работа у коммуникативной доски -Кто здесь? Кто с нами? -Аэлита! (Педагог рукой ребенка с помощью указательного жеста показывает на него). - Аэлита! (Педагог берет фотографию ребенка и предлагает рассмотреть, используя указательный жест) (Ритуал приветствия проводится с каждым ребенком. Устанавливается зрительный, тактильный, эмоциональный контакт) - Алла. (Педагог показывает указательным жестом на себя и на фотографию) - Будем заниматься (педагог показывает жест «заниматься» и показывает коммуникативную карту каждому ребенку, затем вывешивает ее на мольберт) |
Дети машут рукой с помощью воспитателя Дети садятся на стульчики у коммун. доски Ребенок с помощью воспитателя показывает себя и на фото Дети с помощью воспитателя показывают жест «заниматься» |
|
||
Упражнение на подготовку рук к работе, массаж рук «Сидит белка на тележке» Цель: развивать мелкую моторику обеих руки. |
– Надя, Соня…, дай мне левую руку: (Дети левой рукой загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого) -Сидит белка на тележке, -Продаёт она орешки: Загибает: -Лисичке-сестричке, большой палец, -Воробью, указательный, -Синичке, средний, -Мишке толстопятому, безымянный, Заиньке усатому. мизинец. |
Дети дают поочередно левую и правую руку. Ребенок помощью воспитателя выполняет упражнения по тексту |
|
||
Куклотерапия «Встреча Белки» Задача: формирование умение соотносить предметы с фотографией. Сообщение темы занятия |
(Дети переходят в обучающую зону, садятся на стулья за столы) -К нам пришла Белка. -Это Белка. (Воспитатель указывает жестом на Белку и показывает фотографию Белки, сопоставляя их). -Здравствуй, Белка! (Педагог использует жест «здравствуйте») -Поздоровайтесь с Белкой. (Белка здоровается с каждым ребенком, воспитатель называет имя ребенка и устанавливает эмоциональный контакт с каждым ребенком) -Соня, (Надя, Аэлита), покажи, где Белка? -Это Белка. (Ребенок с помощью воспитателя указывает жестом на Белку и на фотографию Белки, сопоставляя их) -Белка будет играть с вами. -Сегодня на занятие покажем Белке, как мы играем с песком. |
Дети переходят в обучающую зону, садятся за столы. Дети здороваются с Белкой |
|
||
|
||
Игра: «Собери орешки и опусти их в корзинку» Задача: развивать мелкую моторику рук, на основе игр с природным материалом |
-Белка такая грустная. «По песочку она гуляла, Все орешки растеряла. Ей без орешков домой нельзя, Помогите ей друзья!» -Девочки, поможем Белке! -Соберем все орешки корзинку. -Посмотрите, как я собираю орешки. -Беру и крепко держу орешек в руке. -Разжимаю пальцы и, опускаю орешек в корзинку. (Воспитатель объясняет и показывает ход работы, захват и удерживание в руке орешка, опускание орешка в корзинку) -Белка, посмотри, как Аэлита, (Соня, Надя) собирает орешки в корзинку. -Аэлита, (Соня, Надя) возьми орешек в руку, разожми пальцы, опусти орешек в корзинку. -Молодцы, девочки собрали все орешки в корзинку. (Белка всем говорит спасибо). -Белка: «Ой, спасибо вам ребятки! Свою мамочку люблю Я ей орешки подарю». |
Дети садятся за столы Дети с помощью выполняют упражнение |
|
||
Игра – забава с песком «Здравствуй, песок!» Задача: Формировать практические способы действия с песком. Игра: «Волшебный песок» Задача: Формировать умение набирать совком песок и высыпать песок в ведро. Развивать зрительно-двигаетельную координацию рук. |
-Белка приготовила сюрприз. (вос-ль плавным движением руки убирает ткань с песочницы) -Это песок. -Для игры с песком наденем фартуки, закатаем рукава. (вос-ль одевает на себя и на детей фартуки, закатывает рукава) -Поиграем с песком. -Песок в рот брать нельзя, разбрасывать по полу нельзя. -Я опускаю ладонь на песок. (восп. проводит своей рукой по песку) -Песок теплый. -Я шевелю пальцами в песке, сжимаю, разжимаю кулаки. -Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. -Песок сухой. -Пропускаю песок между пальцами, ладонями. -Песок сыпется. -Посмотрите. 1.