Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Инновационные технологии в логопедической практике

Теплова Татьяна Валерьевна

Современная логопедия находится на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины. Она использует в своей практике, наиболее эффективные, не традиционные для неё методы и приёмы смежных наук, помогающие оптимизировать работу учителя — логопеда. Инновационные технологии в логопедической практике– это лишь дополнение к общепринятым технологиям. Инновационные технологии – это внедрённые, новые, обладающие повышенной эффективность методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога. Применительно к педагогическому процессу, инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы образования, организацию совместной деятельности педагога и ребёнка. Основным критерием «инновационности» технологии является повышение эффективности образовательного процесса. В своей работе я использую следующие инновационные методы: арт - терапевтические технологии; • современные технологии логопедического и пальцевого массажа • современные технологии сенсорного воспитания • телесно-ориентированные техники •информационные технологии. Виды арт-терапии: • музыкотерапия (вокалотерапия, игра на музыкальных инструментах) ; • изо-терапия (нетрадиционные техники рисования) ; • кинезиотерапия (танцетерапия, телесно-ориетированная терапия, логоритмика, психогимнастика) ; • сказкотерапия; • куклотератия; • мнемотехника; • креативная игротерапия (песочная терапия) ; • смехотерапия; • ароматерапия; • цветотерапия (хромотерапия) . «Арт-терапии» является средством свободного самовыражения. В особой символической форме: через рисунок, игру, сказку, музыку - мы можем помочь ребёнку «отработать»эмоции, переживания, получить новый опыт разрешения конфликтных ситуаций. Основная задача арт-терапии состоит в развитии самовыражения и самопознания человека через творчество и в повышении его адаптационных способностей .Арт-терапия в детском саду – это путь к психологическому здоровью ребенка. Разнообразные занятия искусством способствуют развитию творческих способностей ребенка, формированию у него правильного мировоззрения и позитивного мировосприятия. В процессе детского творчества, раскрывается внутренний мир ребенка. Цели арт-терапии в логопедической работе с детьми: способствовать формированию правильного произношения и развития речи ,способствовать развитию высокого жизненного тонуса и гармоничных отношений с окружающим миром, развития взаимопонимания между детьми, а также между ребенком и взрослыми. Научить ребенка самовыражению, умению управлять своими чувствами, переживаниями, эмоциями. Музыкотерапия – метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки. Коррекционные логопедические задачи музыкотерапии: :• нормализация нейродинамических процессов коры головного мозга, нормализация биоритма• стимуляция слухового восприятия (активизация правополушарных функций) ; • улучшение общего состояния детей; • улучшение исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, плавность) ;• коррекция и развитие ощущений, восприятий, представлений;• стимуляции речевой функции• нормализация просодической стороны речи (тембр, темп, ритм, выразительность интонации) ;• формирование навыков словообразования;• формирование слоговой структуры слова.• координация музыки и речи•развитие умения правильно произносить " проблемные звуки" в процессе пения. Так же музыкотерапия повышает интерес к занятиям и делает их более интересными и веселыми. Элементы музыкотерапии я использую и во время проведения расслабляющего и тонизирующего логопедического массажа . Также тонизирующие музыкальные произведения возможно использовать во время проведения динамических пауз и артикуляционной гимнастики. Техники изо-терапии • техника «кляксография»• пальцевая живопись• рисование мягкой бумагой • рисование тычком жёсткой полусухой кистью• рисование на манке; • рисование ладонями. В процеесе использования этого метода у детей более эффективно развивается мелкая моторики,речь,навыки правильного звукопроизношения. Телесноориентированные техники:Весь детский опыт связан с развитием и совершенствованием произвольных движений (одеваться, есть, ходить, играть, и, конечно же, говорить) .Обращая внимание на развитие двигательной сферы ребёнка, мы опосредованно влияем на развитие психических свойств. Способность ребёнка контролировать свои телесные проявления влияет на развитие его характера, способностей и конечно же речи .