Статья
Синквейн как средство развития речи у младших школьников с задержкой психического развития на логопедических занятиях
Федорова Светлана Олеговна,
ГБС(К)ОУ школа (VIIвида) №609,
учитель-логопед, г.Санкт-Петербурга
Аннотация
В данной статье рассматривается актуальная проблема развития речи у младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР). Представлен один из приёмов технологии развития критического мышления (ТРКМ) – синквейн. Посредством данного приёма происходит развитие речи и обогащение словаря у детей с ЗПР.
У детей с задержкой психического развития (ЗПР) наблюдается задержка темпа развития отдельных сторон речи и особенный их характер.
Для экспрессивной стороны речи характерны бедный словарный запас, нарушенное звукопроизношение, недостаточная сформированность лексико-грамматического строения речи, аграмматизмы [2].
Исходя из этого, проблема развития речи у младших школьников с ЗПР на сегодняшний день является одной из самых актуальных, потому что овладение речевой деятельностью играет значительную роль в жизни каждого человека. Именно поэтому одним из эффективных методов развития речи ребёнка и комплексного воздействия на логопедических занятиях является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.
Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения. Этот приём не требует особых условий его применения и органично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий, позволяет ребенку быть активным, творческим участником образовательного процесса [1].
Также очень велико значение этого приёма в обогащении и активизации глагольного словаря, словаря прилагательных, в грамматическом оформлении фразы, в развитии ассоциативного и наглядно-образного мышления. Приём синквейна можно включать в логопедическую работу с детьми не нарушая структуры занятия. Данный приём может легко интегрироваться с другими образовательными областями программы, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.
Однако, человек, не владеющий знаниями по теме, не сможет составить синквейна.
К основным правилам составления синквейна относятся следующие:
- первая строка включает одно слово, слово-предмет, отражающее главную идею;
- вторая строка — два слова, слова-признаки, характеризующие предмет;
- третья строка — три слова, слова-действия, описывающие действия в рамках темы;
- четвертая строка — фраза из нескольких слов, показывающая отношение автора к теме;
- пятая строка — слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (это может быть одно слово) [1].
Пример составления синквейна:
1. Лето.
2. Жаркое, солнечное.
3. Купаются, отдыхают, играют.
4. Лето - любимое время года.
5. Каникулы.
Таким образом, чтобы правильно составить синквейн, важно: иметь достаточный словарный запас в рамках темы; владеть: анализом, обобщением, понятиями: слово-предмет (живой—неживой), слово-действие, слово-признак; уметь подбирать синонимы; научиться правильно понимать и задавать вопросы; согласовывать слова в предложении; правильно оформлять свою мысль в виде предложения.
Предварительная работа по созданию речевой базы для составления синквейна с младшими школьниками, имеющими ЗПР, основывается на той части программы, которая касается развития лексико-грамматических средств языка и связной речи.
Практический опыт работы с детьми с задержкой психического развития показывает, что при систематической работе уже в конце первого года обучения большинство младших школьников постепенно овладевают навыком составления синквейна, упражняясь в подборе действий и признаков к предметам, совершенствуя способность к обобщению, расширяя и уточняя словарный запас, работая с предложением.
Синквейн можно составлять как на индивидуальных, так и на групповых занятиях. Дети, умеющие писать, могут создавать синквейн на листе бумаги, не умеющие — в виде устных сочинений с опорой на схему.
Необходимо отметить, что целесообразно использование синквейна: на занятиях для закрепления изученной лексической темы; для закрепления понятий, усвоенных на занятиях по подготовке к обучению грамоте; на занятиях по развитию связной речи: используя слова из синквейна, придумать рассказ.
При творческом использовании синквейна на логопедических занятиях он воспринимается младшими школьниками с ЗПР как увлекательная игра, как возможность выразить свое мнение, согласиться или нет с мнением других, договориться.
Эффективность использования синквейна заключается в быстром получении результата и закреплении его, облегчении процесса усвоения понятий и их содержания, расширении и актуализации словарного запаса, обучении выражать свои мысли, подбирать нужные слова, выработке способности к анализу.
Написание синквейна требует от составителя личностных способностей (интеллектуальных, творческих, образных). Использование приёма синквейна на занятиях позволяет логопеду гармонично сочетать в работе элементы трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной, что особенно актуально в условиях работы с детьми с особыми образовательными потребностями, а именно, с задержкой психического развития.
Список используемых источников:
1.Душка Н. Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. – Научно-методический журнал «Логопед». - №5 – М., 2005.
2.Трошин О. В., Жулина Е. В. Логопсихология: учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009.