Нарушения произношения звуков Р, Рь
Классификация и методы логопедической коррекции
Позднякова Татьяна Александровна
По статистике, 26% всех нарушений звукопроизношения приходится на звуки Р,Рь, так называемые вибранты. В норме эти звуки могут отсутствовать в речи ребенка до пяти-шести лет. Но, если до пяти- шестилетнего возраста звуки так и не появились, или родители заметили, что звуки есть, но произнесение их не соответствует норме, следует как можно скорее обратиться к логопеду.Особенности артикуляции в норме:
Кончик языка касается бугорков за верхними зубами. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Форма языка напоминает ложечку. Под напором выдыхаемого воздуха кончик языка дрожит. Губы свободно раскрыты , либо положение зависит от следующего гласного.
Голосовые связки сомкнуты, вибрируют.
При произнесении звука Рь дополнительно приподнимается средняя часть спинки языка, кончик языка продвигается вперед и вибрация происходит у верхних резцов.
Виды нарушения звуков Р,Рь
- Отсутствие звука.
- Замены звука ( параротацизмы) на другие звуки.
Замены звука Рь
- Искажения звуков( ротацизмы).
Смешения звуков (чаще Р и Л, Рь и Ль, Р- Й, Рь-Й).
Причины нарушения произношения «вибрантов».
- Короткая, укороченная уздечка или аномалии ее расположения.
- Сужение языка
- Макроглоссия (увеличение размера языка)
- Нарушения прикуса
- Сужение верхней челюсти
- Нарушения в расположении зубов верхней челюсти или отсутствие зубов
- «Готическое» небо
- Расщелины неба
- Нарушение фонематического и физического слуха
11. Нарушения мышечного тонуса при дизартрии
Методика коррекционно-логопедической работы:
1. Подготовительный этап
- Сопоставление и определение на слух звука [Р] ([Рь]) и его заменителя.
- Сравнительный анализ артикуляции звука [Р] ([Рь]) и его заменителей.
- Формирование артикуляционных навыков, необходимых для постановки данных звуков. Для этого выполняются различные артикуляционные упражнения для губ, нижней челюсти и языка. А также формируется сильная направленная воздушная струя.
Может осуществляться по подражанию; от других звуков и звукосочетаний ; с помощью специальных упражнений , а также механическим способом с помощью логопедических зондов и зондозаменителей.
3 этап. Автоматизация звука.
Проводится сначала в слогах, с разным ударением, с разной гласной; в обратных слогах, затем в словах ; в словосочетаниях, чистоговорках; и, наконец, во фразах, стихах, скороговорках.
4 этап. Введение звука в связную речь.
Период окончательного формирования звука 25-40 дней, иногда до 2 месяцев. Но достаточно часто встречаются случаи , требующие более длительной коррекции или автоматизации. В крайнем случае прибегают к компенсаторной артикуляции, когда ставится одноударный звук [Р]. Частота занятий с логопедом должна быть не реже двух раз в неделю .
В любом случае очень важна помощь родителей , особенно на подготовительном этапе и на этапе автоматизации. Необходимо регулярно выполнять рекомендуемые упражнения и контролировать речь ребенка дома.