Развитие мелкой моторики рук у детей с ТМНР
в коррекционно-развивающих играх
Белых Алла Гаврииловна,
воспитатель, учитель,
Санкт-Петербургское государственное бюджетное
стационарное учреждение социального обслуживания
«Дом-интернат для детей-инвалидов и инвалидов
детства с нарушениями умственного развития №1»
Комитета по социальной политике;
ГБОУ школа №439
Петродворцового района Санкт-Петербурга
воспитатель, учитель,
Санкт-Петербургское государственное бюджетное
стационарное учреждение социального обслуживания
«Дом-интернат для детей-инвалидов и инвалидов
детства с нарушениями умственного развития №1»
Комитета по социальной политике;
ГБОУ школа №439
Петродворцового района Санкт-Петербурга
Аннотация: статья посвящена проблеме развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями развития, коррекция имеющихся у них двигательных нарушений. Представлен опыт работы по формированию познания окружающего мира детьми, сенсорных процессов – ощущения, восприятия, представления.
Ключевые слова: зоны актуального развития, предметно – практическая деятельность, дидактические игры, упражнения, мелкая моторика, координации движений рук.
Мелкая моторика - это действия, которые выполняют мелкие мышцы ладоней и пальцев рук. Это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий нервно-мышечной системы. Развивая мелкую моторику рук на занятиях, воздействуем на внутренние органы ребенка, так как руке находятся биологически активные точки организма. Одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития является развитие руки, ручных умений, то есть, мелкой моторики. По умелости детских рук специалисты делают вывод об особенностях развития нервной системы и головного мозга. Мелкая моторика тесно связана с работой зрительного анализатора и с высшими психическими функциями: памятью, восприятием, вниманием, речью. Чем лучше развита моторика, тем эффективнее работает нервная система. Моторные центры речи в коре головного мозга находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, стимулируя моторику пальцев рук, мы передаем импульсы в речевые центры, и это способствует появлению речевых реакций. Нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка, и мозговая деятельность активизируется. Учитывая сложную структуру дефекта воспитанников, работа по всем направлениям данной темы имеет практическую значимость, так как позволяет обеспечивать возможное развитие, поддержку развития каждого ребенка в возможном диапазоне. У ребёнка с задержкой психического развития отмечаются значительные трудности и недостатки в развитии мелкой моторики. Для преодоления данных недостатков требуется проведение целенаправленной коррекционно-педагогической работы. Познание окружающего мира ребенком начинается с “живого созерцания”, с сенсорных процессов – ощущения, восприятия, представления. Чем лучше сформирована мелкая моторика, следовательно большее представление о предмете получает ребенок.
Предметно – практическая деятельность является первой продуктивной деятельностью ребенка. У детей с ТМНР уже на начальных этапах становления их деятельности возникают многочисленные трудности, связанные с особенностями познавательной, эмоционально-волевой, личностной сферы, общей двигательной неловкостью, а также с низким уровнем социального развития. Поэтому на своих занятиях я уделяю должное внимание дидактическим играм, упражнениям, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений рук:
– различные застежки;
– игрушки вкладыши;
– игры с мозаикой;
– игры с мелкими и крупными предметами (бусинами, пуговицами, камушками, природным материалом, фасолью);
– игры с прищепками.
Методика проведения работы по развитию мелкой моторики:
- Самомассаж (тыльная сторона кистей рук, ладони, пальцы).
- Пальчиковая гимнастика.
- Пальчиковые игры и упражнения с использованием различных предметов и материала.
- Длительность.
- Учёт индивидуальных особенностей развития ребёнка, его потенциальные возможности.
- Предметы и материалы должны быть гигиеничны, эстетичны, привлекательны.
- Многократное повторение.
- Задания должны усложняться постепенно «от простого к сложному».
- Соблюдение мер безопасного использования предметов в процессе работы.
- Использование художественного слова (потешки, стихи, прибаутки).
- Ребёнку предлагается показ, совместные действия, инструкция.
- Обязательно поощряйте детей.
С нормализации кисти и пальцев рук начинается и развитие зрительно-моторной координации. При этом необходимо использовать следующие принципы:
Основные принципы построения коррекционной работы с детьми:
- Изучение нарушенных и сохранных функций ребёнка.
- Творческое использование дидактических принципов (систематичность, доступность, индивидуальность, наглядность, активность, постоянство).
- Ежедневность (регулярность).
- Соблюдение охранительного режима (смена позы ребёнка, мышечное расслабление, уменьшение насильственных движений).
- Комфортный для ребёнка темп выполнения.
- Взаимодействие со всеми специалистами.
- пальчиковые игры;
- дидактические игры и упражнения;
- практическая деятельность.
Игры с природным материалом учат учитывать различные свойства природных материалов (вода горячая, холодная; песок сыпучий, сухой, мокрый, теплый; шишка колючая и т.д.). При этом развивается познавательная функция руки, формируется система «глаз - рука». В ходе игр с природным материалом, дети овладевают способами делового и игрового сотрудничества, учатся эмоционально откликаться на результативность игровых действий.
