Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Развитие мелкой моторики рук у детей с ТМНР
в коррекционно-развивающих играх
 

Белых Алла Гаврииловна,
воспитатель, учитель,
Санкт-Петербургское государственное бюджетное
стационарное учреждение социального обслуживания
«Дом-интернат для детей-инвалидов и инвалидов
 детства с нарушениями умственного развития №1»
Комитета по социальной политике;
ГБОУ школа №439
Петродворцового района Санкт-Петербурга
 
            Аннотация: статья посвящена проблеме развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями развития, коррекция имеющихся у них двигательных нарушений. Представлен опыт работы по формированию познания окружающего мира детьми, сенсорных процессов – ощущения, восприятия, представления.
         Ключевые слова: зоны актуального развития, предметно – практическая деятельность, дидактические игры, упражнения, мелкая моторика, координации движений рук.
Мелкая моторика - это действия, которые выполняют мелкие мышцы ладоней и пальцев рук. Это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий нервно-мышечной системы. Развивая мелкую моторику рук на занятиях, воздействуем на внутренние органы ребенка, так как  руке находятся биологически активные точки  организма. Одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития является развитие руки, ручных умений, то есть, мелкой моторики. По умелости детских рук специалисты  делают вывод об особенностях развития нервной системы и головного мозга. Мелкая моторика тесно связана с работой зрительного анализатора и с высшими психическими функциями: памятью, восприятием, вниманием, речью. Чем лучше развита моторика, тем эффективнее работает нервная система. Моторные центры речи в коре головного мозга находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, стимулируя моторику пальцев рук, мы передаем импульсы в речевые центры, и это способствует появлению речевых реакций. Нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка,  и мозговая деятельность активизируется. Учитывая сложную структуру дефекта воспитанников, работа по всем направлениям данной темы имеет практическую значимость, так как позволяет обеспечивать возможное развитие, поддержку развития каждого ребенка в возможном диапазоне. У ребёнка с задержкой психического развития отмечаются значительные трудности и недостатки в развитии мелкой моторики. Для преодоления данных недостатков требуется проведение целенаправленной коррекционно-педагогической работы. Познание окружающего мира ребенком начинается с “живого созерцания”, с сенсорных процессов – ощущения, восприятия, представления. Чем лучше сформирована мелкая моторика, следовательно большее представление о предмете получает ребенок.
         Предметно – практическая деятельность является первой продуктивной деятельностью ребенка. У детей с ТМНР уже на начальных этапах становления их деятельности возникают многочисленные трудности, связанные с особенностями познавательной, эмоционально-волевой, личностной сферы, общей двигательной неловкостью, а также с низким уровнем социального развития. Поэтому на своих занятиях я уделяю должное внимание дидактическим играм, упражнениям, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений рук:
– различные застежки;
– игрушки вкладыши;
– игры с мозаикой;
– игры с мелкими и крупными предметами (бусинами, пуговицами, камушками, природным материалом, фасолью);
– игры с прищепками.
        Методика проведения работы по развитию мелкой моторики:
  • Самомассаж (тыльная сторона кистей рук, ладони, пальцы).
  • Пальчиковая гимнастика.
  • Пальчиковые игры и упражнения с использованием различных предметов и материала.
        Очень важно соблюдать требования к организации работы:
  • Длительность.
  • Учёт индивидуальных особенностей развития  ребёнка, его потенциальные возможности.
  • Предметы и материалы должны быть гигиеничны, эстетичны, привлекательны.
  • Многократное повторение.
  • Задания должны усложняться постепенно «от простого к сложному».
  • Соблюдение мер безопасного использования предметов в процессе работы.
  • Использование художественного слова (потешки, стихи, прибаутки).
  • Ребёнку  предлагается показ, совместные действия, инструкция.
  • Обязательно поощряйте детей.
         Свою работу я начала с выявления у детей зоны актуального развития. Занятия с детьми я провожу подгруппой и индивидуально, в основном в форме «рука в руку».  Каждое занятие, я начинаю с пальчиковой гимнастики. Вернее с пальчиковой игры. Это и обычная разминка для рук: сжимание в кулачки, удержание пальцев рук в определенной позе, растирания пальчиков. Пальчики могут «поскакать», «пошагать», «согнуться», «поиграть» с палочками, спичками, коробочками, зубной щеткой, ниткой, губкой, бусинкой. Также использую и разучиваемые комплексы упражнений. Слушая стишок, дети пытаются воспроизводить соответствующие движения. При повторении стишка дети побуждаются к «договариванию» слов, сопровождая движениями пальцев рук. Пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза». Игры имеют развивающее значение, т.к. дают ребенку возможность прочувствовать свои пальцы, ладони, сформировать схему собственного тела. Соединение «слово-палец» наилучшим образом способствует развитию мелкой моторики.
