Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой -
как здоровьесберегающая технология для детей с ТНР
Михайлова Екатерина Викторовна
 
Чем больше уверенности в движении детской руки,
тем ярче речь ребёнка!
В.А. Сухомлинский 
Термин «биоэнергопластика» состоит из двух слов: биоэнергия и пластика.
По мнению И. В. Курис, биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека. Пластика – плавные, раскрепощённые движения тела, рук, которые являются основой биоэнергопластики.
Для коррекционной работы учителей - логопедов наиболее значимым является соединение биоэнергопластики (движений кистей рук) с движениями органов артикуляционного аппарата. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы. 
Коррекционную работу с применением элементов биоэнергопластики для детей с общим недоразвитием речи необходимо начинать с изучения и анализа особенностей ребенка, согласно индивидуальным возможностям. Основой являются формы подгрупповой и индивидуальной работы с детьми.
При проведении артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой учитывались индивидуальные особенности детей. Рука ребёнка подключается только при полном освоении артикуляционного упражнения и выполнении его без ошибок. 
Биоэнергопластику можно использовать в качестве разминок, физминуток в любых видах деятельности.
В результате регулярного выполнения артикуляционной гимнастики с элементами биоэнергопластики, улучшается кровоснабжение артикуляционных органов, развивается подвижность, укрепляется мышечная система языка, губ, щёк, улучшается внимание, память, мышление, речь.
Биоэнергопластику можно использовать на этапе постановки звуков на индивидуальных и подгрупповых занятиях
Я считаю, что биоэнергопластика должна стать неотъемлемой частью логопедической работы, как для развития артикуляционного аппарата,  дыхания и комплекса. Регулярные занятия над речевой и мелкой моторикой сокращает время занятий, при этом усиливая их результативность.
Преимущества биоэнергопластики для детей с ОНР
• Оптимизирует психологическую базу речи.
• Способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов.
• Улучшает моторные возможности ребенка по всем параметрам.
• Синхронизирует работу над речевой, мелкой моторикой.
• Сокращает длительность занятий, усиливает их результативность.
• Позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Это особенно важно, так как в жизни дети не видят свою артикуляцию.
Работа с использованием метода биоэнергопластики при выполнении артикуляционной гимнастики проводится в несколько этапов.

ЭТАПЫ БИОЭНЕРГОПЛАСТИКИ
Диагностический этап
Обследование состояния общей моторики. Анализируется состояние общей моторики: моторная напряженность, скованность, повышенная двигательная активность, расторможенность.
Обследование состояния мелкой моторики. При выполнении движений отмечается плавность, точность, напряженность, скованность, нарушение темпа выполнения движений, невыполнение, наличие леворукости.
Подготовительный этап
• На индивидуальных занятиях учитель-логопед знакомит ребенка с органами артикуляции и с артикуляционными упражнениями.
• Упражнения выполняются сидя перед зеркалом, логопед сопровождает гимнастику движениями ведущей руки.
 • Ребенок привыкает к движениям руки и запоминает их.
• Рука ребенка в выполнение упражнений пока не вовлекается.
Эмоциональный этап
При проведении упражнений необходимо помнить.
• У детей ведущей деятельностью остается игровая.
•Поэтому на этом этапе для создания положительного настроя у детей при выполнении гимнастики используем игровой персонаж, который поможет освоить гимнастику.
• Педагог показывает артикуляционное упражнение, сопровождая его движениями ведущей руки в перчатке (используется простая однотонная перчатка, например я, использую красную, малиновую и ярко-розовую перчатку   с глазками -  «Веселый язычок».
 •Артикуляционная гимнастика выполняется традиционно перед зеркалом.
Основной этап
На этом этапе выполняются артикуляционные упражнения с подключением рук ребенка.
•Логопед вместе с ребенком выполняет упражнение, сопровождает показ движением одной руки.
•Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой  выполняется перед зеркалом.
•Ребенок повторяет за педагогом упражнение, используя свою ведущую руку. Педагог следит за тем, чтобы кисть ребенка не напрягалась, движения были плавными и раскрепощенными.
•Далее ребенок выполняет упражнения перед зеркалом, используя другую руку.
