Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Совместная работа учителя-логопеда и инструктора по физической культуре

Гутовская Людмила Евгеньевна;
Сенникова Татьяна Васильевна,
ГБДОУ детский сад №2
 компенсирующего вида
Кировского района Санкт Петербурга
 
Неоднократные обследования детей с речевой патологией, проводимые совместно учителем-логопедом и инструктором по физической культуре,  позволяют сделать вывод о том, что у большинства воспитанников наряду с общей соматической слабостью и замедленным развитием моторных функций речи наблюдается отставание в состоянии двигательной сферы.
 
  Это проявляется в виде:
  • нарушения плавности и амплитуды выполняемых движений;
  • моторной неловкости, неточности при выполнении моторных проб;
  • недостаточной координации сложных движений;
  • отсутствие  заданного темпа в выполнении движения.
Дети с речевой патологией 6-го года жизни при ходьбе  широко расставляют ноги, шаркают, неустойчивы, замедлены в движениях.
 Для бега, так же как и для ходьбы, характерны специфические особенности у детей с ОВЗ: шаркание, дизкоординация, неустойчивость и др.
Совместное обследование результатов первичной диагностики позволило наметить план коррекционно-развивающей работы на занятиях по физической культуре, так как в процессе их проведения применяются игровые формы работы, стимулирующие дошкольников к достижению цели упражнений, вызывающие потребность в общении, способствующие развитию общей и мелкой моторики, обеспечивающие положительный эмоциональный  фон и нивелирование болезненной  фиксированности детей на речевом дефекте.
Для реализации поставленной цели учителем-логопедом совместно с  инструктором по физической культуре разрабатывается план коррекционной работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи 2 и 3 уровней, который направлен на решение следующих задач:
Оздоровительные – укрепление костно-мышечного аппарата, развитие дыхания, моторных и сенсорных функций, чувств равновесия, правильной  осанки, походки, грации движений.
Образовательные – формирование двигательных навыков и умений, пространственных  представлений и способности произвольно передвигаться в пространстве относительно других людей и предметов, развитие ловкости, силы, выносливости, переключаемости, координации движений, организаторских способностей.
Воспитательные – умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание, развитие чувства ритма – ощущения его в музыке, движениях и речи. Воспитание положительных личностных качеств, чувства коллективизма, обучение действовать по правилам.
Коррекционные – развитие звуковой и смысловой сторон речи, голоса, темпа и ритма речи, мимической и артикуляционной моторики.
Для того, чтобы физкультурные занятия способствовали не только развитию физических качеств детей, но и развитию речи, при разработке упражнений надо руководствоваться следующими положениями:
  1. Каждый комплекс упражнений и игр рассчитан на одну неделю и связан с лексической темой данной недели.
  2. К каждому комплексу подобран материал речевого сопровождения: потешки, стихи, считалки, загадки.
  3. Комплекс предусматривает возможность активизировать самостоятельную речь ребенка, накапливать и уточнять пассивный словарь по всем темам.
  4. Его реализация содействует развитию пониманиия по использованию пространственных отношений, выраженных с помощью предлогов и наречий.
  5. Упражнения формируют умение выполнять сложные инструкции.
 
Комплекс упражнений  по лексической теме «Птицы».
№пп             Упражнения Дозировка Метод. указания Стихи
1 Сова.
И.п. Стоя, руки на поясе, ноги на шир. плеч.
В. Поворот головы вправо,  влево.
По 2 раза Совушка-сова
Большая голова,
Головой вертит,
Во все стороны глядит.
Плавные повороты головы.
2 Снегирек.
И.п. то же, руки вниз.
В. Подъем рук через стороны, вниз
Встряхивание кистей рук.
 
Покачать Руками над головой.
 
 
2 раза
4 раза
 
4 раза.
Широкие, плавные движения  рук.
Сел на ветку снегирек,
Брызнул дождик-он промок,
Ветерок подул слегка,
Обсуши ты снегирька.
3 Синица.
И.п. сидя, руки в упоре сзади.
Ноги вместе, прямые.
В. Наклон туловища, руки к носкам
 
 
5-6 раз
Ица-ица-ица- прилетела к нам синица. Цо-цо-цо у неё на лапке кольцо.
Колени не сгибать.
4 Утка.
И.п. то же. Приподнять ноги на 45 г
В. Разводить ноги в стороны, вместе.
 
4 раза.
По 3 подхода.
 
Ши-ши-ши, 2 раза
Что-то шепчут камыши,
Ше-ше-ше 2 раза
Это утка в камыше,
Ша-ша-ша 2 раза
Выходи из камыша!
5 Лебеди.
И.п. Лежа на животе, руки в стороны.
В. Приподнять верхн. часть туловища, помахать руками. Имитация полета.
 
 
 
 
5 -6 раз
Лебеди летят, крыльями машут.  Вот летит большая птица, плавно кружит над волной.
Ноги вместе, не поднимать.
6 Цапля.
И.п. стоя, руки в стороны.
В. Стоять на одной ноге.
 
5 сек.
Поменять ногу.
Очень трудно так стоять, на пол ногу не спускать, и не падать, не качаться, за соседа не держаться.
7 Воробьи.
И.п. стоя, ноги вместе.
В. Прыжки.
 
30 прыжков чередовать с отдыхом.
Среди белых голубей, скачет шустрый воробей, воробушек-пташка – серая рубашка.
 