С нормализации кисти и пальцев рук начинается и развитие зрительно-моторной координации. При этом необходимо использовать следующие принципы:
Основные принципы построения коррекционной работы с детьми:
  • Изучение нарушенных и сохранных функций ребёнка.
  • Творческое использование дидактических принципов (систематичность, доступность, индивидуальность, наглядность, активность, постоянство).
  • Ежедневность (регулярность).
  • Соблюдение охранительного режима (смена позы ребёнка, мышечное расслабление, уменьшение насильственных движений).
  • Комфортный для ребёнка темп выполнения.
  • Взаимодействие со всеми специалистами.
          В связи с тем, что дети быстро утомляются, часто отвлекаются, вношу в занятие много игровых моментов, связанных с любимыми игрушками, новыми куклами, озвучиваю их, меняю интонации. Вследствие этого, занятие представляет собой игру, которая состоит из трех частей:
  • пальчиковые игры; 
  • дидактические игры и упражнения;       
  •  практическая деятельность.
          Все части занятия взаимосвязаны между собой одной темой. Особую роль здесь играют игры с природным материалом. Игры с природным материалом способствуют развитию мелкой  моторики рук. Развитие мелкой моторики у ребенка происходит постепенно и последовательно. Сначала он учится дотягиваться рукой до предмета и захватывать его, а потом  манипулировать. Важную роль в этом процессе играет координация «глаз-рука», а так же согласованность обеих рук. Ребенок захватывает предметы (фасоль, горох, орехи и т.п.) всей рукой (ладонный захват), затем большим, указательным и средним пальцами. И далее берет мелкие предметы большим и указательным  пальцами (пинцетный захват). Когда ребенок сможет контролировать движения пальцев, нужно учить его указательному жесту (показывать пальцем на интересующий его предмет). Развивая мелкую моторику рук, учим ребенка различным действиям с предметами (открываем, снимаем, скатываем, разминаем, высыпаем, пересыпаем, переливаем и т.п.).
         Игры с природным материалом учат учитывать различные свойства природных материалов (вода горячая, холодная;  песок сыпучий, сухой, мокрый, теплый; шишка колючая и т.д.). При этом развивается познавательная функция руки, формируется система «глаз - рука». В ходе игр с природным материалом, дети овладевают способами делового и игрового сотрудничества, учатся эмоционально откликаться на результативность игровых действий.
         Успехи в обучении неразрывно связано с правильным развитием зрительно-моторной координации и мелкой моторикой кистей рук. Поэтому предлагаются упражнения на нанизывание. Это игры собирать и разбирать игрушки, открывать и закрывать банки, коробки, нанизывать кольца на стержень. С их помощью совершенствуются движение кисти, пальцев. Посредством осязания, мышечного чувства ребенок начинает различать форму, величину, качество предметов (твердые, мягкие, легкие, тяжелые. Предметы падают и  издают звук, стук. На занятиях по развитию мелкой моторики рук воспитанники  затрудняются в выполнении таких упражнений как:
  • нанизывание колец (даже с большим диаметром) на стержень пирамиды,  на шнурок;
  • проталкивание предметов в емкость с отверстиями;
  • закрывание отверстий различной конфигурации;
  • выстраивание башенки и дорожки из кубиков;
  • раскручивание и закручивание крышек, пробок;
  • игры с мозаикой;
  • изобразительная деятельность (лепка, аппликация, рисование).
         Для детей с особенностями в развитии характерны замедленность, слабость и малоподвижность нервных процессов, неразвитость сенсорных анализаторов, отставание в развитии перцептивных действий, неполное фрагментарное восприятие окружающего мира. Они не умеют самостоятельно организовать игровую деятельность.
Мелкая моторика всех детей характеризуется рядом особенностей:
  • скованностью движений и замедленным их темпом;
  • неловкостью, угловатостью;
  • отсутствием гибкости и плавности;
  • недостаточностью мышечной силы и ритма произвольных движений;
  • отсутствием направленности на результат;
  • нарушением  координации движений;
  - гиперкинезией, синкинезией, тремором.
