Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Один класс – разные дети.
Особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
Калачева Наталья Михайловна
Приоритетным направлением деятельности системы образования Российской Федерации является обеспечение доступности и качества образования лиц с ограниченными возможностями и инвалидностью.
С 01.09.2016 года вступили в силу Федеральный государственный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и Федеральный государственный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью, к введению которых была проведена большая подготовка каждым образовательным учреждением, и, в первую очередь, теми, которые  осуществляют образовательную деятельность по образовательным программам, адаптированным для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Основой реализации стандартов является Адаптированная основная общеобразовательная программа или программы учреждения. Специалисты, участвующие в реализации АООП должны обладать следующими компетенциями:
- наличие позитивного отношения к возможностям обучающихся, их развитию, социальной адаптации, приобретению житейского опыта;
- понимание теоретико-методологических основ психолого-педагогической помощи обучающимся;
- знание этиологии нарушений, теоретических основ диагностики развития обучающихся с определенными нарушениями, формирование практических умений проведения психолого-педагогического изучения обучающихся;
- наличие представлений о своеобразии психофизического развития обучающихся;
- учет индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей ребенка при определении содержания и методов коррекционной работы;
- определение содержания психолого-педагогического сопровождения обучающихся в семье, понимание наиболее эффективных путей его организации;
- умение организовывать взаимодействие обучающихся друг с другом и с взрослыми, расширять круг общения, обеспечивая выход обучающегося за пределы семьи и образовательной организации;
 
Требования к результатам освоения АООП НОО
 Стандарт устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения обучающимися с ОВЗ АООП НОО.
 Личностные результаты включают овладение обучающимися компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах, сформированность мотивации к обучению и познанию.
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), которые составляют основу умения учиться, обеспечивают овладение межпредметными знаниями, приобретение опыта познания и осуществление разных видов деятельности.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной и коррекционно-развивающей области и характеризуют их достижения в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области, характеризуют опыт специфической для предметной области деятельности по получению нового знания, достижения в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности и жизни. Предметные результаты овладения содержанием коррекционно-развивающей области обеспечивают обучающимся с ОВЗ эффективное освоение АООП НОО, коррекцию и профилактику нарушений развития, социализацию и социальную адаптацию.
Ребенок, имеющий задержку психического развития имеют неустойчивое внимание, часто отвлекается, быстро утомляется. Мышление и речь особенно отстают в развитии. Наглядно-действенное мышление развито лучше, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое. К моменту поступления в школу не сформированы элементарные логические операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение. Дети с ЗПР затрудняются в определении причинно-следственных отношений между явлениями. Эта особенность проявляется при составлении рассказов по серии сюжетных картинок. Представления бедны, схематичны, недостаточны общие знания.
Особенности обучения в школе. Дети стойко не успевают в массовой школе. Не формируется учебная мотивация — дети не хотят учиться. Наблюдается преобладание игровых мотивов и несформированность произвольного поведения. Ведущий вид деятельности — игра.  Уже в 1-м классе начинают осознавать свое отставание от других детей, сравнивая себя с ними. У них складывается отрицательное отношение к школе, учению, что еще больше усугубляет отставание. Формируется чувство неполноценности, т. к. их преследует постоянный неуспех, несмотря на старание.
У некоторых детей с ЗПР в основе их дефекта лежит ММД (минимальная мозговая дисфункция), следствием которой является гиперподвижность ребенка. Прежде всего, гипердинамический синдром проявляется у детей, перенесших гипоксию, и у недоношенных детей. Основные признаки наиболее ярко проявляются в начальной школе и сглаживаются к подростковому возрасту. Характерна повышенная двигательная активность, невозможность на длительное время сосредоточиться на чем-то одном, легкая отвлекаем ость, быстрая смена настроений.
«Успех в учении – единственный источник
внутренних сил, рождающий
энергию для преодоления трудностей,
желания учиться».
В.А. Сухомлинский.
Эмоциональное воздействие в учебном процессе вызывает у обучающихся любопытство-причину познавательного интереса, который в свою очередь, способен поддержать повседневную учебную работу, вызвать желание учиться.
Наиболее эффективные способы эмоциональной стимуляции учащихся:
  1. Обращать внимание и постоянно отмечать высокую активность каждого обучающегося, удачный ответ, правильный способ выполнения задания и др.
Поощрять самостоятельность обучающихся, оказывая лишь необходимую помощь (посильность заданий и своевременное их усложнение).
  1. Каждое выполненное задание использовать в качестве новой ступеньки для постановки новых задач.
  2. Оценку выполненной работы следует давать так, чтобы она придавала обучающимся уверенность в своих силах, свидетельствовала пусть даже о небольших достижениях в учебной деятельности и настаивала на новую познавательную активность.
  3. Строить с обучающимися доброжелательные, открытые, эмоционально – насыщенные отношения в процессе обучения.
Эмоциональный подъем на уроке возникает в зависимости от ситуации. Очень важна оперативная обратная связь. На уроке необходимо видеть каждого своего ученика и стараться выделять его маленькие победы и старания Способы повышения внутренней мотивации.
 По возможности исключить награждения и призы за правильно выполненные задания, ограничиваясь лишь оцениванием и похвалой.
  • Как можно реже использовать на уроке ситуации соревнования. Лучше приучать ребенка к анализу и сравнению своих собственных результатов и достижений. Ситуацию соревнования можно переключить на игровые виды деятельности.
  • Стараться не навязывать учебных целей Совместная работа с ребенком по выработке целей и задач может оказаться значительно эффективнее.
  • Также необходимо помнить о том, что наказание за неправильное решение учебной задачи является крайней и наименее эффективной мерой, которая всегда вызывает негативные эмоции и отрицательно влияет на отношение ребенка к учебной деятельности. 
Стараться избегать установления временных ограничений там, где это представляется возможным, так как это не только подавляет развитие творчества, но и препятствует развитию внутренней мотивации. 
 
Создавая атмосферу успеха, педагог помогает ребёнку учиться легко, обретая уверенность в своих силах и способностях.
Таким образом, включение в педагогическую деятельность нестандартных ситуаций, использование новых педагогических приемов, построение урока в технологии деятельностного подхода обучения, способствует формированию УУД у детей с ЗПР, дает возможность им вырасти людьми, способными понимать и оценивать информацию, принимать решения, контролировать свою деятельность в соответствии с поставленными целями. А это именно те качества, которые необходимы человеку в современных условиях.
Список литературы
  1. Змановская Е. В.Девиантология (Психология отклоняющегося поведения): учеб. пособие для студентов вузов. М.: Издательский центр «Академия», 2003. с. 82.
  2. Бреслав Г. М.Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения. М.: Педагогика, 1990 - 140 с.
  3. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. –М.; Академия, 2011-144с.
  4. Лукьянова Ю. Н. Эмоционально-личностные особенности детей с задержкой психического развития. Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2011. Вып. 2
  5. Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия: учеб. пособие для студентов факультетов психологии  сост. О. В. Защиринская. СПб.: Речь, 2004. 286 с.
  6. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.: Моск. психолого-социальный ин-т; Воронеж: Изд-во НПО «Модек», 2000. -304 с
 
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»