Программа по математическим представлениям
и конструированию в 5 классе
Шельвинская Наталья Юрьевна,
учитель, школа № 502
Кировского района Санкт-Петербурга
Пояснительная запискаучитель, школа № 502
Кировского района Санкт-Петербурга
Программа по математическим представлениям и конструированию составлена на основании Приказа Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».
Программа разработана в соответствии с «Программой образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью /Л.Б.Баряева, Д.И.Бойков, В.И.Липакова и др.; Под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой. – СПб.: ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2011г. для учащегося 5-и класса Ющика Семена.
Данная рабочая программа учитывает особенности познавательной деятельности ученика надомного обучения Ющика Семена с ограниченными возможностями здоровья. Программа содержит материал, помогающий ему достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим ему для социальной адаптации.
В педагогике огромное значение придаётся ручному труду. В нём заложены неиссякаемые резервы развития личности ребёнка. Ручной труд является благоприятным условием его обучения и воспитания, формирования необходимых трудовых и художественных умений и навыков, способствует социальной адаптации ребёнка в современном обществе и окружающей его предметно-бытовой среде.
Особую значимость ручной труд приобретает в обучении и воспитании детей с проблемами в интеллектуальном развитии. Учитель обязан помнить обо всех трудностях и достижениях каждого ребёнка и тщательно подбирать задания и организовывать его труд с тем, чтобы учить тому, что для него представляет истинную ценность, подобрать эстетически значимые объекты труда, соответствующие возможностям детей с ОВЗ; осуществить ряд коррекционных мероприятий.направленных на исправление психических и физических недостатков, имеющихся у этого ребенка.
Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «Ручной труд» является частью федерального компонента базового учебного плана.
Количество часов в неделю по учебному плану – 2
Количество часов в год – 68
Цель рабочей программы:
- развитие общетрудовых умений.
В процессе трудового обучения решаются следующие задачи:
1. Коррекция интеллектуальных и физических недостатков учащегося с учётом его возрастных особенностей.
2. Формирование знаний о различных материалах и умения выбирать способы обработки, в зависимости от свойств материалов.
3. Формирование трудовых умений и навыков.
4. Обогащение ребёнка знаниями и сведениями о поделочных материалах, об окружающем рукотворном предметном мире, созданном из этих материалов.
5. Воспитание у ребенка любви и привычки к разнообразным видам труда.
Содержание учебного предмета
Ведущей идеей целого обучения является формирование у ребенка с проблемами в интеллектуальном развитии трудовой культуры через установление в его сознании взаимосвязей между предметным миром и окружающей его жизнью.
На занятиях по ручному труду учебные задачи решаются в практической деятельности учащегося, организованной на основе изготовления ими изделий доступной сложности и понятного назначения. Особенностью обучения практической работе является использование безорудийного ручного труда (разрывание, обрывание, сминание, сгибание, скатывание, наматывание, связывание, плетение, лепка и т.д.). Учитывая это, учитель поможет детям с ОВЗ постепенно овладеть умением обрабатывать предлагаемые поделочные материалы, при этом рационально используя разнообразные технологические приёмы.
Планирование работы по ручному труду включает в себя: работу с бумагой, картоном, тканью, нитками, пластилином, тестом, природным материалом, изготовление мелких игрушек, панно и др. Кроме того, с целью социальной адаптации предполагаются проведение экскурсий в мастерские, беседы. Показ и обсуждение замысла работ перед началом изучения темы повышает мотивацию.
При создании благоприятных условий и соблюдении специфики метода работы ребенок с ограниченными возможностями здоровья активно включается в процесс ручного труда, выполняет указания учителя. Обучение трудовым действиям включает в себя длительную отработку каждого мельчайшего компонента трудового процесса. Важно следить за тем, чтобы ребенка не отпугивали неудачи, создавать ситуацию успеха, поощрять самостоятельную работу над заданием, что будет способствовать укреплению у учащегося уверенности в своих силах и способствовать развитию готовности заниматься трудовой деятельностью.
Тематика предмета направлена на обучение доступным приемам труда, развитие творческих способностей.
Занятия по ручному труду способствуют формированию умения концентрировать внимание, стимулируют развитие памяти.
Планируемые результаты
-выполнять простые хозяйственно-бытовые поручения в соответствии с заранее намеченным планом вместе с учителем, по образцу и по словесной просьбе педагога;
- подготавливать место для занятий с природными материалами, бумагой и т. п.;
- применять разнообразные предметы-орудия для изготовления простых поделок из различных материалов;
-бережно относиться к результатам труда других людей (предметам быта, одежде, игрушкам);
-изготавливать простые поделки из бумаги, природных, бросовых материалов и т. п.;
Описание учебно-методического комплекса
Класс | Методические материалы | Интернет-ресурсы |
5 | Бочкарева О.И. Трудовое обучение. Младшая группа. Занимательные материалы. 2008. Гаврилушкина О.П. Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей. Москва, 1991. Геронимус Т.М. 150 уроков труда в 1-4 классах, Москва. 2007. Касаткина Н.А. Учебно-воспитательные занятия в группе продленного дня: конспекты занятий, занимательные материалы, рекомендации. Волгоград, 2005. Конышева Н.М. Лепка в начальных классах. Москва, 1980. ТкаченкоТ.А. Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушением речи. Москва, 2004. |
1.http://www.razvitierebenka.com/p/blog-page.html 2.http://www.detskiy-mir.net/ 3.Электронный журнал Экстернат.РФ 4.Федеральный портал "Российское образование" - http://www.edu.ru/ 5.Журнал "Здоровье школьника" http://www.za-partoi.ru/ 6.Сайт для детей и подростков "Клёпа" http://www.klepa.ru/ |
Список литературы
Геронимус Т.М. 150 уроков труда в 1-4 классах, Москва. 2007.