Соня,(Аэлита, Надя), опусти руки на песок. -Песок теплый, руке приятно. -Соня,(Аэлита, Надя) разровняй ладошкой поверхность песка, проведи по песку руками. -Поиграй пальцами в песке, сожми и разожми кулачки. - Соня,(Аэлита, Надя) набери в руку песок, сыпь его. -Посмотри, как песок сыпется. Вос-ль берет руки ребенка и опускает их в песок, водит ладонями по песку, то опускает, то поднимает их, разворачивает, прихлопывает. Обращает внимание, что песок сыпется из рук. Вытираем руки салфеткой) 2.Волшебный песок. -Белка принесла вам игрушки для игры с песком. -Это ведро. -Это совок. (Вос-ль показывает ведро, совок) - Я беру в руку совок за ручку, желобком вверх. (вос-ль показывает желобок совка, проводит рукой по желобку совка рукой) -Крепко сжимаю ручку совка. -Посмотрите, я набираю песок совком. -Высыпаю песок в ведро. -Песок из совка высыпается в ведро. (Вос-ль демонстрирует действия) -Соня, (Аэлита, Надя), возьми совок в руку за ручку желобком вверх. -Держи крепко совок в руке -Набери песок совком, высыпай песок в ведро. -Посмотри, песок высыпается из совка в ведро, песок сухой, сыпется. (повторить с ребенком несколько раз) |
Воспитатель одевает детям фартуки. Дети смотрят на игру с песком. Дети опускают руки на песок, Дети обследуют песок с помощью вос-ля Ребенок берет совок в руку, набирает песок в совок, и высыпает песок в ведро |
|
||
Коррекционное упражнение на развитие тактильного восприятия, создание эмоционально-положительного контакта с детьми. Музыка Е.Железновой Задача: Выполнение кинезиологических упражнений с помощью. Музыка Е.Железновой |
– Надя, Соня…, дай мне левую руку: «Смотрите, смотрите, что я принесла! Смотрите, какое перо я нашла Оно по ладошке тихонько ползёт Сначала по кругу, а после вперед. По ручке оно до плеча доползает, И шейку оно очень нежно ласкает. Куда полетит - интересный вопрос. Перо прилетело на маленький нос! Потом эти ушки перо гладить хочет, Одно и другое немножко щекочет Но пёрышку надо теперь отдыхать, Оно улетает в карман полежать». в соответствии с текстом песенки трогать ребенка пёрышком → http://songspro.ru/17/Sergey-i-Ekaterina-Jeleznovy-Igrovoy-massaj/tekst-pesni-Peryshko |
Дети переходят в зону релаксации и располагаются на релаксирующем пуфе. Дети выполняют действия под музыку с помощью воспитателя |
|
||
Игра: «Мельница» Задача: развивать мелкую моторику рук, на основе игр и упражнений с предметами. |
-Отдохнули, молодцы. -Садитесь, будем заниматься. (педагог сажает детей на свои места, жестом показывает «заниматься») 3. Это мельница. -Белка принесла «Мельницу». -Я берету совок, набираю совком песок, высыпаю песок на мельницу (мельница крутится). -Песок сухой, сыпется. -Мельница крутится. -Соня, (Аэлита, Надя) возьми совок в руку, набери песок в совок. -Высыпай песок на мельницу. (Вос-ль вместе с ребенком набирает совком песок и высыпает песок на мельницу) -Смотри, как красиво сыпется песок. -Мельница крутится. Песок сухой, сыпется. -Молодцы, девочки, хорошо поиграли с песком. - Белке понравилось с вами играть. |
Дети садятся на стулья Ребенок берет совок, набирает совком песок, высыпает песок на мельницу Дети наблюдают |
|
||
Подведение итогов | ||
Ритуал завершения занятия Работа с коммуникатором. |
-Закончилась игра с песком. -Вытираем руки салфеткой. Снимаем фартуки. -У нас в гостях была Белка. Ей было с вами весело играть. -Соня, (Надя, Аэлита), кто был в гостях? - Белка. (Воспитатель предлагает ребенку показать Белку на коммуникаторе сопоставляя их) -Аэлита внимательно слушала, наблюдала, играла с песком. Молодец! -Соня хорошо собирала и складывала орешки в корзинку. -Надя порадовала: внимательно слушала, наблюдала, играла с пальчиками. Молодец! - Вы молодцы, хорошо занимались, все старались. Ритуал прощания. (педагог снимает с коммуникативной доски пиктограмму - занятие) -Наше занятие окончено. Все. (педагог жестом показывает, занятие закончилось) -До свиданья, пока, пока, пока. -Попрощаемся с гостями: пока-пока. |
Дети с помощью воспитателя снимают фартуки Ребенок с помощью воспитателя указывает жестом на Белку Дети с помощью воспитателя прощаются и уходят. |