         Игры с водой, песком, снегом – это одна из форм естественной деятельности в природной среде.  Игра с водой - одна из любимых игр детей. И не удивительно, ведь игры с водой полезны не только для развития тактильных ощущений и для мелкой моторики. Вода развивает различные рецепторы, успокаивает, дарит положительные эмоции.
«Все виденное-глазу,
Все слышамое – уху,
Все ощущения – руке». И.А.Каменский.
         За все время работы, я открыла для себя много возможностей и способов работы с детьми. Задача моей работы заключается в том, дать возможность ребенку играя, реализовать свои внутренние желания и потребности. Очень благодатной почвой для реализации данной задачи, является работа с водой.
Взаимодействуя с водой, дети получает информацию о ее свойствах. В воде любят плескаться, наблюдать за движущимися предметами, создают волны. Для игр с водой не требуется специальных и сложных атрибутов. Это могут быть пластмассовые игрушки, губки, кружки, бутылочки, баночки, лейки. Очень эмоционально дети воспринимают игру «Брызгалки». Наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, я учу ребенка прислушиваться к себе, осознавать свои ощущения. Действуя с водой, дети знакомятся с ее свойствами, у них развивается слуховое восприятие: ребенок слышит гамму звуков, которые издает вода (плеск, журчание, бульканье). Развивается зрительное восприятие (наблюдение за предметами в воде). Развивается тактильное восприятие (ребенок ощущает холод, тепло, контраст температур).
      Развитие мелкой моторики происходит по определенным этапам, которые следуют один за другим по нарастанию сложности.
Этапы развития мелкой моторики
  1. Развитие хватания
 Цели и задачи:
  • учить захватывать предмет, действуя целенаправленно - правильно
    определять место предмета в пространстве (направление и расстояние);
  • учитывать в своих действиях форму и величину предмета (маленькие предметы хватать одной рукой, а большие - двумя руками);
  • учить хватать предметы по-разному: кулаком, щепотью (тремя пальцами); двумя пальцами (указательным и большим).
  1. Развитие соотносящих действий
Цели и задачи:
- учить использовать действия совмещения двух предметов или двух частей одного предмета (это пирамидки, вкладыши, башенки).
 3.      Развитие подражания движениям рук
 Цели и задачи:
-учить выполнять действия по подражанию движениям рук взрослого;
-формировать и развивать навыки ручных действий.
4.       Развитие движений кистей и пальцев рук
Цели и задачи:
  • учить выполнять кистями и пальцами рук разнообразные движения;
  • развивать дифференцированность, точность движений, зрительно-
    двигательную координацию.
Разрабатывая систему работы с детьми по развитию мелкой моторики, я опиралась на следующие принципы:
1. Педагогический оптимизм. Опирается на идею Л.С.Выготского о «зоне ближайшего развития ребенка» и основывается, на имеющимся актуальном уровне ребенка, его потенциальных возможностях.
2. Системность. Развитие ребенка – процесс, в котором взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимообусловлены все компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию, необходима системная работа.
3. Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям. Работа должна строиться с учетом психофизиологического развития, индивидуальных и специфических особенностей детей.
4. Постепенность. Следование от простых заданий к более сложным, комплексным.
         В заключение хотелось бы отметить, развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями развития, коррекция имеющихся у них двигательных нарушений позволяет детям:
  • Овладеть навыками, рисования, предметно-практической деятельности, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения;
  • Лучше адаптироваться в практической жизни;
  •    Научиться понимать многие явления окружающего мира.
Литература:
  1. Бгажнокова И.М. Программы и перспективы развития коррекционной помощи детям с интеллектуальной недостаточностью [Текст] / И.М. Бгажнокова // Дефектология. - 1994. - №1. - С. 11 - 18.
  2. Бернштейн Н.А. О ловкости и её развитии [Текст] / Н.А. Бернштейн. - М.: ФиС, 1991. - 283 с.
  3. Гареев Н. Коррекция развития мелкой моторики и осязания у детей с особыми образовательными потребностями./Дошкольное воспитание, 2002 г., №6,  стр. 75-79.
  4. Османова Г.А. Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики. – СПб.:  КАРО, 2008г.
  5. Белая А. Е., Мирясова В. И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов: - М: Издательство АСТ, 1989.
  6. М.Г. Борисенко Н.А. Лукина «Наши пальчики играют»: - СПб «Паритет» 2005г.
 
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»