Взаимодействие учителя-логопеда и родителей
Мистрова Светлана Геннадьевна
Родители часто спрашивают, как будет проходить работа по коррекции нарушений звукопроизношения и чем они могут помочь своему ребёнку.Их осведомленность о содержании работы логопеда непосредственно влияет на успешность логопедического воздействия. Поэтому, в помощь родителям я предоставляю следующую таблицу.
Первый этап: диагностический
Работа логопеда: постановка логопедического заключения, изучение уровня развития психических процессов, уровня речевого развития школьников.
Помощь родителей: предоставление необходимых медицинских документов и объективной информации по развитию ребёнка ( в том числе и по речевому развитию)
Второй этап: подготовительный
Работа логопеда: подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звука. Важно вызвать на этом этапе у ребенка интерес к логопедическим занятиям.
Помощь родителей: регулярно выполнять вместе с ребенком комплекс упражнений по развитию артикуляционного аппарата.
Третий этап: постановка звука
Работа логопеда: вызывание отсутствующего звука или исправление искажённого звука
Помощь родителей: регулярное выполнение вместе с ребенком комплекса упражнений по развитию артикуляционного аппарата и выполнение приемов по вызыванию отсутствующих звуков, которые объясняются учителем-логопедом на индивидуальных консультациях.
Четвертый этап: автоматизация звука
Работа логопеда: закрепление звука в речи (в слогах, в словах, в предложениях, во фразовой речи).
Помощь родителей: родители вместе с ребенком отрабатывают речевой материал, предложенный учителем-логопедом.
Пятый этап: дифференциация звуков в связной речи.
Работа логопеда: Учить детей различать и четко произносить звуки( схожие по звучанию) в собственной речи.
Помощь родителей :
контроль правильности произношения поставленных звуков:
- во время выполнения заданий учителя-логопеда,
- в свободной речи ребенка (в играх, в диалоге ребенка с окружающими, в свободной деятельности).
Шестой этап: развитие связной выразительной речи.
Работа логопеда: нормализация просодической стороны речи, обучение рассказыванию
Помощь родителей : родители вместе с ребенком составляют рассказы по сюжетным картинкам, пересказывают небольшие тексты по вопросам. При выполнении домашних заданий по литературному чтению, окружающему миру и при общении с ребёнком следят за правильным произношением поставленных звуков, согласованию слов в предложении.
Для того чтобы помощь родителей была действительно полезной , в сентябре я предлагаю родителям следующую памятку:
Памятка для родителей:
(рекомендации к проведению домашних занятий с обучающимися
по коррекции звукопроизношения.)
1. Подготовьте себя психологически к занятию с ребёнком: успокойтесь, наберитесь терпения. Вы должны быть внимательны, доброжелательны, настойчивы. Ребёнок должен понимать, что Вам эти занятия не в тягость , а в радость.
2. Подготовьте ребенка к будущей деятельности. Он должен быть уверен, что ему помогут, а не отругают. Школьник должен поверить в свои силы и возможности.
3. Приготовьте рабочее место для занятий. Помните, что Ваш ребёнок легко отвлекаем - уберите всё лишнее.
4. Отведите определённое время для занятий и старайтесь соблюдать свой график.
5. Если ребёнок перед занятиями утомлён или перевозбуждён , то положительных результатов можно не ждать.
6. Не торопите ребёнка во время выполнения задания.
7. Следите за тем , чтобы ребёнок чётко и внятно произносил отрабатываемый звук в задании.
8. Если при выполнении задания у ребёнка что-то не получается, не показывайте своего недовольства, не ругайте его и конечно же не кричите. Проконсультируйтесь у школьного логопеда ещё раз.
9. Все дети разные. Овладения правильным произношением происходит в разные сроки. Не сравнивайте успехи Вашего ребёнка с результатами других детей. Подбадривайте его и хвалите за любое, даже самое маленькое достижение.
Совместно с учителем-логопедом создавайте ребёнку «ситуацию успеха».
