Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Развитие мелкой моторики у обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
на уроках «Коррекционно-развивающие занятия»
Ильина Юлия Сергеевна
С 01 сентября 2016 года ГБОУ школа № 13 начала реализацию Федерального государственного образовательного стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 1(дополнительных) классах.
При получении ребенком образования по 2 варианту адаптированной основной образовательной программы, образовательным учреждением разрабатывается специальная индивидуальная программа развития (СИПР), учитывающая индивидуальные особенности и потребности обучающегося с умственной отсталостью. СИПР позволяет более полно и точно определить полученные и накопленные знания, умения и навыки, а также возможности дальнейшего развития обучающегося с упором на конкретные жизненные навыки ребенка, усвоение и накопление которых у него происходит медленнее и тяжелее. По результатам обследования обучающегося специалистами образовательного учреждения, которые будут принимать непосредственное участие в реализации программы, составление СИПР дает возможность выстроить индивидуальный учебный план обучения на основе адаптированной основной образовательной программы (АООП) с опорой на психофизическое развитие ребенка и его возможности.
Одним из предметов учебного плана обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью является предмет «Коррекционно-развивающие занятия», который появился в сетке расписания в связи с введением ФГОС.
Данный предметный курс предоставляет возможность выбора содержания наполняемости учебного материала, не охваченного учебными предметами и программой коррекционных курсов. Материал будет направлен на коррекцию определенных сторон личностной и психофизической сферы обучающихся, а также дополнительную помощь в овладении действий и умений, трудных для усвоения и развития творческих способностей.
Для обучающихся с тяжелой и глубокой умственной отсталостью характерно не только интеллектуальное недоразвитие, но и психофизическое. Оно выражается в нарушении координации движений, их темпа, что осложняет и еще более замедляет формирование физических действий. Так же выявляются трудности в овладении тонких и точных движений, таких как удержание позы руки (кисти), захвата карандаша (ручки, кисти), шнурование и завязывание шнурков, застегивание-расстегивание пуговиц, захват и удержание мелких деталей мозаики. Такие неумения делают обучающихся зависимыми от взрослых, находящихся рядом, уровень сформированности навыка самообслуживания и самостоятельности у таких детей будет ниже, чем у других обучающихся, не испытывающих таких больших трудностей в координации дифференцированных движений.
В процессе углубленной диагностики обучающихся с ТМНР, с целью разработки СИПР для каждого обучающегося, было выявлено, что проблема развития мелкой моторики является общей для всех обучающихся. Для решения проблемы участниками психолого-педагогического консилиума Образовательного учреждения было принято решение включить в содержание предмета «Коррекционно-развивающие занятия»  учебного плана занятия, направленные на развитие двигательно-моторной координации и мелкой моторики.
Коллектив учителей Образовательного учреждения разработал рабочую программу коррекционно-развивающих занятий, целью которой является подготовка к формированию у детей элементарных навыков письма.
Учебный материал в ходе реализации программы изучается тематическими разделами, такими как конструирование из различных материалов, пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры, ориентировка в пространстве, практические упражнения с карандашами и различными предметами. Изучение каждого раздела осуществляется посредством применения различных методик и технологий, обеспечивающих достижение требуемого результата.
К концу учебного года обучающиеся получат возможность научиться:
1 уровень
Самостоятельно или с помощью учителя:
-   выполнять игровые упражнения с пальцами с речевым сопровождением;
-   обводить пальцем по контуру простые нарисованные предметы, следить за тем, чтобы линия была плавной; штриховать простые предметы сверху вниз;
-   штриховать простые предметы в разном направлении; обводить предметы по контуру карандашом плавным непрерывным движением;
-   ориентироваться на листе бумаги, правильно располагать рисунок на листе;
-   ориентироваться в тетради в клетку, обводить клетки, считать их, проводить горизонтальные и вертикальные линии;
-   раскрашивать сюжетный рисунок разными карандашами, не выходя за контур;
- помогать выполнять работу сверстникам,  заканчивать работу ориентируясь на других.