•Затем выполняет движения  перед зеркалом, сопровождая движениями обеих рук.
На заключительном этапе артикуляционную гимнастику с биоэнергопластикой дети выполняют с синхронными движениями рук, используя различные артикуляционные сказки, стихотворения без зрительной опоры и с применением и у логопеда, и у ребенка перчатки «Веселый язычок»
Особенности работы с применением биоэнергопластики
 • Учитывать индивидуальные особенности детей.
 • Подключать руки ребенка только при полном освоении артикуляционного упражнения и выполнении его без ошибок.
• Следить за тем, чтобы кисти ребенка не напрягались, движения были плавными и раскрепощенными.
• Соблюдать синхронность и точность действий речевых органов и кистей рук.
 • Соблюдать последовательность выполнения упражнений с усложнением и ускорением темпа.
 •С целью повышения заинтересованности ребенка в таких упражнениях применяются, стихи, счет, перчатки «Веселый язычок».
Педагог постоянно следит за ритмичным выполнением упражнений. При выполнении артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой соблюдается синхронность и точность действий органов артикуляционного аппарата и кистей рук. Рука находиться на уровне солнечного сплетения параллельно полу. Педагог двумя руками дает четкий образец движения. Упражнения выполняются детьми в достаточно быстром темпе, с положительными эмоциями.
          Артикуляционные упражнения с биоэнергопластикой отражены в специальной картотеке, где указаны движения языка и специальные движения кистей и пальцев рук. Педагог может самостоятельно подобрать движение руки под любое артикуляционное упражнение. Внимание каждого ребенка необходимо привлечь к выполнению артикуляционных движений одновременно с работой кисти, движения должны быть ритмичными и четкими.
В пособии «Веселый язычок» применяемом в работе по технологии биоэнергопластики  дети видят любимый персонаж и, надев их на руки, весело выполняют знакомые упражнения для пальчиков, играют в словесные игры на развитие пространственных представлений, сочиняют перчатковые игры-сказки, выполняют содружественные движения рук и органов артикуляции. 
Комплекс артикуляционных упражнений с элементами
биоэнергопластики со стихами. 
 «Бегемотик» 
На счет «один» открыть широко рот, при этом язык должен свободно лежать во рту, кончик находится у нижних зубов. Удерживать рот в таком положении под счет от 1 до 10. Затем закрыть рот, держать закрытым под счет от 1 до 5. Повторить 5 раз. 
Вместо счета я использую использовать стихотворные строки: 
Широко открыли ротик —
Получился «бегемотик».
Затем закрыли рот
- Отдыхает «бегемот». 
Описание движений кисти и пальцев руки. 
Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, 4 пальца сомкнуты с большим пальцем и согнуты в нижних фалангах, ладонь направлена вниз. 
На счет «один» большой палец опускается вниз, 4 сомкнутых пальца поднимаются вверх. Удерживать кисть в таком положении под счет от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4—5 раз. 
 «Слоненок»
Вытянуть губы трубочкой и удерживать позу 5-7 сек. Пальцы соединить вместе трубочкой. 
Вытянул слоненок хобот, 
Поиграть нам предложил. 
Губы «хоботком» сложили,
 Со слоненком подружились.
«Заборчик»
Улыбнуться, показать сомкнутые зубы. Удерживать это положение под счет от 1 до 5. Ладонь в вертикальном положении повернуть к себе, пальцы сомкнуть.
Вышли утром мы во двор
И построили забор.
Зубки сомкнуты сейчас,
Получилось все у нас.
«Блинчик»
Рот открыт, губы в улыбке. Широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Ладонь в горизонтальном положении, пальцы сомкнуть.
Мы испечь блины решили, 
Много теста замесили. 
Чтобы было веселей, 
Пригласили всех друзей.
«Часики»
Рот приоткрыть, губы в улыбке. Кончик узкого языка двигать влево-вправо, касаясь углов рта. Ладонь в горизонтальном положении, пальцы сомкнуть. Кисть руки сгибать одновременно с языком в одну сторону.
Словно стрелочки часов, 
Двигаем мы язычком. 
Наши часики спешат, 
Язычку помочь хотят.
