Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Консультация для родителей детей дошкольного возраста
с синдромом дефицита внимания и гиперактивности

Нифталиева Ситтига Вагидовна
В настоящее время, в связи с высокой распространенностью в детской популяции , из группы ММД ( минимальной мозговой дисфункции) был выделен в отдельную нозологическую единицу синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).
Это расстройство представляет собой набор симптомов, характеризующихся способностью удерживать внимание лишь на короткий период из-за невозможности сосредоточиться , импульсивности и гиперактивности.
Существует множество факторов ,которые могут привести к развитию СДВГ. Диагностику проводят по двум измерениям :нарушения внимания и гиперактивность (импульсивность).Основными направлениями в лечении детей с СДВГ являются :двигательная активность, психолого-педагогическая коррекция, семейная психотерапия , поведенческая терапия, релаксационные методики, лечение сопутствующей патологии. К медикаментозному лечению прибегают в случае неэффективности вышеуказанных методик. Дети СДВГ более подвержены депрессии, легко расстраиваются из-за неудач склонны отказываться от той деятельности , в которой испытывают затруднения. Они импульсивны ,  тоесть неспособны тормозить свои непосредственные побуждения , часто действуют, не подумав, не умеют подчиняться правилам, ждать.
Гиперактивность,  или чрезмерная двигательная активность , после чего появляется сильное утомление. Утомление у ребенка идет не так , как у взрослого, который контролирует это состояние и вовремя отдохнет, а в перевозбуждении, слабом его контроле.
Очень часто гиперактивность путают с активностью .Главное отличие гиперактивности от просто активного темперамента в том , что это не черта характера ребенка, а следствие нарушений в развитии.
Диагностические критерии СДВГ (О.В. Гончарова, П. А. Ветров )
Нарушения внимания
1.Ребенок не может сосредоточиться ,делает много ошибок из-за невнимательности.
2. Ему трудно поддерживать внимание при выполнении заданий или во время игр.
3.Плохо организован.
4.Слушает, но кажется , что не слышит .
5. Избегает выполнения задач, требующих постоянного внимания.
6. Не может до конца закончить поставленную задачу.
7. Легко отвлекается на посторонние стимулы.
8.Забывчив.Часто теряет личные вещи ,необходимые в школе и дома (карандаши, книги, рабочие инструменты, игрушки).
Гиперактивность / импульсивность.
1.Ребенок суетлив.
2. Неспособен  усидеть на одном месте.
3.Много, но нецеленаправленно двигается (бегает, крутится).
4. Не может тихо,  спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.
5.Всегда  нацелен  на движение.
6. Болтлив.
7. Часто начинает отвечать,  не подумав и даже не дослушав вопрос.
8.С трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.
9. В разговоре часто прерывает, мешает (пристает) окружающим.
Пик проявления СДВГ 6-7 лет. Поэтому вопрос о готовности к школе для таких детей должен решаться в каждом конкретном случае психологом и наблюдающим ребенка врачом.
Систематические школьные нагрузки могут привести к срыву компенсаторных механизмов ЦНС и развития  дезадаптационного  школьного синдрома, усугубляемого учебными трудностями.
При подготовке коррекционных программ необходимо учитывать особенности личности ребенка, стиль семейных взаимоотношений , причины развития  гиперактивного поведения. Родителям нужно объяснить, что улучшение состояния ребенка зависит не только от назначаемого специального лечения, но в значительной мере от доброго и последовательного отношения к нему.
Общие рекомендации родителям:
а) изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку (демонстрировать спокойное поведение , избегать слов «нет» и «нельзя», взаимоотношения с ребенком строить на доверии и взаимопонимании);
б ) изменение психологического микроклимата в семье (взрослые должны меньше ссориться , больше времени уделять ребенку , проводить досуг всей семьей);
в) организация режима дня и места для занятий;
г) организовать специальную поведенческую программу , предусматривающую преобладание позитивных методов воспитания.
