Решаема ли проблема школьной дезадаптации (ШД)?
Васильева Алина Викторовна,
учитель английского языка ГБОУ школы № 569
учитель английского языка ГБОУ школы № 569
Мой преподаватель математики в школе всегда говорил: «В мире есть главные ценности: здоровье и успех». Верно сказано, так как при отсутствии крепкого и хорошего здоровья любой успех обречен на провал.
В нынешнее время для многих детей адаптация к школе является сложным испытанием. Адаптировать ребёнка к школе, значит создать такие специальные условия и возможности, позволяющие приспособить детей к развитию. В данном случае основным социальным институтом, через который проходят все дети, является школа, то соответственно любое рассогласование ученика с требованиями, которые предъявляет образовательное пространство, и есть школьная дезадаптация (ШД) в самом широком смысле. Происходит это по той причине, что образовательные программы с каждым годом усложняются. Как результат, получается расхождение между реальным состоянием детей, у которых уменьшается способность воспринимать знания, и образовательными программами. Отсюда возникает вопрос: как предотвратить процесс ухудшения приспособления детей к школьным условиям, т.е. школьную дезадаптацию. Наряду с этим для современной школы очень актуальна проблема охраны физического и психического здоровья детей и подростков. Это связано с наблюдаемым ростом соматических, нервно-психических и функциональных расстройств, что приводит к школьной дезадаптации.
Из вышесказанного, я считаю, что проблема ШД решаема. Для этого необходимо уделять особое внимание коррекционно-развивающей работе, целью которой является предупреждение уровня ШД и сохранение психического и физического здоровья учащихся. На основе полученной информации необходимо разработать школой своевременную программу диагностики и коррекции по определенной схеме, которая является, по моему мнению, наиболее действенной.
Особое внимание хочу обратить на то, что, разрешая проблему ШД, необходимо объединить опыт и усилия всех структур и специалистов (учителей, классного руководителя, родителей, психологов и др.). Далее в школе обязательно должен осуществляться комплекс мер, направленный на предупреждение и ограничения распространения причин ШД. Выполняться этот комплекс мер должен, на мой взгляд, в определенном порядке, шагам.
Во-первых, для начала нужно предпринимать психолого-педагогические меры по гармонизации образовательной среды. Именно, в частности, своевременная диагностика факторов риска, возникающих при обучении, начиная с учреждений дошкольного образования (ДОУ). То есть отводятся специальные учреждения для осуществления подготовки ребёнка к школе разными специалистами. Особое внимание уделяется категории детей, не посещавших ДОУ и детям из неблагополучных семей, как правило, имеющих недостатки развития интеллектуальной и личностной сфер.
Во-вторых, в специальных оборудованных школах провести полное комплексное исследование не только интеллектуальной и эмоционально-личностной сфер, но также и выявить уровень мотивационной зрелости учащегося, так как недостатки в развитии личности служат причиной возникновения ШД. Я думаю, что данный вид работы является одним из важных этапов в преодолении дезадаптации и носит большую эффективность, помогает выявить причины нарушения развития ребёнка и окончательно наметить пути коррекции.
В-третьих, после диагностических методик составляется карта социально-психологической зрелости класса, где также составляется схема индивидуального развития учащегося класса и намечаются меры по коррекции. Задача на этом этапе – построить учебный процесс с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика. Мне кажется, что если есть огромное желание снизить процент заболеваемости детей в школе, всегда найдётся способ, который будет устраивать в целом всех. Школа вполне может урезать учебную нагрузку на учеников, проводить профилактическую работу и устроить занимательный досуг.
Зачатки проблемы ШД, в основном, обнаруживаются в дошкольном и начальном школьном возрасте, с которыми ребёнок идёт по жизни и переходит в среднюю и старшую школу. Поэтому, разрабатывая коррекционную программу, надо включить направления относительно работы таких специалистов, как: психолога, логопеда, учителей и классного руководителя, социального педагога, завуча и директора. Работа этих людей должна осуществляться слажено и продуктивно.
Самым последним этапом в разрешении ШД является построение профилактической работы на основе всех полученных данных.
В целом, если реально взглянуть проблеме в глаза, современная школа собственноручно толкает детей на огромный риск. В скором времени, здоровых детей и вовсе не останется. Каждый год специалисты медицины сообщают о том, что количество здоровых детей уменьшается ровно на 1-2%. Если мы знаем, что таких детей осталось всего 10%, тогда что же будет с будущим поколением? К чему мы придём, если уже ныне здоровье подрастающего поколения на грани катастрофы? Ответы на эти вопросы очевидны.
Если школа не позаботится о детях сейчас, о них не позаботится никто.
Особое внимание хочу обратить на то, что, разрешая проблему ШД, необходимо объединить опыт и усилия всех структур и специалистов (учителей, классного руководителя, родителей, психологов и др.). Далее в школе обязательно должен осуществляться комплекс мер, направленный на предупреждение и ограничения распространения причин ШД. Выполняться этот комплекс мер должен, на мой взгляд, в определенном порядке, шагам.
Во-первых, для начала нужно предпринимать психолого-педагогические меры по гармонизации образовательной среды. Именно, в частности, своевременная диагностика факторов риска, возникающих при обучении, начиная с учреждений дошкольного образования (ДОУ). То есть отводятся специальные учреждения для осуществления подготовки ребёнка к школе разными специалистами. Особое внимание уделяется категории детей, не посещавших ДОУ и детям из неблагополучных семей, как правило, имеющих недостатки развития интеллектуальной и личностной сфер.
Во-вторых, в специальных оборудованных школах провести полное комплексное исследование не только интеллектуальной и эмоционально-личностной сфер, но также и выявить уровень мотивационной зрелости учащегося, так как недостатки в развитии личности служат причиной возникновения ШД. Я думаю, что данный вид работы является одним из важных этапов в преодолении дезадаптации и носит большую эффективность, помогает выявить причины нарушения развития ребёнка и окончательно наметить пути коррекции.
В-третьих, после диагностических методик составляется карта социально-психологической зрелости класса, где также составляется схема индивидуального развития учащегося класса и намечаются меры по коррекции. Задача на этом этапе – построить учебный процесс с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика. Мне кажется, что если есть огромное желание снизить процент заболеваемости детей в школе, всегда найдётся способ, который будет устраивать в целом всех. Школа вполне может урезать учебную нагрузку на учеников, проводить профилактическую работу и устроить занимательный досуг.
Зачатки проблемы ШД, в основном, обнаруживаются в дошкольном и начальном школьном возрасте, с которыми ребёнок идёт по жизни и переходит в среднюю и старшую школу. Поэтому, разрабатывая коррекционную программу, надо включить направления относительно работы таких специалистов, как: психолога, логопеда, учителей и классного руководителя, социального педагога, завуча и директора. Работа этих людей должна осуществляться слажено и продуктивно.
Самым последним этапом в разрешении ШД является построение профилактической работы на основе всех полученных данных.
В целом, если реально взглянуть проблеме в глаза, современная школа собственноручно толкает детей на огромный риск. В скором времени, здоровых детей и вовсе не останется. Каждый год специалисты медицины сообщают о том, что количество здоровых детей уменьшается ровно на 1-2%. Если мы знаем, что таких детей осталось всего 10%, тогда что же будет с будущим поколением? К чему мы придём, если уже ныне здоровье подрастающего поколения на грани катастрофы? Ответы на эти вопросы очевидны.
Если школа не позаботится о детях сейчас, о них не позаботится никто.