Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Сулейманова Назия Асхатовна

Ребенок приходит в мир…Взрослые должны окружить малыша любовью, заботой, вниманием, лаской, научить его радоваться жизни, доброжелательному обращению со взрослыми, сверстниками.

Школьное детство-это начало познания жизни, человеческих отношений. Это и время начала формирования ребенка как личности, становления его характера.

Взрослые ведут ребенка по пути познания мира во всем его разнообразии и осознания себя в этом мире, играя с ребенком, а позднее и создавая все условия для его самостоятельной игры. Игра для ребенка - комфортное проживание детства, важнейшего периода в жизни человека. Без игры нет детства вообще. Играя ,ребенок переживает огромную радость, а в условиях радости развитие ребенка идет более интенсивно и успешно. Кроме того, в игре ребенок проявляет свои мысли и чувства, желание, свою самостоятельность, творческие способности, фантазию.

Тысячу раз прав А.М.Горький, написавший: «Ребенок до десятилетнего возраста требует забав, и требования эти законны биологически. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий мир прежде всего - и легче всего в игре, игрой.»

Ребенок должен играть!

Вот тут – то нам на помощь и приходит детский фольклор, использование которого и лежит в основе знакомства детей с русским народным творчеством. Каждую потешку, прибаутку, поговорку, мы с ребенком обыгрываем вместе.

Детский фольклор черпает материал из разных источников.

1 .Прежде всего – то, что взрослые на протяжении многих лет создавали для детей.

Это колыбельные песни, успокаивающие ребенка , усыпляющие его. Это и поэзия пестования, ухода за ребенком, поэзия ласковых прикосновений к нему. Пестушки всегда удовлетворяли потребность ребенка в тактильных движениях - почти все дети любят , чтобы их гладили по головке, ручкам , плечикам, прижимают к себе близкие люди –это язык общения.

2 . То, что взрослые черпали из общей сокровищницы фольклора, отбирали для детей доступные их восприятию и пониманию песни, загадки , пословицы, поговорки, игры. Брали для детей то, что педагогически целесообразно.

3. Наконец сами дети ,подрастая ,участвуют в играх сверстников, осваивают их и все, что с ними связано, а потом включаются и в творческий процесс создания простейших попевок для игр, считалок ,дразнилок и т. д.

Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщить его к народному творчеству . Благодаря этому , на материале детского фольклора у детей формируется внутренняя готовность к восприятию наших истоков – русской народной культуры.

Что же относится к детскому фольклору?

Пестушки - песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.

Потешки- игры взрослого с ребенком ( пальчиковые )

Заклички – обращение к явлениям природы ( к солнцу, дождю, ветру и т. д.)

Приговорки – обращения к насекомым , птицам , животным.

Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх .

Скороговорки и чистоговорки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.

Дразнилки – веселые , шутливые , кратко и метко называющие какие – то смешные стороны внешности ребенка, в особенности его поведения.

Прибаутки , шутки , перевертыши – забавные песенки . которые своей необычностью веселят ребят .

Народные игры хороводы , в основе которых часто бывают простейшие попевочки. Игры дают воспитателю сделать процесс воспитания детей интересным , радостным. Ребенок в игре обретает хороший настрой , бодрость , радость общения с другими детьми а это обязательно усилит его способность радоваться жизни, приведет к укреплению здоровья и лучшему духовному развитию.

Самые любимые игры для детей – те, где нужно ловить друг друга. Ребенок в таких играх должен показать быстроту движений, ловкость, сообразительность (Кот и воробьи ,Лиска – лиса , Солнышко.)

А есть игры, требуют творческой инициативы, фантазии, а заодно и координации движений ( «Пошла млада за водой» «Плетень» и другие)

Дети любят играть, так как в игре каждый ребенок может наиболее полно показать себя, самореализоваться.

Для воспитателя важен девиз: « Ни дня без игры».

Детский фольклор – это синтез поэтического народного слова и движения.

Ребенок, как губка впитывает в себя поэзию родного языка, сначала слушая , а позднее и самостоятельно ритмизованно проговаривая народные тексты. Так постепенно детский фольклор органично входит в жизнь ребенка.

