Республиканская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I вида
Из опыта работы учителя-дефектолога
ГКОУ Республики Саха (Якутия)
Павлова Людмила Григорьевна,
учитель-дефектологГКОУ РС(Я)
«РСКОШИ 1 вида» г. Якутск
В настоящее время кохлеарная имплантация является проверенным, эффективным и единственным методом компенсации глубокого поражения слуха, при котором возможно приобретение полноценных речевых навыков. Известно, что в большинстве случаев кохлеарная имплантация открывает возможность восстановления порогов слухового восприятия до уровня легкой тугоухости[ Тавардкиладзе Г.А., Королева И.В.].
Приобретение навыков речи находится в зависимости от возраста имплантации, своевременности и системности реабилитационных мероприятий, этиологии нарушений слуха, социальной и психологической среды и индивидуальных способностей индивидуумов.
Статья посвящена проблеме слухоречевой реабилитации глухих детей.
В Республике Саха (Якутия) существуют две коррекционные общеобразовательные школы, где обучаются дети с нарушениями слуха. В данной статье мы рассмотрим вопросы слухоречевого восприятия детей с кохлеарными имплантами из школы-интерната 1-го вида. В данную школу с 2012 года стали поступать дети, прошедшие кохлеарную иплантацию в разном возрасте и разным уровнем слухоречевого восприятия. В школе обучаются 18 детей с кохлеарными имплантами. Из них 10 проживают в условиях интерната, 8 детей в домашних условиях.
У 4-х детей приобретенная форма глухоты, из них у 3-х после перенесенного менингита в долингвальный период. У 3-х детей наследственная форма глухоты, у 11-ти глухота врожденная. Имплантация проведена двум детям в 4-х летнем возрасте, шестерым с 5-7 лет, с 8-12 лет десятерым детям, т.е все дети прооперированы в постлингвальный период. У 3-х детей диагноз: умственная отсталость. Шестеро детей переведены со школы 2-го вида, т.к. не смогли справиться с программой.
После двух лет обучения у 16 детей выработана четкая условно-двигательная реакция. Дети могут дифференцировать качество звука по громкости и долготе. Вызывает затруднения частотный анализ звука. 12 детей различают и опознают только отработанный речевой материал на индивидуальных занятиях. Практически все дети показывают низкий уровень языковой активности, т.к. кохлеарная имплантация была проведена им в школьном возрасте.
Анализ слухоречевого восприятия был проведен методом анкетирования среди родителей. При сравнительном анализе результатов анкетирования дети проживающие в домашних условиях показали более высокий уровень, чем дети из интерната. Все родители отмечают, что после операции с детьми стало легче общаться речью, в бытовых условиях дети различают многие звуки,т.е. во всех семьях улучшилось качество жизни.
Таким образом, слухоречевое восприятие у детей , прошедших кохлеарную имплантацию разное и зависят от времени обращения в медицинское учреждение, постановки диагноза, уровня сформированности у них языковой системы, раннего слухопротезирования, мотивации родителей в слухоречевой реабилитации, систематических занятий с сурдопедагогом, обеспечения детям речевой среды, от адекватных настроек речевого процессора кохлеарного импланта. При соблюдении всех этих факторов ребенок после проведения кохлеарной имплантации быстрее и лучше научается понимать речь и начинает осознанно пользоваться ею.
Список использованной литературы:
1.Выготский, Л.С. Психология. М.: Апрель-Пресс. 2000.
2.Королева, И.В. Диагностика и коррекция нарушений слуховой функции у детей раннего возраста. С-Пб. Каро. 2005.
3.Королева, И.В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых. С-Пб. Каро. 2009.
4.Кузьмичева, Е.П., Шевцова,О.В., Яхнина, Е.З. Развитие восприятия и воспроизведения устной речи у глухих школьников на индивидуальных занятиях. Орел. Горизонт. 2012