Задача инструктора по физической культуре  состоит в том, чтобы прежде всего формировать у детей устойчивость при ходьбе, что позволит постепенно преодолеть шаркающую походку, ставить ноги ближе к средней линии, уменьшая боковые раскачивания. Специальной задачей остается обучение приподниманию ног. Это достигается в процессе постоянных упражнений в перешагивании  через предметы (палки, канат, рейки лестницы, кубики).
Все это требует пристального внимания инструктора. Дети должны учиться ходить не только по одному, но и парами, четверками, не наталкиваться во встречной ходьбе, соблюдать заданное направление, двигаться по ориентирам.
От детей с Общим недоразвитием речи не следует требовать четкой координации движений в ходьбе в начале года. Важно, чтобы они шли с приподнятой головой, свободно размахивали руками и не шаркали  ногами. Этому они учатся постепенно, наблюдая за инструктором по физической культуре.
Бег является естественным видом движений. На занятиях используются следующие виды бега: бег по ориентиру, вдоль каната, по кругу, друг за другом, соблюдая дистанцию, шеренгой до противоположной стены зала, с изменением темпа и направления.
Прыжки способствуют укреплению мышц ног и туловища. Обследование моторики  детей с речевой патологией показало, что не обучавшиеся ранее дети затрудняются в выполнении этих движений. Почти треть этих детей не может сделать подряд несколько прыжков на месте. Они теряют равновесие, разводят ноги. В процессе занятий дети осваивают различные виды прыжков: с продвижением, с перепрыгиванием каната, мелких кубиков, спрыгивание с доски, со скамьи на мат. С первых же занятий с помощью правильного показа нужно учить подпрыгивать, спрыгивать мягко, слегка сгибая колени. Это предохраняет слабые мышцы свода стоп от излишнего растяжения.
Лазание является доступным и вместе с тем полезным видом движений, т.к. развивает мышцы, связки, способствует выработке навыков в захвате рейки кистями рук, укрепляет своды стоп.
Однако дети с Ограниченными возможностями здоровья замедлены, неуверенны, многие боятся высоты. Упражнения в лазании выполняются с опорой  на руки  и ноги. С опорой только на руки противопоказано детям из-за слабости мышечно-связочного аппарата.
Среди упражнений с предметами инструктор по физической культуре большое место отводит упражнениям с мячами. Многие дети затрудняются бросать мяч, они подолгу не выпускают его из рук, слишком напряжены. Для повышения смелости и снятия напряжения можно использовать стишок.
Это не хлопушки,
Выстрелили пушки,
Люди пляшут и поют.                   Дети подбрасывают невысоко мяч и ловят его.
В небе праздничный салют!           На слово Салют – подбрасывают высоко.
Наблюдая за правильным показом, дети постепенно учатся бросать мяч вдаль, не сходя с места, с небольшим поворотом туловища и замахом руки. При метании развивается глазомер, ловкость, координация. С целью развития ориентировки детям предлагаются различные способы размещения их в зале, а также свободное перемещение среди гимнастических снарядов в беге за мячом.
На физкультурном занятии в обязательном порядке используются коррекционные упражнения. Это упражнения направленные для развития равновесия, формирования правильной осанки, укрепления мышц туловища и стоп.
В каждое занятие включаются 1-2 упражнение на равновесие. Упражнения выполняются фронтально (кружение на месте, движения головой, ходьба на носках, ходьба с высоким подниманием колен, упражнения на уменьшенной площади опоры) и поточно (ходьба по доске, скамейке, канату).
С целью профилактики и исправления плоскостопия в занятия добавляются перекатывания стопами канатов, труб(сидя на скамье), ходьба по канату боком, лазание по лесенке, ходьба по нижней рейке лесенки, ходьба на носках, пятках.
Предлагается примерный подбор основных видов движений на занятии. Обязательно указывается словарь, который необходимо закрепить у детей по данной теме.
  1. Петушок. Упражнять в динамическом  равновесии.
Ходьба с высоким подниманием ног с перешагиванием реек лестницы, лежащей на полу, руки в стороны.
Словарь: шагайте; поочередно левой, правой.
  1. Курочка на насесте. Развивать умение выполнять боковой шаг по рейке гимнастической лесенке. Закреплять правильный захват руками рейки. Формировать здоровую стопу.
Ходьба боковым приставным шагом по нижней рейке гимнастической лесенке.
Словарь: шагайте боком, приставляете ногу к ноге, крепко держимся руками.
  1. Воробьи. Совершенствовать прыжки с продвижением вперед  на 3м.
Прыжки на двух ногах, ноги вместе, мягко, сопровождать прыжок взмахом рук.
Словарь: прыгаем мягко, легко. Ноги вместе, ноги не разводим.
Подвижная игра «Гуси-Лебеди».
При выборе Волка используется считалка по теме «Птицы».
Это птичка – соловей,
Это птичка – воробей,
Это птичка – совушка, сонная головушка.
Эта птичка -  свиристель.
Эта птичка – коростель.
Эта птичка – злой орлан. Птички, птички по домам!
В игре дети проговаривают текст.
В заключении проводится  малоподвижная игра, логоритмическая или пальчиковая.
Пальчиковая гимнастика  Ласточка.
На каждую строку на обеих руках большие пальца касаются дважды каждого пальца, начиная с указательных.
Ласточка, ласточка, милая касаточка.
Ты где была, ты с чем пришла?
- За морем была, весну добывала.
Несу, несу весну-красну!
 
Таким образом, грамотная, систематическая и правильно-организованная совместная работа учителя-логопеда и инструктора по физической культуре способствует преодолению у детей отставания и в физическом и в речевом развитии. Это очень важно для специализированного учреждения, где все виды деятельности детей должны быть подчинены развитию речи дошкольника.
Список используемой литературы.
Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. СПб., 2008.
Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. М., 2005.
Лисина Т.В., Морозова Г.В. Подвижные тематические игры для дошкольников. М., 2014.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»