Связь поэтического слова и движения идет от народной педагогики. Использование детского фольклора в работе с детьми имеет несколько направлений, но их определение условно, т. к. задачи решаются в комплексе.

Первое направление – это установление и формирование доверительных отношений, добрых, ласковых между взрослыми. Взрослые должны активно использовать жесты поглаживания, которые снимают напряженность, отчужденность .

Второе направление - выполнение детьми различных движений при пропевании песенок, потешек, прибауток .

Развитие мелкой моторики и руки неразрывно связано с умственным развитием детей. Помимо потешек, прибауток , развивающих мелкую моторику у детей, учу его на материале детского фольклора и разнообразным выразительным движениям . Ребенок учиться свой показ сопровождать выразительными пантомимическими движениями, яркой мимикой жестами.

Ребенок учиться быть эмоциональным и в речи и в показе движений. Благодаря детскому фольклору обогащается эмоциональная сфера ребенка, взрослый помогает ему выразить эмоции, адекватно содержанию текста.

Особое место в работе с детьми отвожу шутке, веселью, детской радости. В этом отношении незаменимы докучные сказки, игры, дразнилки.

Какова же методика работы с использованием детского фольклора.

  1. Прежде всего, взрослый должен хорошо знать текст , выразительно его исполнить и ярко показать то о чем говориться.

2 Ребенок сначала повторяет движения, глядя на взрослого, подражая ему (текст дети запоминают очень быстро). Надо сразу учить детей выразительной речи: уметь выделять важные слова. т.е. ставить логическое ударение. Ребенок учиться изменять силу звука (громко – тихо), мелодику фраз ( низко - высоко).

А движения каждый ребенок показывает по- своему: кто копирует взрослого, а кто находит свои яркие краски для передачи образа.

Детский фольклор стимулирует творческие проявления ребенка, будит их фантазию.

Детям нравятся игры с ложками, а для взрослых это ванный момент, развивающий у детей чувство ритма.

 

Ба-ра-шень-ки ,кру –то-ро-женьки

По ле-су гу-ля-ют,

В скри-поч-ку иг-ра-ют.

Некоторые тексты помогают детям почувствовать на практике напряжение каких – то мышц и их расслабление.(деревянная кукла – тряпочная кукла). Распределение ролей должно быть справедливым, поэтому и надо использовать считалки.У детей должен быть стимул их запоминать.

Игры на основе детского фольклора дают детям большой опыт в навыках выразительной речи и выразительных движений. Свой опыт дети реализуют в театральной деятельности. Инсценировки бывают разных видов. Например
дети передают содержание песенок, потешек, с помощью пластических движений тела , выразительной мимики, жестом показывают о чем идет речь.

.

Сидит кот у ворот,

К себе кошечку ждет ,

На балалаечке поигрывает,

Мышкам глупеньким подмигивает.

Тексты и упражнения.

 

Поговорки

Мир матери.

При солнце тепло,

А при матери добро.

 

Что говорит большой,

Слышит и малый.

 

Материнская ласка конца

Не знает.

 

 

У милого дитяти много имен.

 

 

Всякой матери свое дите жалко.

 

Не милее дружка,

Как родная матушка.

 

Мед сладок, а ребенок слаще.

 

У кого детки, у того и заботы.

 

Милые детушки –

Это частые звездочки ,

Светят и радуют

В темную ноченьку.

 

Ласковые обращения и пестушки.

 

(воспитатель, поглаживая ребенка по головке , плечикам , ласково с нежностью говорит)

Малой, мой маленький,

Ненаглядненький,

Мой хорошенький,

Мой пригоженький.

Девочке

 

Моя сладкая

Ненаглядная,

Моя хорошенькая,

Моя пригоженькая.

 

Если ребенок огорчен или обижен его надо успокоить.

 

Не плач, не плач, детка-

Прискачет к тебе белка, принесет орешки,

Для нашей потешки.

