Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Система игр и игровых упражнений для развития
детей с интеллектуальной недостаточностью

Вайман Дарья Вячеславовна
У детей с интеллектуальной недостаточностью преобладает непроизвольное внимание и эмоциональное восприятие окружающей действительности, поэтому при планировании игр и занятий нужно помнить о том, что первостепенное значение имеет уровень их интересности для ребенка.
Подбирая дидактический материал, следует помнить о том, что детское внимание привлекают и удерживают яркие цветные игрушки. Еще большего внимания можно достичь, если игрушки будут показаны в действии, со звуковым сопровождением. Не менее важен эмоциональный настрой педагога, выразительность и интонированность его речи.
На занятиях с детьми можно использовать различные наборы игрушек: доски по типу вкладышей М. Монтессори, разрезные картинки, конструкторы, кубики, погремушки и др.
Успешность игрового взаимодействия, занятий с ребенком во многом определяется тем, насколько активно взрослый может использовать объекты и предметы окружающей среды в качестве игровых. Разнообразие предметно – практических, словесных, воображаемых игровых действий с предметами имеет решающее значение.
Классификация игр по объекту игровых действий:
Игры с предметами.
Предметы запускают функционально-привычные способы их использования, игровые действия взрослого и ребенка: игрушки (кукла, машина, мячик), спортивные атрибуты (мяч, кольца), предметы быта (ножницы, банки, ключи), предметы одежды (шарф, платок), мелкие предметы (монеты, пуговицы) и др.
Задача специалиста – показать и передать ребенку многообразие обычных и необычных действий с различными предметами в процессе игровых взаимодействий.
Игры с карточками.
Игры с предметными карточками помогают сосредоточить зрительное внимание детей, ограничивают гиперактивное поведение, предполагают способность детей к совместной деятельности. Наглядно-действенное мышление в этих играх уже оторвано от конкретных, осязаемых свойств объектов.
Игры с материалами.
Игры с пластилином, бумагой, водой, песком можно выделить в особую предметную область, когда сенсорные, осязаемые свойства материала выходят на первый план.
Игры со словами.
В качестве объекта действий выступают слова, высказывания разговорной речи, их значение, смысл.
Действия со словами предполагают активность речевого, словесно-логического мышления ребенка.
 