2 уровень
С помощью учителя или сопряжено:
-   выполнять игровые упражнения с пальцами с речевым сопровождением;
-   обводить пальцем по контуру простые нарисованные предметы, следить за тем, чтобы линия была плавной; штриховать простые предметы сверху вниз;
-   штриховать простые предметы в разном направлении; обводить предметы по контуру карандашом плавным непрерывным движением;
-   ориентироваться на листе бумаги, правильно располагать рисунок на листе;
-   ориентироваться в тетради в клетку, обводить клетки, считать их, проводить горизонтальные и вертикальные линии;
-   раскрашивать сюжетный рисунок разными карандашами, не выходя за контур;
- помогать выполнять работу сверстникам,  заканчивать работу ориентируясь на других.
3 уровень:
-проявлять интерес к выполнению заданий;
-наблюдать за выполнением упражнений.
Развитие мелкой моторики у детей с умственной отсталостью  очень важно, так как это влияет на развитие мышления, внимания, пространственных представлений, пространственной ориентировки, зрительной и двигательной памяти, а также речи. Все эти аспекты у детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью находятся на низком уровне. Развивая мелкую моторику у ребенка, мы стимулируем различные отделы головного мозга, которые отвечают за движения пальцев рук, а так же активизируем находящиеся рядом с ними центры мозга, отвечающие за речь. Кроме того, развитие мелкой моторики способствует формированию зрительно-моторной координации в системе «глаз-рука». С помощью зрения ребенок познает окружающий мир. Глаза начинают контролировать движения рук, корректируют направление и точность этих движений. Также развитие мелкой моторики способствует укреплению двигательного аппарата руки, пальцы становятся более ловкими и подвижными, что необходимо для того, чтобы ребенок мог самостоятельно выполнять бытовые действия.
Развивать мелкую моторику можно различными способами, методами и упражнениями. Уроки могут включать в себя работу с мозаикой, конструкторами, которые не только развивают моторику, но и позволяют развивать пространственные представления, воображение, закрепляют знания основных цветов и геометрических форм.
Также упражнения по шнуровке, надеванию бусин на нить, застегиванию пуговиц, липучек, прищепок дает развитие координации движений, развитие согласованности между тем, что делает рука и тем, что видит глаз. Такие упражнения подготавливают ребенка к бытовой жизни: они застегивают обувь и одежду, не прибегая к помощи взрослого, становятся более самостоятельными.
При выполнении графических заданий по раскрашиванию, необходимым будет самомассаж кистей рук при использовании карандаша. При таком самомассаже происходит стимуляция нервных окончаний, находящихся в пальцах, они дают импульс в отделы головного мозга, а также дают ребенку разнообразные сенсорные ощущения. Для массажа можно использовать не только карандаш, но и различные крупы (бобы, горох, манка). При перебирании, сортировке или играх с крупой происходит та же стимуляция и самомассаж.
Неотъемлемой частью уроков являются пальчиковые игры. Они дают ребенку огромные положительные эмоции от совместной деятельности с учителем. Кроме того, пальчиковые игры учат сосредотачиваться, развивают внимательность, зрительно-пространственные представления, подготавливают ребенка к счету. Пальчиковые игры совместно с пением или проговариванием текстов способствуют развитию речи, побуждают ребенка к проговариванию слов или звуков, придумыванию своих движений (т.е. развивают воображение).
Именно на это необходимо обратить внимание при составлении программы и ее содержания предмета «Коррекционно-развивающие занятия».
Дети, имеющие интеллектуальные нарушения имеют свои особенности развития, к которым нужно найти соответствующий подход в обучении. Игры и упражнения подбираются соответственно возрасту ребенка, а так же исходя из его физических возможностей на момент обследования специалистами. Работа по развитию мелкой моторики у детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) положительно влияет на общее психофизическое развитие ребенка, а разнообразные игры и активные упражнения руками стимулируют процесс речевого и умственного развития, что делает ребенка более самостоятельным. 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»