 

Не плачь, не плач,

Куплю калач,

Не плач дорогой,

Куплю другой;

Не плач, не кричи ,

Куплю тебе три.

 

Кто у нас плачет,

Не получит калачик.

Кто у нас ревет,

Не получит сухарек.

Цыть, цыть, не плачь,

Несет котик калач.

Недалечко, на мостике,

Несет калач на хвостике.

 

Поговорка.

 

Чище мойся, воды не бойся.

Коса- девичья краса.

Упражнения на хорошую осанку.

 

Вдоль по улице молодчик идет,

Вдоль по широкой удалый идет,

Как по травке по муравке,

Как по травке по муравке,

По той летней дорожке

По той летней дорожке

Шел молодчик кудреватый.

 

Во саду ли, в огороде

Девица гуляла,

Она ростом невеличка, бела,, круглоличка.

 

Красна девушка идет,

Словно павушка плывет,

Ой ли, ой ли, ой люли!

Словно павушка плывет.

 

Дети должны учиться ходить, расправив плечи, спина прямая, голова чуть приподнята.

Осанка может быть обычной спокойной, сможет быть горделивой, задорной.

 

Осанка девочек должна быть более женственной, чем у мальчиков.

 

Мелкая моторика.

 

Этот пальчик – дедушка

Этот пальчик – бабушка

Этот пальчик – папенька

Этот пальчик- маменька.

 

Большаку – дрова рубить,

А тебе воды тащить,

А тебе – печь топить,

А малышке петь да плясать,

Родных братьев потешать.

(можно одной рукой поочередно пригибать к ладони пальцы другой руки , можно поочередно шевелить пальчиками.)

 

Вставай, Указка

Вставай, Середка

Вставай, Сиротка

И крошка Митрошка.

 

(поочередно большой палец смыкается с указательным, средним безымянным пальчиками и мизинцем.)

 

Шутки шутить – людей веселить.

 

Прилетели журавли

И сказали всем – Замри!

(махать крыльями)

А кто первый отомрет,

Тот получит шишку в лоб.

( с юмором изображать щелчки поочередно всеми пальцами обеих рук.)

 

На болоте стоит пень,

Шевелиться ему лень,

Шея не ворочается.

(Стоять не двигаясь, руки прижаты к телу)

А смеяться хочется.

Расслабиться и смеяться.

 

 

Скок- поскок да снова скок,

( прыгать на двух ногах)

Дрозд взобрался на пенек,

(взобраться на стульчик)

Он гармошку развернул,

Плясовую затянул.

Скок- поскок, играет, ждет,

Может кто плясать пойдет?

(играть на гармошке)

 

Играем на музыкальных инструментах.

 

Загадки.

 

То толстеет, то худеет,

На весь дом голосит. (Гармонь)

 

В лесу выросла,

Из лесу вывели,

В руках плачет,

А кто слушает – скачет. (Дудка)

 

Ой , звенит она звенит,

Всех игрою веселит!

А всего-то три струны

Для веселья ей нужны.

Кто такая? Угадайка?

Это наша…Балалайка.

 

Играй, играй скрипачок,

Сошью тебе сапожок,

Красную опушку,

Белую макушку.

По будням не носить.

А по праздникам.

 

 

Игры.

 

Репка.

 

Исходное положение: дети стоят в кругу, считалкой выбирают

Репку и мышку, которая уходит за круг.

Дети садятся на колени или на пятки.

На пенечке я сижу,

Мелки колышки тешу.

( все дети указательным пальцем одной руки как бы строгают указательный палец другой)

Огород горожу.

(передвигая кулак одной руки по дуге перед собой, кулаком другой руки стучат по нему 4 раза.)

Белу репоньку сажу.

(ладонь одной руки сложить чашечкой, другой рукой брать семена из чашечки и сажать их – 4 раза.)

После этого дети поют песню

 

Репка – репонька,

Расти крепонька,

(дети сужают круг и в центре оставляют репку)

Не мала , не велика ,

До мышиного хвоста. Да!

( в конце песни, дети соединенные руки поднимают вверх и Мышка ловит Репку).

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»