Методическая разработка урока по предмету
«Музыка и движение» для учащихся 6 класса «Особого ребенка»
«Музыка и движение» для учащихся 6 класса «Особого ребенка»
Музыкальные жанры: песня, танец, марш
Левицкий Олег Леонидович,
учитель музыки
учитель музыки
Тип урока: Урок закрепления музыкального материала.
Цель урока: усвоение и расширение учащимися знаний о музыкальных жанрах, музыкальных инструментах.
Задачи:
Образовательные:
-продолжение знакомства с музыкальными жанрами, расширение представлений о музыкальных жанрах;
-определение на слух, произведение какого жанра исполняется;
-музыкально-ритмические движения в соответствии с жанром, ритмом и характером музыки;
-закрепление знаний об основных составляющих музыки, развитие и совершенствование певческих, вокальных навыков;
-совершенствование ориентации в основных музыкальных характеристиках.
Коррекционные:
-корректировать и развивать зрительное восприятие, память, коррекция крупной и мелкой моторики;
-продолжать развивать речевой аппарат, работа над дикцией на основе песенного репертуара;
-совершенствование работы над координацией, на основе музыкально-ритмических движений.
Воспитательные:
-повышать мотивацию к занятиям, развивать эстетическое восприятие через слушание музыкальных произведений;
-формирование положительной мотивации и познавательного интереса к учению, активности при изучении нового материала;
-совершенствовать умение работы в коллективе.
Для реализации цели и задач урока были использованы следующие педагогические технологии:
- Личностно-ориентированные технологии, в частности, индивидуализация обучения в условиях одного класса.
- Здоровьесберегающие технологии.
- Психолого-педагогические технологии использовались для создания доброжелательного психологического микроклимата в классе.
На уроке применен метод театрализации, который разрабатывается в ходе реализации проекта «Театрализация как метод адаптации литературных и музыкальных произведений, изучаемых по «Программе обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью». Данный урок по типу является интегрированным (межпредметные связи: развитие речи и окружающий мир, социально-бытовая ориентировка).
Ход урока: дети заходят под музыку Чайковского «Марш деревянных солдатиков»
- Организационная часть:
Учащиеся: «Здравствуйте» (дети поют по ступеням трезвучия вниз)
Учитель: «Здравствуйте девочки»
Девочки: «Здравствуйте»
Учитель: «Здравствуйте мальчики»
Мальчики: «Здравствуйте»
- Основная часть:
Мы постараемся показать, чем занимаемся на уроках музыки.
Учитель: Для того, чтоб определить тему урока, отгадайте, ребята, загадки – четверостишья:
Мы слова соединим с мелодией
И потом исполним это вместе,
То, что вы услышите, конечно же,
Называется легко и просто….(песня)
Вместе, в ногу, раз, два, три!
Как шагают, посмотри!
Не поют и не танцуют,
Строем дружно…..(маршируют)
Дети номер показали
Просто на «отлично»
Все под музыку плясали
Дружно и ритмично
Что ребята исполняли
В праздник в нашем зале… (танец)
Давайте вместе подумаем, какая тема нашего урока: «Марш, песня, танец – музыкальные жанры» (слайд 1.)
- Слушание «Марш» Шуман
Учащиеся: маршировать.
Учитель: Скажите, какой характер у марша? Какая музыка называется маршем?
Учащиеся: Та, под которую можно маршировать, бодро, решительно.
Дети, а как мы называем человека, который пишет музыку? Композитор.
Этот марш написал немецкий композитор Шуман (слайд).
Учащиеся с учителем или помощником исполняют музыкально-ритмические движения марша, под музыку марша Шумана.
Учитель раздает ученикам шумовые музыкальные инструменты (Бубны, барабаны, маракасы), ученики сопровождают музыку марша игрой на музыкальных инструментах, ведется работа над четкостью исполнения, с соблюдением ритмической пульсации, выделение сильной доли, учитель закрепляет с учениками музыкальные характеристики звука «громко – тихо». Исполнение «Марша» Шумана.
Учитель» а сейчас мы вспомним вторую загадку.
- Слушание: «Танец маленьких лебедей» Чайковского из балета «Лебединое озеро»
Ребята, а кто из вас был на балете? Значит, вы уже знаете, что в балете соединяются музыка и танец, а содержание произведения, сказки передается не словом, как в оперных произведениях, а танцем и музыкой.
Танцы бывают разные и медленные, и быстрые.
А теперь мы на музыкальных инструментах исполним итальянскую польку Рахманинова.
Звучит итальянская полька Рахманинова, учащиеся сопровождают игрой на музыкальных инструментах.
- Физкультминутку мы соединили с музыкально-ритмической композицией под музыку песни «В траве сидел кузнечик» муз. Шаинского, сл. Носова.
Учитель: Мы с вами вспомнили марш, танец, давайте вспомним, а о чем была еще одна загадка?
Если текст соединить с мелодией
И потом исполнить это вместе,
То, вы услышите, конечно же,
Называется легко и просто - … (песня)
(Вокально-хоровая работа начинается с разучивания текста песни с ритмическим рисунком. Затем, слова и ритм накладываются на мелодию. Во время ритмической работы обращается внимание детей на твердость согласных, синхронность и позиционную правильность при произнесении звуков. В ходе вокально-хоровой работы больше внимания уделяется певческой посадке, пению на опоре, «прикрытости» звучания, дикционной и интонационной точности).
Распевание:
- учащиеся поют гамму «До мажор» вверх и вниз, рукой показывая высоту ступеней лада;
- поступенно, вверх и вниз, держа руку в районе диафрагмы, дети поют:
«Ох, ох, ох, ох, мы рассыпали горох», важно почувствовать движение в области диафрагмы на слова: «Ох, ох».
- Исполнение песни: «Катюша», муз. Блантера, сл. Исаковского, «Попурри на тему песен Победы».
Учитель: А что особенного есть у песни, почему мы сразу узнаем, что это – песня?
Дети: У нее есть слова.
- Музыкальные инструменты:
Дети: Музыкальные инструменты.
Учитель: Сейчас, мы сделаем упражнение на имитацию игры на музыкальных инструментах.
Под музыку дети имитируют игру на музыкальном инструменте, названным учителем.
Учитель: А теперь, мы послушаем небольшую презентацию и определим по слуху, какой инструмент звучит.
- Заключительная часть. Рефлексия.
(Исполнение трех загадок)
Какой марш мы сегодня слушали?
Какую песню мы сегодня слушали?
Кто написал эту музыку?
(Учитель по очереди прикрепляет на доску фотографии композиторов, изображения основных героев и предметов прошедшего урока, а дети в доступной форме отвечают на вопросы учителя).
В заключении урока звучит видеозапись Олега Кваши «Санкт-Петербург».
- Мониторинг:
- Самоанализ результативности: