Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Формирование навыков культурного поведения у детей
младшего и среднего школьного возраста
с ограниченными возможностями здоровья

Филиппович Галина Наумовна,
воспитатель школы № 502
Санкт-Петербурга
 
Одной из задач воспитателя по формированию социально-успешной личности является формирование у детей ценностного отношения к нормам культурной жизни.
Стремление к деятельности - одна из психофизических особенностей школьника младшего школьного возраста, и задача воспитателя, опираясь на эту особенность, направлять его природную активность в нужное русло. Дети с ОВЗ легко поддаются внушению, любят подражать окружающим, поэтому им без труда можно привить определенные нормы поведения, обучить быть полезными в семье.
Своевременное привитие культуры деятельности имеет исключительное значение в жизни ребенка. Под руководством воспитателя деятельность ребенка обретает целенаправленность, содержательность, становится важнейшим средством воспитания. Формирование навыков культурного поведения включает в себя и коммуникативное общение (межличностные взаимоотношения), и воспитание этических навыков.
Социальная реабилитация детей, имеющих аномалии развития, направлена на восстановление физических и психических нарушений, формирование способности к самообслуживанию, обучению, к общению и трудовой деятельности в будущем. Комплексная социальная реабилитация дает возможность интегрировать больного ребенка в общество.
Социальная адаптация детей с ОВЗ, т.е. активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм, правил и способов поведения, принятых в обществе сталкивается с проблемой нравственного воспитания. Большинство детей испытывает значительные трудности в общении со сверстниками и взрослыми людьми, что приводит к стихийному возникновению у них негативных форм поведения, к ненужным конфликтам. Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, слушать партнера.
Социальное поведение - это процесс присвоения и реализации ребенком социальных норм, правил поведения и принципов жизнедеятельности в условиях взаимодействия с окружающим миром. Дети с ОВЗ вследствие своего заболевания и определенной изолированности отличаются рядом особенностей: неадекватностью поведения, отсутствием умения устанавливать отношения со взрослыми и сверстниками, скудостью представлений об окружающем мире, неразвитостью адаптационных способностей. Все это способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками. Ребенок-инвалид, который не умеет общаться со сверстниками, чувствует себя уязвленным, отвергнутым, это может привести к резкому понижению самооценки, проявлению робости в контактах, застенчивости, замкнутости или агрессии, конфликтности.
Поэтому необходимо создать условия для формирования и развития навыков социального поведения и общения, необходимых для успешной социализации и интеграции в общество.
Формирование навыков культурного поведения предполагает использование следующих методов в процессе проведения занятий:
1. Разъяснение, разбор подобных ситуаций из книг, фильмов;
2. Пример правильного поведения других детей;
3. Специальные игры, в которых ребенок тренируется в выборе правильных способов поведения.
Положительные результаты в воспитании культуры поведения возможны в сочетании требовательности с уважением и доверием к детям. Педагог должен выступать как друг и пример для подражания, а ребенок - в положении равноправного помощника. Только соблюдая эти правила, можно добиться желаемых результатов от детей.

Список литературы:
  1. Каюрова А.Н., Скокова О.В., Шеховцова Т.С. Формирование культуры безопасности у дошкольников в условиях ФГОС // Молодой ученый. – 2014 – № 11
  2. Латчук В.Н., Миронов С.К., Мишин Б.И. Организация занятий в школе. Библиотека учителя. Основы безопасности жизнедеятельности. Дрофа, М.,
  3. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.
  4. Садретдинова А.И. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников посредством проектирования педагогических условий. Успехи современного естествознания. – 2008 – № 8
  5. Сюньков В.Я. Основы безопасности жизнедеятельности. 1-11 кл. – Центр инноваций в педагогике, 1998
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»