Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Статья

Синквейн как средство развития речи у младших школьников с задержкой психического развития на логопедических занятиях

 

Федорова Светлана Олеговна,

ГБС(К)ОУ школа (VIIвида) №609,

  учитель-логопед, г.Санкт-Петербурга

Аннотация

В данной статье рассматривается актуальная проблема развития речи у младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР). Представлен один из приёмов технологии развития критического мышления (ТРКМ) – синквейн. Посредством данного приёма происходит развитие речи и обогащение словаря у детей с ЗПР.

       У детей с задержкой психического развития (ЗПР) наблюдается задержка темпа развития отдельных сторон речи и особенный их характер.

       Для экспрессивной стороны речи характерны бедный словарный запас, нарушенное звукопроизношение, недостаточная сформированность лексико-грамматического строения речи, аграмматизмы [2].

   Исходя из этого, проблема развития речи у младших школьников с ЗПР на сегодняшний день является одной из самых актуальных, потому что овладение речевой деятельностью играет значительную роль в жизни  каждого человека. Именно поэтому одним из эффективных методов развития речи ребёнка и комплексного воздействия на логопедических занятиях является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.  

Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения. Этот приём не требует особых условий его применения и органично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий, позволяет ребенку быть активным, творческим участником образовательного процесса [1].

         Также очень велико значение этого приёма в обогащении и активизации глагольного словаря, словаря прилагательных, в грамматическом оформлении фразы, в развитии ассоциативного и наглядно-образного мышления. Приём синквейна можно включать в логопедическую работу с детьми не нарушая структуры занятия. Данный приём может легко интегрироваться с другими образовательными областями программы, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.    

Однако, человек, не владеющий знаниями по теме, не сможет составить синквейна.

           К основным правилам составления синквейна относятся следующие:  

 

         - первая строка включает одно слово, слово-предмет, отражающее главную идею;

        -  вторая строка — два слова, слова-признаки, характеризующие предмет;

        - третья строка — три слова, слова-действия, описывающие действия в рамках темы;

         - четвертая строка — фраза из нескольких слов, показывающая отношение автора к теме;

        - пятая строка — слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (это может быть одно слово) [1].

          Пример составления синквейна:

1. Лето.

2. Жаркое, солнечное.

3. Купаются, отдыхают, играют.

4. Лето - любимое время года.

5. Каникулы.

Таким образом, чтобы правильно составить синквейн, важно: иметь достаточный словарный запас в рамках темы; владеть: анализом, обобщением, понятиями: слово-предмет (живой—неживой), слово-действие, слово-признак; уметь подбирать синонимы; научиться правильно понимать и задавать вопросы; согласовывать слова в предложении; правильно оформлять свою мысль в виде предложения.

Предварительная работа по созданию речевой базы для составления синквейна с младшими школьниками, имеющими ЗПР, основывается на той части программы, которая касается развития лексико-грамматических средств языка и связной речи.

Практический опыт работы с детьми с задержкой психического развития показывает, что при систематической работе уже в конце первого года обучения большинство младших школьников постепенно овладевают навыком составления синквейна, упражняясь в подборе действий и признаков к предметам, совершенствуя способность к обобщению, расширяя и уточняя словарный запас, работая с предложением.

Синквейн можно составлять как на индивидуальных, так и на групповых занятиях.  Дети, умеющие писать, могут создавать синквейн на листе бумаги, не умеющие — в виде устных сочинений с опорой на схему.

Необходимо отметить, что целесообразно использование синквейна: на занятиях для закрепления изученной лексической темы; для закрепления понятий, усвоенных на занятиях по подготовке к обучению грамоте; на занятиях по развитию связной речи: используя слова из синквейна, придумать рассказ.

При творческом использовании синквейна на логопедических занятиях он воспринимается младшими школьниками с ЗПР как увлекательная игра, как возможность выразить свое мнение, согласиться или нет с мнением других, договориться.

Эффективность использования синквейна заключается в быстром получении результата и закреплении его, облегчении процесса усвоения понятий и их содержания, расширении и актуализации словарного запаса, обучении выражать свои мысли, подбирать нужные слова, выработке способности к анализу.

Написание синквейна требует от составителя личностных способностей (интеллектуальных, творческих, образных). Использование приёма синквейна на занятиях позволяет логопеду гармонично сочетать в работе элементы трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной, что особенно актуально в условиях работы с детьми с особыми образовательными потребностями, а именно, с задержкой психического развития.

 

Список используемых источников:

1.Душка Н. Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. – Научно-методический журнал «Логопед». - №5 – М., 2005.

2.Трошин О. В., Жулина Е. В. Логопсихология: учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»