Давыдова Г.Н. Детский дизайн. Поделки из бросового материала. Москва, 2006.
Ковалько В.И. Школа физкультминуток: 1-4 класс. Москва 2010.
Павлова Н.П. Трудовое обучение в 1-3 классах вспомогательной школы: Пособие для учителя. Москва, 1988.
Силаева К.В. Соленое тесто: украшения, сувениры, поделки.Москва, 2003.
Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. Москва, 2005.
Список учебных пособий
1.Епифанов О.В. Развитие речи. Окружающий мир: Дидактический материал к занятиям в подготовительной группе. Волгоград, 2008.
2.Кудрина С.В. Как мы живем (Наблюдаем, размышляем, играем). СПб 2005.
3.Павлова Н.П. Трудовое обучение в 1-3 классах вспомогательной школы: Пособие для учителя. Москва, 1988.
Учебно-тематический план
Наименование раздела | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | Год |
1. Раздел I Упражнения для развития тонкой моторики рук. | 8 ч | - | 10 ч | - | 18 ч |
2. Раздел II Упражнения в пластичными материалами. | 8 ч | - | 10 ч | - | 18 ч |
3. Раздел III Упражнения со строительными материалами. | - | 8 ч | 1 ч | 7 ч | 16 ч |
4. Раздел IV Упражнения с бумагой, тканью, природными и бросовыми материалами. |
- | 8 ч | - | 8 ч | 16 ч |
Итого: | 16 ч | 16 ч | 21 ч | 15 ч | 68 ч |
Самостоятельная работа обучающегося
по ручному труду
5 класс 4 ч в неделю
Самостоятельная работа обучающегося по ручному труду способствует решению следующих задач:
1.Обучение доступным приемам труда.
2.Развитие творческих способностей.
На самостоятельную работу обучающегося выносятся часы:
Наименование раздела | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | Год |
1. Раздел I Упражнения для развития тонкой моторики рук. | 16 ч | - | 20 ч | - | 36 ч |
2. Раздел II Упражнения с пластичными материалами. | 16 ч | - | 20 ч | - | 36 ч |
3. Раздел III Упражнения со строительными материалами. | 4 ч | 12 ч | - | 16 ч | 32 ч |
4. Раздел IV Упражнения с бумагой, тканью, природными и бросовыми материалами. |
- | 16 ч | - | 16 ч | 32 ч |
Итого: | 36 ч | 28 ч | 40 ч | 32 ч | 136 ч |
Календарно-тематическое планирование
Iчетверть
№ п/п |
Наименование раздела | Тема урока | Количество часов |
Дата |
1 | Раздел I Упражнения для развития тонкой моторики рук. | Упражнение на совершенствование навыков общей и ручной моторики. | 1 | 07.09 |
2 | Упражнение на совершенствование навыков общей и ручной моторики. | 1 | 09.09 | |
3 | Упражнение на развитие динамической организации движений. | 1 | 12.09 | |
4 | Упражнение на развитие динамической организации движений. | 1 | 14.09 | |
5 | Пальчиковая гимнастика. | 1 | 21.09 | |
6 | Упражнения в сложной шнуровке: крестообразная, горизонтальными полосами. | 1 | 23.09 | |
7 | Упражнения в сложной шнуровке: Завязывание узлов, бантов. | 1 | 26.09 |
|
8 | Упражнения в сложной шнуровке: Завязывание узлов, бантов. | 1 | 28.09 | |
9 | Раздел II Упражнения с пластичными материалами. | Лепка объемных геометрических форм из пластилина. | 1 | 05.10 |
10 | Лепка цифр и наклеивание их на карточки. | 1 | 07.10 | |
11 | Лепка предметов из трех-пяти частей. | 1 | 10.10 | |
12 | Лепка предметов из трех-пяти частей. | 1 | 12.10 | |
13 | Лепка из пластилина цифр 1, 2, 3. | 1 | 19.10 | |
14 | Лепка из пластилина букв А,О,У,И,Э, Ы. | 1 | 21.10 | |
15 | Лепка из пластилина цифр 1, 2, 3. Номера для вызова полиции, пожарной команды, скорой по мощи. | 1 | 24.10 | |
16 | Лепка предметов из трех-пяти частей. | 1 | 26.10 | |
IIчетверть | ||||
17 | Раздел III Упражнения со строительными материалами. |
Работа с деревянным конструктором. | 1 | 09.11 |
18 | Работа с деревянным конструктором. | 1 | 11.11 | |
19 | Знакомство с пластмассовым конструктором. | 1 | 14.11 | |
20 | Рапбота с пластмассовым конструктором. | 1 | 16.11 | |
21 | Конструирование из палочек по образцу. | 1 | 23.11 | |
22 | Конструирование из палочек по образцу. | 1 | 25.11 | |
23 | Соединение деталей с помощью гаек и отвертки. | 1 | 28.11 | |
