Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Развитие предметной деятельности детей
раннего возраста с задержкой психомоторного развития

Михайлова Екатерина Игоревна

Предметная деятельность, являясь ведущей в раннем возрасте, обусловливает развитие психических процессов, личности ребёнка, зарождение новых форм деятельности, опосредует отношение  к окружающему его предметному и социальному миру, а также к самому себе, способствует развитию познавательных интересов ребёнка, его любознательности, самостоятельности, целенаправленности. В рамках предметной деятельности совершенствуются представления детей о себе, о своих возможностях, происходит различие общей и конкретной самооценки, складывается личностное новообразование раннего возраста. Данной проблемой занимались известные отечественные учёные, такие как Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др. 
Ранний возраст, по мнению специалистов (Аксарина Н.М., Голубева Л.Г., Павлова Л.Н.,  Пантюхина Г.В., Печора К.С., Тонкова-Ямпольская Р.В., Э.Л. Фрухт и др.), является уникальным, стратегически важным для всего последующего умственного, эмоционального и физического развития человека. Дефицит воспитания в раннем возрасте оборачивается невосполнимыми потерями, что подтверждает предположение об огромной значимости этого периода детства.
Развитие предметной деятельности у детей с сохранным интеллектом описана в работах отечественных психологов (Выготский Л.С., Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Новосёлова С.В., Фрадкина Ф.И., Эльконин Д.Б. и др.) На первом году жизни ребёнок осваивает действия совместно со взрослым, а на втором году – самостоятельно. Формирование орудийной, а затем и продуктивной деятельности, основывается на предметной.
Важность ранней коррекционно-педагогической работы по развитию предметных действий у детей раннего возраста с ЗПМР отмечается многими исследователями в области специальной педагогики и психологии. (Екжакова Е.А., Катаева А.А., Кулеша Э., Стребелева Е.А. и др.).  У детей с ЗПМР выявляются низкий уровень сформированности интереса к сотрудничеству со взрослыми и ориентировочно-исследовательской деятельности, задержка в становлении первых предметных действий. Таким образом, предметная деятельность не становится ведущей в раннем возрасте, что отрицательно сказывается на всём ходе психического развития ребёнка.
Ранний возраст представляет достаточно широкие возможности коррекции за счёт большой пластичности детской психики, чувствительности к воздействиям, направленным на оптимизацию развития ребёнка. В настоящее время отсутствуют научно обоснованные программы и недостаточно методических рекомендаций по развитию детей раннего  возраста с задержкой психомоторного развития, воспитывающихся в условиях дошкольных детских домов. Отсутствие современных коррекционных мероприятий  может приводить к серьёзным нарушениям в развитии ребенка, задержке формирования речи, двигательных навыков и умений. Все эти факторы определяют актуальность и значимость нашего исследования.
Объектом исследования является предметная деятельность детей раннего возраста с задержкой психомоторного развития.
Предметом  исследования выступают педагогические мероприятия, направленные на формирование навыков общения у детей раннего возраста с задержкой психомоторного развития.
Цель исследования - разработка комплекса педагогических мероприятий, направленных на развитие предметной деятельности детей раннего возраста с задержкой психомоторного развития.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что для детей раннего возраста с задержкой психомоторного развития характерно недоразвитие и своеобразие предметной деятельности, что отрицательно влияет на их общее развитие. Специально организованная работа будет способствовать преодолению имеющихся у детей недостатков.
В соответствии с целью и гипотезой исследования предполагается решить следующие задачи:
Изучить состояние проблемы предметной

  1. Изучить состояние проблемы предметной деятельности в психолого-педагогической литературе.
  2. Выявить состояние и особенности предметной деятельности у детей раннего возраста с задержкой психомоторного развития
  3. Разработать комплекс педагогических мероприятий, направленных на формирование предметной деятельности у детей раннего возраста с задержкой психомоторного развития.
  4. Определить эффективность предложенного комплекса педагогических мероприятий, направленных на формирование предметной деятельности у детей раннего возраста с задержкой психомоторного развития.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретический анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы;
- психолого-педагогический  эксперимент на тему исследования;
- методы качественной и количественной обработки данных, полученных в результате исследования.
Теоретическая и практическая значимость:
Полученные данные можно использовать для дальнейшего, более глубокого изучения развития предметной деятельности детей раннего возраста.  Научно обоснована необходимость включения целенаправленной педагогической работы по формированию предметных действий в систему коррекционной помощи детям раннего возраста с ЗПМР, воспитывающихся в условиях дома ребенка; Определены педагогические условия коррекционного воздействия в работе с детьми раннего возраста с ЗПМР. Предложенная методика может быть рекомендована педагогам для работы в домах ребенка.
 В раннем возрасте ведущей является предметная деятельность, а основной формой общения со взрослым — ситуативно-деловая. Ребенок активно овладевает специфически человеческими способами действий в различных сферах жизни. Постепенно предметная деятельность дифференцируется на две самостоятельные линии — собственно предметно-практическая деятельность и процессуальная игра.Овладение предметно-практической деятельностью происходит как усвоение определенных культурно-нормированных действий с предметами (понимание их смысла и точности выполнения). К концу раннего возраста предметная деятельность ребенка становится все более произвольной, самостоятельной и целенаправленной.
 В раннем возрасте предметная деятельность ребёнка может иметь развивающий эффект лишь в сотрудничестве с взрослым, который является для маленького ребенка не только носителем культурных средств и способов действия, но и источником новых смыслов его деятельности.
 Предметная деятельность играет огромную роль в развитии ребенка, способствует совершенствованию его чувственного опыта, развитию ощущений, восприятия, внимания, памяти и мышления. С помощью неспецифических и специфических манипуляций, ориентировочно – исследовательских и предметных действий происходит всё более глубокое освоение ребёнком предметного мира, развитию его интеллектуального потенциала.
 Развитие предметной деятельности у детей раннего возраста с задержкой психомоторного развития имеет ряд особенностей: ребёнок не проявляет интереса к предметам; отсутствие целенаправленной деятельности и неудержимого стремления познать окружающий мир; вербальное обозначение цели при отсутствии её достижения; равнодушие к результату своего труда; неадекватные действия; общая патологическая инертность; нарушение эмоционального контакта со взрослым.
 Раннее начало коррекционной работы, является залогом успешного формирования компенсаторных механизмов, коррекции нарушенных психических функций, профилактики вторичных отклонений в развитии.





 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»