Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Нарушения произношения звуков Р, Рь
Классификация и методы логопедической коррекции

 Позднякова Татьяна Александровна
По статистике, 26% всех нарушений звукопроизношения приходится на звуки Р,Рь, так называемые вибранты.  В норме эти звуки могут отсутствовать в речи ребенка до пяти-шести лет.  Но, если до пяти- шестилетнего возраста звуки так и не появились, или родители заметили, что звуки есть, но произнесение их не соответствует норме, следует как можно скорее обратиться к логопеду.
 Особенности артикуляции  в норме:
Кончик языка касается бугорков за верхними зубами. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Форма языка напоминает ложечку. Под напором выдыхаемого воздуха кончик языка дрожит. Губы свободно раскрыты , либо положение зависит от следующего гласного.
Голосовые связки сомкнуты, вибрируют.
  При произнесении звука Рь  дополнительно приподнимается средняя часть спинки языка, кончик языка продвигается вперед и вибрация происходит у верхних резцов.
 Виды нарушения звуков Р,Рь
  1. Отсутствие звука.
При этом звук лишен присущей ему артикуляции ,о чём в речи свидетельствует  удлинение смежного гласного.
  1. Замены звука ( параротацизмы) на другие звуки.
           Замены звука Р       
           Замены звука Рь  
  1. Искажения звуков( ротацизмы).
Виды ротацизмов: велярный – язык не принимает участие в артикуляции, вибрирует мягкое небо. Произнесение напоминает французское[ Р]; увулярный- вибрирует не язык, а увула ( маленький язычок); носовой- слышится сочетание звуков [Н]и [Г]; боковой- слышится «хлюпающий» звук; щечный- при выдохе раздуваются щеки; кучерский- вибрируют сомкнутые губы; двугубный- звук похож на английский [W]; одноударный-кончик языка не вибрирует, а только один раз ударяет по альвеолам.
Смешения звуков (чаще Р и Л, Рь и Ль, Р- Й, Рь-Й).  
 Причины нарушения произношения  «вибрантов».
  1. Короткая, укороченная уздечка или аномалии ее расположения.
Подъязычная связка может поддаваться растяжению с помощью упражнений и специальных приемов, или , в некоторых случаях, проводится пластика , подрезание уздечки.
  1. Сужение языка
  2. Макроглоссия (увеличение размера языка)
  3. Нарушения прикуса
  4. Сужение верхней челюсти
  5. Нарушения в расположении зубов верхней челюсти или отсутствие  зубов
  6. «Готическое» небо
  7. Расщелины  неба
  8. Нарушение фонематического и физического слуха
10. Подражание речи ближайшего окружения
11. Нарушения мышечного тонуса при дизартрии
 Методика коррекционно-логопедической работы:
 1. Подготовительный этап
  • Сопоставление и определение на слух звука  [Р] ([Рь]) и его заменителя.
  • Сравнительный анализ артикуляции звука [Р] ([Рь]) и его заменителей.
  • Формирование артикуляционных навыков, необходимых для постановки данных звуков. Для этого выполняются различные артикуляционные упражнения для губ, нижней челюсти и языка. А также формируется сильная направленная воздушная струя.  
2 этап. Постановка звука.
Может осуществляться по подражанию; от других звуков и звукосочетаний ; с помощью специальных упражнений , а также механическим способом с помощью логопедических зондов и зондозаменителей.
 
   3 этап. Автоматизация звука.
Проводится сначала в слогах, с разным ударением, с разной гласной; в обратных слогах, затем в словах ; в словосочетаниях, чистоговорках; и, наконец, во фразах, стихах, скороговорках.
 
 4 этап. Введение звука в связную речь.
 Период окончательного формирования звука 25-40 дней, иногда до 2 месяцев. Но достаточно часто встречаются случаи , требующие более длительной коррекции или автоматизации.  В крайнем случае прибегают к компенсаторной артикуляции, когда ставится одноударный звук [Р]. Частота занятий с логопедом должна быть не реже двух раз в неделю .
В любом случае очень важна помощь родителей , особенно на подготовительном этапе и на этапе автоматизации. Необходимо регулярно выполнять рекомендуемые упражнения и контролировать речь ребенка дома. 
 


You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»