В своих отношениях с ребенком родителям необходимо поддерживать
 
позитивную установку.
Хвалить его в каждом случае , когда он этого заслужил , подчеркивать уверенность Это помогает укрепить уверенность ребенка в собственных силах.
Избегать по возможности скопления людей .
Давать ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на  свежем  воздухе-длительные прогулки, бег, спортивные занятия.
В коррекционной работе по проблеме гиперактивности должен участвовать психолог, педагог, гиперактивный  ребенок и его родители сразу.
В коррекционной работе используются игровые занятия и   упражнения,  направленные на развитие внимания, памяти, мышления, координацию  движений,  релаксацию, эмоционально-волевую и личностную сферу. Длительность игрового занятия составляет 25-30 минут.
1.Игра «Узнай фигуру».
Разные геометрические фигуры разложены по залу. По сигналу дети произвольно перемещаются по залу, выполняя различные движения. После того как ведущий называет одну из фигур, например «Квадрат», дети должны быстро построиться вокруг этой фигуры.
2.Игра с правилами «Смелые мышки»
Выбирается водящий- «Кот», остальные дети-«мышки». Кот стоит и наблюдает за мышками. С началом стихотворного текста мышки направляются к домику кота.
Вышли мышки как-то раз
Посмотреть который час
Раз-два-три-четыре,
Мышки дернули за гири.
Вдруг раздался страшный звон!
Бом-бом-бом-бом!
Убежали мышки вон!
Мышки, подходя к дому кота выполняют движения, соответствующие тексту. Услышав последнее слово, мышки убегают, а кот их ловит. Пойманные мышки выходят из игры.
3.Игра «Четыре стихии».
Дети сидят в круге. Ведущий договаривается с детьми , если он скажет слово «Земля»-все опускают руки вниз, «Вода»-вытянуты руки вперед, «воздух»-поднять руки вверх, »огонь»- повернуться вокруг себя.
4.Игра «Колечко».
Дети стоят в кругу , а Водящий внутри круга. Он держит в ладонях колечко , которое незаметно пытается передать кому-то из детей. Дети внимательно следят за действиями водящего и своих товарищей . По сигналу водящего: «Колечко, колечко, выйди на крылечко ! »-ребенок с колечком выбегает в центр круга и становится водящим. Если дети заметили у него колечко до сигнала , то не пускают в круг, а игру продолжает прежний водящий.
5.Игра «Летает-не летает» Дети сидят в круге. Ведущий называет предметы . Если предмет летает-дети поднимают руки. Если не летает - руки у детей опущены. Ведущий может сознательно ошибаться, для формирования самоконтроля у детей.
Упражнение « Кораблик». (На развитие умения регулировать мышечный тонус)
Ведущий объясняет, дети выполняют движения: «Представьте себе, что мы на корабле. Качает. Чтобы не упасть, расставьте ноги  пошире  и прижмите их к полу. Руки сцепите за спиной. Качнуло палубу влево – прижмите к полу правую ногу. Правая нога напряжена, левая расслабилась, немного согнулась в колене, носком касается пола. Выпрямились! Расслабились! Качнуло в правую сторону- прижимаем левую ногу. Напряжена левая нога, правая нога расслаблена.
Выпрямились ,слушайте и делайте, как я. Вдох- выдох!
Стало палубу качать
Ногу к палубе прижать!
Крепче ногу прижимаем,
А другую расслабляем!
Упражнение выполняется сначала для правой ноги, потом для левой. Ведущий обращает внимание детей на напряженное и расслабленное состояние мышц ног.
В подборе игр  должны учитываться все факторы, выявленные  при диагностике.
Список используемой литературы
Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях. М.;
Издательство Института Психотерапии.-2001г
Сиротюк А. Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. –М.;ТЦ Сфера, 2003г-125 с.
Ясюкова Л. А. Оптимизация обучения и развития детей  с ММД. Диагностика и компенсация ММД. СПб.; Речь, 2010. 183 с.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»