Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Игра – способ формирования и развития личности,
направленный на расширение коммуникативных
навыков общения у детей с различными
нарушениями в развитии

Морозова Анна Владимировна
Давайте зададим вопрос: «Может ли ребенок прожить без игры?» Естественно нет, ведь игра – это основная форма познания жизни. В игре ребёнок изображает окружающую его жизнь. Его наблюдения и впечатления отражаются в игре. Огромная роль в развитии ребёнка принадлежит игре. Она является эффективным средством формирования личности ребёнка, его морально-волевых, коммуникативных качеств и позитивных отношений к другим людям. В связи с особенностями развития детей с различными нарушениями в развитии, в ещё в большей мере, чем нормально развивающиеся дети, нуждаются в целенаправленном обучающем воздействии взрослого. Поэтому для обучения и воспитания таких детей, особую роль играют способы воздействия, которые направленны на преодоление этих отклонений и активизации их познавательной деятельности. Основной формой воздействия на ребёнка являются организованные занятия, в которых ведущая роль принадлежит взрослым. Усвоение материала занятий зависит от правильных методов обучения. Как правило дети с различными нарушениями в развитии инертны, не эмоциональны, имеют множество ограничений в различных сферах деятельности. Такие дети лишены широких контактов, у большинства плохо сформирована речевая коммуникация. Всё это создает препятствия в межличностном взаимодействии. Дети мало разговорчивы, как с педагогом, так и со сверстниками, не умеют чётко и ясно излагать свои мысли и желания, не внимательны. Поэтому необходимы такие методические приёмы, которые могли бы привлечь внимание, заинтересовать каждого ребёнка, необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предметной деятельности. Этой цели и служат дидактические игры. Дидактическая игра- одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка. В тоже время, игра- основной вид деятельности детей. Таким образом дидактическая игра имеет две цели. Первая – Обучающая (Которую преследует взрослый), Вторая-Игровая (ради которой действует ребёнок) Очень важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Необходимо стремиться к тому, чтобы ребёнок, не усвоив программного материала, не мог достичь игровой цели. Например, в игре «Что катиться и что не катиться», обучающая цель состоит в том, чтобы научить детей различать предмет по форме (куб, шар) обращая их внимание на свойства предметов. Для детей ставиться только игровая задача – докатить предмет до определённой черты, показав при этом свою ловкость. Добиться цели может лишь тот ребёнок, который научиться различать куб и шар и поймёт, что до черты докатится только шар. Следовательно, усвоение программного материала(содержания) становиться условием достижения игровой цели. Дидактическая игра-средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала. Ребёнку с нарушением в развитии для усвоения способов ориентировки в окружающем, для выделения и фиксирования свойств и отношение предметов, для понимания того или иного действия требуется гораздо больше повторений чем нормально развивающемуся ребёнку. И именно   дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале, при сохранении эмоционально-положительного отношения к заданию. При отборе дидактической игры для детей прежде всего преследуются коррекционные цели и учитываются особенности развития. Игры и упражнения в которых дети действуют путём проб, развивают у них внимание, к свойствам и отношение предметов, умение учитывать эти свойства в практических действиях. Игры оказывают большое влияние по формированию целостного восприятия. Условно игры можно распределить на два этапа развития целостного восприятия: 1) Узнавание, 2) создание полноценного образа (форма, цвет, величина) Для правильного и своевременного включения речи в процесс обучения, необходимо чтобы на первых этапах ознакомление с предметом, качеством, свойством, научить ребёнка выделять эти свойства из других предметов, узнавать и воспринимать их, а только потом дать слово. Например, предлагаем ребёнку выбрать по образцу один из двух предметов, и не говорим ему: «Дай шар» -а говорим «Дай такой» и показываем шар образец, что заставляет ребёнка гораздо внимательнее смотреть на образец надо не упустить возможность дать нужное слово, закрепляющее результат действий самого ребенка «Верно, я показала ШАР, и ты мне дал шар. Это шар!» Слово- название даётся как итог выполнения задачи. Правильно соединённые слова с тем, что они обозначают и закрепляют в сознании ребёнка образ предмета. Чтобы дидактическая игра была помощницей, необходима эмоциональная направленность игры.  Взрослый своим поведением, эмоциональным настроем должен вызвать у ребёнка положительное отношение к игре. Необходимо доброжелательность взрослого, благодаря которой и появиться сотрудничество, обеспечивающее желание ребёнка действовать вместе со взрослыми и добиваться положительного результата. Важное условие результативного использовать дидактические игры в обучении — это соблюдение последовательности в подборе игр. Необходимо учитывать следующие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения занятий. Дидактические игры могут быть включены в любой раздел программы, и служить как для развития познавательной деятельности, так и для формирования собственной игры, поведения в коллективе. Существует огромное количество дидактических игр: словесное, настольно-печатные, с предметами. Внимательное отношение педагога к детям и использование различных игр несомненно даст положительные результаты. Дети становиться более внимательными, любознательными, у детей развивается уверенность в собственных возможностях. Навыки полученные в игре, дети с успехом применяют в жизни, что способствует их дальнейшей  успешной социализации.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»