«Чашечка»
Рот приоткрыть, губы в улыбке. Язык сделать широким. Кончик языка поднять за верхними зубами, боковые края прижать к верхним зубам. Показать ладонь в форме чашечки, пальцы прижать.
Эту чашечку, дружок, 
Сделал ловкий язычок. 
Нужно нам как можно дольше 
Подержать вот этот ковшик.
«Вкусное варенье»
Приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения сверху вниз. Нижняя челюсть остаётся неподвижной. Двигать ладонь в форме чашечки сверху-вниз.
Ох и вкусное варенье!
Жаль, осталось на губе.
Язычок я подниму
И остатки оближу. 
«Качели»
Рот открыть. Кончик языка поднимать к верхним зубам и опускать к нижним зубам. Ладонь с сомкнутыми пальцами в вертикальном положении двигается вниз-вверх.
На качелях мы качались, 
Высоко вверх поднимались, 
Вверх — вниз, вверх —вниз, 
Очень крепко ты держись.
«Кошка сердится»
Рот открыть. Кончик языка упирается  в нижние зубы, спинку языка поднять вверх. Пальцы сомкнуть, ладонь согнуть горкой.
Рассердилась наша киска:
Ей забыли вымыть миску.
Ты не подходи к ней близко-
Поцарапать может киска!
 
«Гармошка»
Присосать язык к небу. Не отрывая языка от неба сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Рука лежит на столе ладонью вниз. Во время опускания и поднимания нижней челюсти опускается и поднимается кисть руки с сомкнутыми прямыми пальцами.
Раз, два, три, четыре — 
Ротик мы открыли шире. 
Три, четыре, пять, шесть — 
И у нас гармошка есть.
«Маляр»
Улыбнуться, открыть рот, "погладить" кончиком языка твёрдое нёбо, совершая движения вперед и назад. Ладонь расположить вертикально, пальцы вверх сомкнуть. Двигать ладонь вперёд-назад.
Наведем порядок в доме 
И поможем маме. 
Кисточки возьмем мы в руки, 
Все покрасим сами.
«Грибок»
Улыбнуться. Прижать широкий край языка всей плоскостью к нёбу, от-крыть рот. Одну руку поставит на столе, ладонь сжать в кулак, вторую - «положить» на кулак («шляпка»).
Вверх подняли язычок, 
Стал похож он на грибок. 
Мы подержим так немножко, 
А затем потянем ножку. 
«Лошадка»
Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Ладонь с сомкнутыми согнутыми пальцами положить на стол. Пальцами синхронно с языком стучать по столу.
К нам лошадка прискакала,
Стук копыт мы услыхали,
Вверх поднимем язычок
И поскачем на лужок.
«Барабанщик - дятел»
Стучать кончиком языка за верхними зубами и произносить: «д — д — д». Пальцы одной руки сомкнуть и немного сжать, стучать по ладони другой руки.
Дятел, дятел тук-тук-тук.
Д-Д-Д-Д
Ты чего стучишь, мой друг!
Д-Д-Д-Д
-Я не зря во рту стучу
Д-Д-Д-Д Звукам правильным учу.
Д-Д-Д-Д

«Орешек» 
Острым кончиком языка коснуться внутренней стороны правой щеки , затем левой .Кисти рук двигаются в сторону языка.
Свой орешек бурундук
Положить хотел в сундук
Только он не утерпел,
 Взял  орешек он и съел.
«Чистим верхние и нижние зубки» Сделать улыбку, приоткрыть рот, двигать кончиком языка за нижними зубами и за верхними влево - вправо, нижняя челюсть не двигается, включая движения руки. Выполнять 5-10 секунд. Кисть руки опустить вниз и выполнять движения из стороны в сторону. Затем кисть поднять вверх и также выполнять движения из стороны в сторону, счет от 1 до 5. Выполнять 5 -10 секунд.
Каждый день, как и ребята,
Зубки чистят все зверята.
Вправо-влево щётка ходит,
Белизну зубам наводит. 
Также можно составить картотеки с комплексами артикуляционных упражнений с элементами биоэнергопластики для свистящих звуков, для шипящих, для сонорных.
Применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, способствует развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений, развитию памяти, внимания, мышления.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»