24 | Соединение деталей с помощью гаек и отвертки. | 1 | 30.11 | |
25 | Раздел IV Упражнения с бумагой, тканью, природными и бросовыми материалами. |
Изготовление поделок из природного и бросового материала. | 1 | 07.12 |
26 | Изготовление поделок из бумаги. | 1 | 09.12 | |
27 | Создание декоративного панно. | 1 | 12.12 | |
28 | Аппликация из сухих листьев. | 1 | 14.12 | |
29 | Изготовление елочных игрушек. | 1 | 21.12 | |
30 | Нанесение узоров из семян на пластилиновую основу. | 1 | 23.12 | |
31 | Нанесение узора из семян на пластилиновую основу. | 1 | 26.12 | |
32 | Работа с ножницами: резание по намеченным линиям. | 1 | 28.12 | |
III четверть | ||||
33 | Раздел I Упражнения для развития тонкой моторики рук. | Пальчиковые игры на развитие двигательной подражательности при игре на различных инструментах. | 1 | 13.01 |
34 | Пальчиковые игры на развитие двигательной подражательности при игре на различных инструментах. | 1 | 16.01 | |
35 | Упражнения на развитие умения учащегося узнавать предметы художественных промыслов. | 1 | 18.01 | |
36 | Упражнения на развитие умения учащегося узнавать предметы художественных промыслов. | 1 | 25.01 | |
37 | Упражнения на совершенствование ручной моторики, развитие динамической организации движений. | 1 | 27.01 | |
38 | Упражнения на совершенствование ручной моторики, развитие динамической организации движений. | 1 | 30.01 |
|
39 | Упражнения для кистей рук по образцу и словесной инструкции учителя. | 1 | 01.02 |
|
40 | Упражнения для кистей рук по образцу и словесной инструкции учителя. | 1 | 08.02 | |
41 | Упражнения на формирование кинетической основы движений пальцев рук в процессе выполнения последовательно организованных движений. | 1 | 10.02 | |
42 | Упражнения на формирование кинетической основы движений пальцев рук в процессе выполнения последовательно организованных движений. | 1 | 13.02 | |
43 | Раздел II Упражнения с пластичными материалами. | Знакомство учащегося с техникой лепки посуды. | 1 | 15.02 |
44 | Лепка посуды несколькими способами: выдавливание из целого куска пластилина. | 1 | 22.02 | |
45 | Лепка посуды несколькими способами: скручивание колбасок. | 1 | ||
46 | Лепка посуды несколькими способами: дополнение изделия мелкими деталями. | 1 | 27.02 |
|
47 | Лепка из пластилина цифр 0,1,2,3,4,5. | 1 | 01.03 | |
48 | Лепка из пластилина цифр 0,1,2,3,4,5. | 1 | 10.03 | |
49 | Лепка из пластилина знакомых учащемуся букв. | 1 |
||
50 | Лепка из пластилина знакомых букв. | 1 | 13.03 | |
51 | Размазывание пластилина внутри контура. | 1 | 15.03 | |
52 | Размазывание пластилина внутри контура. | 1 | 22.03 | |
53 | Раздел III Упражнения со строительными материалами. | Конструкции из палочек. | 1 | 24.03 |
IV четверть | ||||
54 | Раздел III Упражнения со строительными материалами. | Конструкции из палочек. | 1 | 03.04 |
55 | Соединение деталей с помощью гаек и отвертки. | 1 | 05.04 | |
56 | Работа с пластмассовым конструктором. | 1 | 12.04 | |
57 | Игры и упражнения с тематическими сборно-разборными игрушками. | 1 | 14.04 | |
58 | Игры и упражнения с тематическими сборно-разборными игрушками. | 1 | 17.04 | |
59 | Конструирование из палочек по образцу. | 1 | 19.04 | |
60 | Конструирование из палочек по образцу. | 1 | 26.04 | |
61 | Раздел IV Упражнения с бумагой, тканью, природными и бросовыми материалами. |
Аппликация, выполненная путем обрывания бумаги: фрукты. | 1 | 28.04 |
62 | Аппликация, выполненная путем обрывания бумаги: животные. | 1 | 03.05 | |
63 | Работа с ножницами: резание по линии сгиба. | 1 | ||
64 | Вырезание по контуру. | 1 | 10.05 | |
65 | Выполнение поделок в стиле оригами: лягушка. | 1 | 12.05 | |
66 | Выполнение поделок в стиле оригами: птичка. | 1 | 15.05 | |
67 | Расширение операций с тканью и нитками. | 1 | 17.05 | |
68 | Расширение операций с тканью и нитками. | 1 | 24.05 |