Своеобразие моторного развития детей с ранним детским аутизмом
Губина Анастасия Александровна,
учитель школы №657 Санкт-Петербурга
учитель школы №657 Санкт-Петербурга
Развитие аутичных детей протекает искаженно и неравномерно и имеет свои отличительные особенности. Так, деятельность аутичного ребёнка, в целом, характеризуется ограниченными и стереотипными интересами и поведением на фоне низкой инициативности. Они склонны к установлению жесткого порядка, распространяющегося на все сферы их жизни и жизни близких им людей. Все виды деятельности появляются значительно медленнее, чем в норме. Развитие предметной деятельности проходит медленно: такие дети позже усваивают способы манипулирования с предметами, особенно в функциональном значении. То же самое касается игровой и учебной деятельности, причём последняя характеризуется сложностями с выделением значимой информации, составлении плана действий и выбора решения.
Часто у этих детей встречаются проблемы с необходимыми для жизни навыками самообслуживания, что связано с особенностями развития моторики.
Своеобразие моторного развития детей с синдромом раннего детского аутизма, главным образом, проявляется в частых фиксированных нарушениях мышечного тонуса, которые могут, провялятся уже с первых месяцев после рождения.
Как правило, моторика аутичного ребёнка развивается по одному из двух направлений: гипотонусе или гипертонусе. Гипотонус просматривается в общей вялости и слабости ребёнка, а впоследствии – запаздывании сроков начала сидения и стояния. Эти двигательные особенности часто диагностируются специалистами как проявления детского церебрального паралича, но в отличие от него проходят после прохождения курса массажа. Гипертонус – это чрезмерное напряжение мышц, которое существенно затрудняет развитие мелкомоторных движений, которые требуют точности и концентрации. Иногда он выделяется довольно рано – уже в возрасте 1,5-2 месяцев, но чаще обнаруживается ближе к году – при задержке сроков начала ходьбы.
В возрасте 6-9 месяцев дети с аутизмом выглядят достаточно пассивными, по сравнению со здоровыми сверстниками: они могут долго сидеть в манеже или коляске, особо не двигаясь. Сидеть и стоять начинают обычно одновременно примерно в возрасте 7-9 месяцев. Сроки начала ходьбы могут быть самые разные. Учатся ходить с сильной зависимостью от опоры, которую подолгу не опускают, чтобы начать двигаться самостоятельно. В это же время ребёнок начинает демонстрировать продолжительные стереотипные движения (например, раскачивания или удары головой) при отсутствии интереса к игрушкам.
Научившись ходить, аутичные дети ещё долго делают это неуклюже и неуверенно, часто принимая при ходьбе особую позу: например, с прижатыми к груди руками и опущенной головой или, наоборот, с расставленными руками. Часто ходят на цыпочках. При этом дети с гипотонусом и гипертонусом демонстрируют разную двигательную активность: первые быстро пересыщаются ходьбой, двигаются спокойно и предпочитают сидеть, вторые – нередко начинают сразу бегать. При этом аутичным детям бывает сложно овладеть целенаправленными бегом и прыжками, однако, они могут демонстрировать их импульсивно. Стоит отметить, что в это время изменяется и характер ребёнка: уменьшается контактность, повышаются возбуждённость и расторможенность.
Существуют особенности мимической активности у аутистов: мимика, как правило, слабо выражена или отсутствует, однако, взгляд нередко бывает напряженным и испуганным. Во время аффекта или двигательного импульса возможно наличие неадекватных ситуации гримас. Коммуникативная жестикуляция отсутствует или очень слабо выражена.
Другими особенностями моторного развития аутистов являются задержка формирования навыка жевания, овладения бытовыми навыками (удерживать в руках чашку, манипулировать столовыми приборами, долго и сложно идёт освоение навыками одевания и гигиены).
К возрасту 3 лет у аутистов уже закрепляются стойкие и продолжительные моторные стереотипии, позволяющие им получить необходимые стимулирующие впечатления от изменения тела в пространстве, соприкосновения с чем-то, кинестетическими ощущениями и т.п. Это может быть бег, кружение, напряжение определённых групп мышц, прыжки, раскачивание, балансировка и многое другое. Для извлечения необходимых сенсорных впечатлений они также могут манипулировать предметами не по назначению, избирая в качестве «игрушек» самые неожиданные объекты.
Развитие мелкой моторики детей с аутизмом так же имеет отличительные особенности. Для детей с аутизмом характерно неравномерное усвоение моторных навыков: так, они могут легко собирать пазлы или перелистывать страницы книги, но затрудняются повторить эти действия по просьбе взрослого.
На развитие мелкой моторики аутистов существенное влияние оказывает сложность распределения мышечного тонуса по руке. Из-за этого руки ребёнка могут быть как настолько вялыми, что почти не могут удерживать учебные предметы или повторять действия, так и действовать с избыточной силой, напрягать кисти рук так, что ему невозможно дать правильную подсказку, действуя его руками.
Кроме того, моторная неловкость детей с синдромом раннего детского аутизма может быть вызвана их общей расторможённостью, сниженным координированием движений рук и глаз и координации пальцев (часто они даже не смотрят на то, что делают, особенно если специалист манипулирует их руками), а также отсутствием целенаправленного манипулирования с предметами. Со временем эти особенности переходят в трудности с освоением речи, навыков письма и самообслуживания.
В случае постановки руки для письма помогает передача ребёнку уже готового моторного стереотипа, когда специалист манипулирует его руками, постепенно ослабляя подсказку. Но и здесь есть риск появления у ребёнка зависимости от помощи взрослого. Тем не менее, по утверждению О.С. Рудик, «навык письма в итоге осваивают – с большими или меньшими трудностями – все дети, с которыми работают». [3]
Как и в случае с письмом, в освоении моторных действий бытовых навыков ребёнок сталкивается с трудностями контроля мышечного тонуса, координации движений рук и глаз и манипулирования с предметами. Здесь также работает принцип передачи моторного стереотипа, однако немалую роль играет и необходимость привлечь внимание ребёнка, сделать эти рутинные действия интересными и значимыми для него.
Одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития является уровень развития моторики. Для детей с аутизмом характерно несовершенство моторики. Это требует необходимости проведения целенаправленной коррекционной работы с детьми с аутизмом для развития у них моторных навыков.
Список литературы:
- Никольская О.С. Проблемы обучения аутичных детей. Детский аутизм: хрестоматия./ Сост. Л.М. Шипицына. СПб.: Международный университет семьи и ребенка им Р. Валленберга, 1997.
- Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребёнок: пути помощи. – М.: Теревинф, 2010.
- Рудик О.С. Коррекционная работа с аутичным ребёнком: [кн. Для педагогов: метод.пособие]. – М.: Гуманитарный изд.центр ВЛАДОС, 2014.