Успехи в обучении неразрывно связано с правильным развитием зрительно-моторной координации и мелкой моторикой кистей рук. Поэтому предлагаются упражнения на нанизывание. Это игры собирать и разбирать игрушки, открывать и закрывать банки, коробки, нанизывать кольца на стержень. С их помощью совершенствуются движение кисти, пальцев. Посредством осязания, мышечного чувства ребенок начинает различать форму, величину, качество предметов (твердые, мягкие, легкие, тяжелые. Предметы падают и издают звук, стук. На занятиях по развитию мелкой моторики рук воспитанники затрудняются в выполнении таких упражнений как:
- нанизывание колец (даже с большим диаметром) на стержень пирамиды, на шнурок;
- проталкивание предметов в емкость с отверстиями;
- закрывание отверстий различной конфигурации;
- выстраивание башенки и дорожки из кубиков;
- раскручивание и закручивание крышек, пробок;
- игры с мозаикой;
- изобразительная деятельность (лепка, аппликация, рисование).
Мелкая моторика всех детей характеризуется рядом особенностей:
- скованностью движений и замедленным их темпом;
- неловкостью, угловатостью;
- отсутствием гибкости и плавности;
- недостаточностью мышечной силы и ритма произвольных движений;
- отсутствием направленности на результат;
- нарушением координации движений;
Игры с водой, песком, снегом – это одна из форм естественной деятельности в природной среде. Игра с водой - одна из любимых игр детей. И не удивительно, ведь игры с водой полезны не только для развития тактильных ощущений и для мелкой моторики. Вода развивает различные рецепторы, успокаивает, дарит положительные эмоции.
«Все виденное-глазу,
Все слышамое – уху,
Все ощущения – руке». И.А.Каменский.
За все время работы, я открыла для себя много возможностей и способов работы с детьми. Задача моей работы заключается в том, дать возможность ребенку играя, реализовать свои внутренние желания и потребности. Очень благодатной почвой для реализации данной задачи, является работа с водой.
Взаимодействуя с водой, дети получает информацию о ее свойствах. В воде любят плескаться, наблюдать за движущимися предметами, создают волны. Для игр с водой не требуется специальных и сложных атрибутов. Это могут быть пластмассовые игрушки, губки, кружки, бутылочки, баночки, лейки. Очень эмоционально дети воспринимают игру «Брызгалки». Наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, я учу ребенка прислушиваться к себе, осознавать свои ощущения. Действуя с водой, дети знакомятся с ее свойствами, у них развивается слуховое восприятие: ребенок слышит гамму звуков, которые издает вода (плеск, журчание, бульканье). Развивается зрительное восприятие (наблюдение за предметами в воде). Развивается тактильное восприятие (ребенок ощущает холод, тепло, контраст температур).
Развитие мелкой моторики происходит по определенным этапам, которые следуют один за другим по нарастанию сложности.
Этапы развития мелкой моторики
- Развитие хватания
- учить захватывать предмет, действуя целенаправленно - правильно
определять место предмета в пространстве (направление и расстояние); - учитывать в своих действиях форму и величину предмета (маленькие предметы хватать одной рукой, а большие - двумя руками);
- учить хватать предметы по-разному: кулаком, щепотью (тремя пальцами); двумя пальцами (указательным и большим).
- Развитие соотносящих действий
- учить использовать действия совмещения двух предметов или двух частей одного предмета (это пирамидки, вкладыши, башенки).
3. Развитие подражания движениям рук
Цели и задачи:
-учить выполнять действия по подражанию движениям рук взрослого;
-формировать и развивать навыки ручных действий.
4. Развитие движений кистей и пальцев рук
Цели и задачи:
- учить выполнять кистями и пальцами рук разнообразные движения;
- развивать дифференцированность, точность движений, зрительно-
двигательную координацию.
1. Педагогический оптимизм. Опирается на идею Л.С.Выготского о «зоне ближайшего развития ребенка» и основывается, на имеющимся актуальном уровне ребенка, его потенциальных возможностях.
2. Системность. Развитие ребенка – процесс, в котором взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимообусловлены все компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию, необходима системная работа.
3. Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям. Работа должна строиться с учетом психофизиологического развития, индивидуальных и специфических особенностей детей.
4. Постепенность. Следование от простых заданий к более сложным, комплексным.
В заключение хотелось бы отметить, развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями развития, коррекция имеющихся у них двигательных нарушений позволяет детям:
- Овладеть навыками, рисования, предметно-практической деятельности, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения;
- Лучше адаптироваться в практической жизни;
- Научиться понимать многие явления окружающего мира.
- Бгажнокова И.М. Программы и перспективы развития коррекционной помощи детям с интеллектуальной недостаточностью [Текст] / И.М. Бгажнокова // Дефектология. - 1994. - №1. - С. 11 - 18.
- Бернштейн Н.А. О ловкости и её развитии [Текст] / Н.А. Бернштейн. - М.: ФиС, 1991. - 283 с.
- Гареев Н. Коррекция развития мелкой моторики и осязания у детей с особыми образовательными потребностями./Дошкольное воспитание, 2002 г., №6, стр. 75-79.
- Османова Г.А. Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики. – СПб.: КАРО, 2008г.
- Белая А. Е., Мирясова В. И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов: - М: Издательство АСТ, 1989.
- М.Г. Борисенко Н.А. Лукина «Наши пальчики играют»: - СПб «Паритет» 2005г.