Игры и занятия с использованием набора дидактических игрушек:
1. Что нарисовано.
Цель: развитие целенаправленного внимания, произвольного внимания.
Оборудование: предметные картинки.
Ход. Педагог предлагает ребенку поиграть с картинками. «Я буду показывать тебе интересные картинки по одной, а ты их называть. Только называть нужно не сразу, а после моего сигнала. Сначала внимательно посмотри, что нарисовано, и вспомни, как это называется, но ничего не говори, пока я не хлопну в ладоши». После этого педагог берет первую картинку, предлагает подумать, что на ней изображено, но не говорить сразу, а только приготовиться сказать. Далее хлопает в ладоши, ребенок называет картинку.
 2. Покажи картинку.
Цель: развитие наблюдательности.
Оборудование: предметные картинки.
Ход. Педагог раскладывает на столе картинки. Дети сидят на стульях  у стола. Педагог уточняет название предметов и предлагает поиграть. «Я назову картинку, а вы должны найти ее глазками и указать на нее, т.е. поставить на нее пальчик. Кто из вас раньше найдет и покажет пальчиком, тот забирает эту картинку себе». Далее педагог называет предметы на картинках, дети находят.
 3. Прятки с куклой.
Цель: развитие зрительного внимания, развитие устойчивости внимания, целенаправленного внимания.
Оборудование: кукла или другая игрушка.
Ход. Педагог держит в руках куклу и привлекает внимание детей к ней, описывает ее, говорит, как ее зовут. Далее рассказывает, что кукла очень любит прятаться и чтобы ее искали. Педагог предлагает с поиграть с куклой в прятки. Дети закрывают глаза и не открывают, пока педагог не скажет. Педагог прячет куклу в какое-нибудь видное место в комнате, чтобы ее можно было заметить. Далее предлагает детям найти куклу.
 4. Что изменилось?
Цель: развитие наблюдательности, сосредоточенности, устойчивости и произвольности внимания.
Оборудование: игрушки, ширма.
Ход. Педагог располагает на столе игрушки, чтобы они изображали какую-нибудь сценку. Вместе с детьми обсуждает эту сценку, задает вопросы. Например: «Что делает мишка? Где сидит кукла?» и т.д. Затем педагог закрывает сценку ширмой и меняет расположение игрушек на столе. Просит детей внимательно посмотреть и сказать, что изменилось.
 5. Лестница.
Цель: развитие устойчивости внимания, сосредоточенности.
Оборудование: 5 толстых полосок бумаги разной величины, плоское изображение человека, ширма.
Ход. Педагог выкладывает перед ребенком 5 полосок бумаги разной величины и просит расположить их по росту, чтобы получилась лестница. Затем появляется нарисованный человек, который может попрыгать по этой лестнице. Далее педагог предлагает ребенку поиграть, закрывает лестницу ширмой и убирает одну из полосок, а остальные сдвигает, чтобы не было промежутков между ними. Задача ребенка заключается в том, чтобы обнаружить то место, где, как ему кажется, не хватает полоски. На это место он должен поставить человечка. Когда ребенок обнаружит это место, педагог достает полоску, и они вместе проверяют, ровно ли получилась лестница.
 6. Запрещенное движение.
Цель: развитие зрительного внимания на движения.
Ход. Педагог говорит детям, что сейчас они будут делать зарядку: он будет показывать движения, а дети повторять все упражнения зарядки, кроме одного – «запрещенного» – хлопка.
 7. Воздушное письмо.
Цель: развитие зрительного внимания, внимания на движения.
Ход. Педагог сообщает ребенку, что сейчас он будет писать ему в воздухе различные фигуры. А ребенок должен угадать, что это за фигура и нарисовать в воздухе точно такую же. Далее педагог «рисует» треугольник, круг, квадрат, галочку (птичку).
 8. Наблюдатель.
Цель: развитие наблюдательности.
Ход. Педагог предлагает детям поиграть и выяснить, кто из них самый наблюдательный: «Я буду описывать какой-нибудь предмет, находящийся в этой комнате, а вы должны угадать, что это такое». Далее педагог описывает какой-либо предмет, стоящий на видном месте в комнате. Дети угадывают.
 9. Назови скорей!
Цель: развитие зрительного внимания, наблюдательности.
Ход. Педагог с детьми находятся в комнате. Педагог предлагает назвать все предметы зеленого цвета, которые дети увидят  (желтого цвета, круглой формы и т.д.).
 10. Покорми птичку.
Цель: развитие зрительного и слухового внимания.
Оборудование: игрушка – птичка, тарелка.
Ход. Дети сидят полукругом вокруг стола. Затем слышат писк резиновой игрушки. Все прислушиваются: «Слышите, пищит! Давайте еще послушаем. Это птичка! Вот она!» Птичка прыгает по столу, дети смотрят.
«Птичка просит есть!» – говорит педагог, достает тарелку и ставит перед игрушкой. Птичка «ест», благодарит.
 11.  Едем на работу.
Цель: развитие зрительного целенаправленного внимания.
Оборудование: картинки с изображением инструментов, рули.
Ход. На столе у педагога лежат «рули», в разных местах комнаты стоят стулья, на них лежат картинки, изображающие инструменты. Педагог приглашает детей к своему столу, каждый может выбрать себе профессию, взять руль и поехать на работу, для этого нужно внимательно смотреть на стулья и выбирать картинки, подходящие для этой профессии.
 12. Опусти шарик в коробку.
Цель: развитие зрительного внимания.
Оборудование: коробка с маленькой круглой прорезью, шарики (большой и маленький) одного цвета.
Ход. Педагог ставит на стол коробку, кладет около нее шарики и говорит детям, что сейчас они узнают, какой шарик спрячется в этом домике. Вызывает ребенка и предлагает протолкнуть в отверстие шарик. Он выполняет задание путем проб. Когда маленький шарик спрятался, педагог обращает внимание, что отверстие в коробке маленькое, только для маленьких предметов. На столе остался большой шарик.
 13. Зеркало.
Цель: развитие зрительного внимания.
Оборудование: зеркало.
Ход. Педагог перед зеркалом выполняет несложные движения, обращая внимание детей, как зеркало точно воспроизводит эти движения. Затем ставит детей в круг и говорит: «Делайте, как я». Показывает простые движения (хлопает руками перед собой, над головой, приседает). Дети повторяют.

Литература:
1. Бердыхова Я., Голецыова О., Клйндова Л.  Игры в детском саду, перевод со словацкого: Касвин Г.А. и Роговский Е.Р. – М., 1966.
2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М., 1991.
3. Васильева Н.Н., Новоторцева Н.Р. Развивающие игры для дошкольников: популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 1996.
4. Романов А.А. Игровые задачи для детей. Перечень, цели, классификация: Пособие для детских психологов, педагогов, дефектологов, родителей. – М., 2004.
5. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. – М., 1982.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»