Желаю Вам успехов и терпения
В течение года провожу консультирование родителей или законных представителей обучающихся .
План консультирования родителей или законных представителей
(коррекция звукопроизношения).
Месяц: сентябрь
Тема консультации: Задайте вопрос логопеду. Проведение индивидуальных бесед с родителями для сбора анамнеза.
Цель консультации:
- познакомиться с родителями;
ü собрать анамнестические данные о ходе развития ребенка;
ü проанализировать отношения между взрослыми и детьми в семье;
понять отношение родителей к речевому дефекту ребёнка.
Месяц: сентябрь
Тема консультации: Результаты диагностики обучающихся
Цель консультации:
- познакомить родителей с результатами диагностического обследования учащихся;
- рассказать о требованиях, предъявляемых к учащимся, посещающим логопедические занятия.
Месяц: октябрь
Тема консультации: Зачем нужна артикуляционная гимнастика.
Цель консультации: познакомить родителей с основными упражнениями для развития и совершенствования артикуляционной (речевой) моторики.(Родителям предоставляется « Картотека артикуляционной гимнастики» )
Месяц: октябрь
Тема консультации: Развитие правильного дыхания.
Цель консультации: познакомить родителей с основными упражнениями для развития правильного дыхания
(предоставляется «Картотека дыхательной гимнастики» (упражнения для развития речевого выдоха
Месяц: ноябрь
Тема консультации: Как помочь своему ребёнку дома.
Цель консультации: предоставить материал, необходимый родителям для работы с ребёнком дома.
Месяц: ноябрь
Тема консультации: Методические материалы для дополнительной работы дома
Цель консультации: познакомить родителей с играми и упражнениями, способствующими преодолению речевого дефекта у учащихся
Месяц: декабрь
Тема консультации: Рекомендации для родителей по темам пройденных занятий.
Цель: индивидуальные консультации
Месяц: декабрь
Тема консультации: Подведение итогов первого полугодия
Цель консультации: познакомить родителей с динамикой речевого развития учащихся.
Месяц: январь
Тема консультации: Работа над лексическими темами.
Цель консультации: познакомить с приёмами работы над лексическими темами,
предоставить необходимую справочную литературу
Месяц: январь
Тема консультации: Игры и задания развивающие речь школьника.
Цель консультации: познакомить родителей с играми и заданиями, способствующими преодолению речевого дефекта у учащихся.
Месяц: февраль
Тема консультации: Обучение пересказу по опорным вопросам
Цель консультации:
- познакомить с приёмами работы по обучению пересказу,
- предоставить тексты для пересказа (с опорными вопросами )
Тема консультации: Методические материалы для дополнительной работы дома.
Цель консультации: познакомить родителей с играми и упражнениями, способствующими преодолению речевого дефекта у учащихся
Месяц: март
Тема консультации: Промежуточные результаты коррекционной работы.
Цель консультации: познакомить родителей с динамикой речевого развития учащихся.
Месяц: март
Тема консультации: Рекомендации для родителей по темам пройденных занятий.
Цель: индивидуальные консультации по запросам родителей
Месяц: апрель
Тема консультации: Задайте вопрос логопеду.
Цель консультации: ответить на вопросы, волнующие родителей (индивидуальные консультации)
Месяц: апрель
Тема консультации: Развитие речи через движение
Цель консультации: познакомить родителей с «Картотекой динамических пауз» (движения, сочетающиеся со словами).
Месяц: май
Тема консультации: Подведение итогов работы за год
Цель консультации: познакомить родителей с динамикой речевого развития учащихся.
Месяц: май
Тема консультации: Работа с ребенком на летних каникулах»
Цель консультации:
- познакомить родителей с методами работы на летних каникулах;
- рассказать родителям о значении занятий по закреплению имеющихся знаний и умений обучающихся на летних каникулах.
Только тесный контакт в работе учителя-логопеда и родителей может способствовать устранению речевых нарушений у детей, а значит и дальнейшему успешному школьному обучению.