• биоэнергопластика – соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки ;• растяжки – чередование напряжения и расслабления в различных частях тела, нормализуют гипертонус и гипотонус мышц ;• упражнения для релаксации – способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом • дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. • кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие:• улучшают мыслительную деятельность,• способствуют улучшению памяти и внимания,• облегчают процесс чтения и письма. Упражнения типа «Кулак – ребро – ладонь», «Зайчик – колечко – цепочка», «Дом – ёжик – замок», «Зайчик – коза – вилка» и др. • Логопедический массаж - это одна из логопедических технологий, активный метод механического воздействия, направленный на коррекцию различных речевых расстройств. Цель логопедического массажа не только укрепление или расслабление артикуляционных мышц, но и стимуляция мышечных ощущений. Массаж мышц речевого аппарата помогает нормализовать мышечный тонус и тем самым подготовить мышцы к выполнению сложных движений, необходимых при артикуляции звуков. К основным видам логопедического массажа относятся:• классический ручной;• точечный;• аппаратный. Пальцевый массаж• массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками;• прищепочный массаж;• массаж орехами, каштанами;• массаж шестигранными карандашами;• массаж чётками;• массаж травяными мешочками;• массаж камнями;• массаж зондами, зондозаменителями;• массаж приборами Су-Джок терапии. Логоритмика - это система музыкально -двигательных, речедвигательных и музыкально - речевых игр и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции. Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром. Коррекционные задачи сказкотерапии:• создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребёнка;• совершенствование лексико-грамматических средств языка;• совершенствование звуковой стороны речи;• развитие диалогической и монологической речи;• эффективность игровой мотивации детской речи;• взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов, формирование мотивации к правильному произнесению звуков. Куклотерапия – это раздел арт-терапии, использующий в качестве основного приёма психокоррекционного воздействия куклу, как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого. Цель куклотерапии – помочь сгладить переживания, улучшить социальную адаптацию, повысить самосознание, разрешить конфликтный ситуации в коллективной деятельности. Мнемотехника – это система приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Мнемотехника помогает в развитии:• связной речи;• ассоциативного мышления;• зрительной и слуховой памяти;• зрительного и слухового внимания;• воображения;• ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение).Таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Песочная терапия - метод терапии, способствующий более качественной коррекции речи и развитию эмоционально-волевой сферы. Песочная терапия способствует:• совершенствованию умений и навыков практического общения, используя вербальные и невербальные средства;• обогащению словарного запаса;• развитию связной речи;• побуждению детей к активным действиям и концентрации внимания;• развитию фантазии и образного мышления,развитию мелкой моторики, нормализации правильного произношения. Смехотерапия – это вид психотерапии, помогающий снять блоки, расслабиться, избавиться от стеснительности. Юмор и смех поднимают настроение, помогают наладить коммуникативные связи, позволяют эффективно противостоять стрессовым ситуациям. Цветотерапия – восстановление индивидуального биологоческого ритма с помощью специально подобранного цвета. Период дошкольного детства является также периодом интенсивного сенсорного развития ребенка. Стимуляция интеллектуального и эмоционального развития дошкольников цветотерапевтическими средствами оправдана и эффективна. Работа с цветом способствует • повышению уровня коммуникативности детей, их эмоциональную отзывчивость;• обогащению сенсорного и эмоционального опыта• знакомит с приемами управления своими чувствами, формирует навыки самоконтроля. Цветотерапия способствует:• улучшению психологического микроклимата в детском коллективе;• стимуляции интеллектуального и эмоционального развития дошкольников;• приобретению детьми навыков психофизической релаксации. Для повышения мотивации к занятиям используется такой инновационный метод как " Вселенная речи", где дети летя от самой дальней планеты к солнцу постепенно продвигаются в речевом развитии и стремятся быстрей попасть к солнцу- высший уровень развития речи. Информационная технология обучения – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией. Возможности использования ИТ в логопедии: • повышение мотивации к логопедическим занятиям; • организация объективного контроля развития и деятельности ; • визуализация акустических компонентов речи; • расширение спектра невербальных заданий; • обеспечивают переход от игровой деятельности к учебной; • значительные возможности в развитии ВПФ: схематизация, символизация мышления; формирование планирующей функции мышления и речи.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»