Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Игротерапевтическое направление в обучении детей с умственной отсталостью

Велиева Галина Ивановна,
учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 231;
Григорьева Елена Николаевна,
учитель класса «Особый ребёнок» ГБОУ СОШ № 231
В связи с особенностями развития ученики начальных классов с умственной отсталостью нуждаются в целенаправленном обучающем воздействии педагога [4]. Спонтанного усвоения общественного опыта у учащихся с особыми образовательными потребностями практически не происходит. Для учителя, работающего с такими детьми, необходимо найти формы, методы и приёмы, которые помогли бы ему сделать обучение интересным, доступным, посильным и познавательным. И здесь неоценимы дидактические игры, которые должны привлекать внимание, заинтересовывать. Применение дидактических игр на уроке существенно снимает физическое и умственное переутомление детей, повышает их познавательную активность на уроке, интерес к учебе, расширяет кругозор, всесторонне развивает личность [5]. Детям дидактические игры нравятся, вызывают у них интерес, дают большой эмоциональный заряд, активизируют учебно-познавательную деятельность, расширяют кругозор, способствуют выработке правильных мировоззренческих взглядов. Для детей с трудностями в обучении является важным сочетание практических и теоретических разделов обучения, чередование умственного напряжения и разрядки, развитие мыслительной деятельности – все это предполагают уроки с использованием дидактических игр [2]. Игровые технологии связаны с игровой формой взаимодействия педагога и учащихся через реализацию определенного сюжета (игры, сказки). При этом образовательные задачи включаются в содержание игры. В своей практике мы используем занимательные, ролевые, компьютерные игры. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочных формах занятий происходит по таким основным направлениям: - дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; - учебная деятельность подчиняется правилам игры; - учебный материал используется в качестве ее средства; - успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. Игровые технологии занимают важное место в учебно-воспитательном процессе, т. к. не только способствуют воспитанию познавательных процессов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций: - правильно организованная игра, с учетом специфики материала, тренирует память, помогает учащимся выработать речевые навыки и умения; - игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету; - игра - один из приемов преодоления пассивности учеников [3]. В процессе игры у обучающихся с умственной отсталостью в начальных классах вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое. Ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре. Дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. При использовании игры по правилам, количество условий игры должно быть ограничено двумя – тремя, т.к. обучающимся с особыми образовательными потребностями трудно усвоить большое количество правил. Учителю следует помогать во время занятия тем детям, которым трудно запомнить принцип игры. По окончании игры следует выявить победителя и поощрить его. Дидактическая игра может быть использована на различных этапах урока, особенно она целесообразна на этапах повторения и закрепления материала [1]. Например, при изучении темы «Безударные гласные в корне слова» используем игры «Заполни квадраты». Каждый ребёнок получает прямоугольник, поделённый на клетки по количеству букв в слове. В начале каждой строки картинка. По сигналу учителя ученики вписывают слова в клетки. Очки начисляются за каждое верно написанное слово. На уроках русского языка при проведении дидактических игр используется методическое пособие «Волшебный аквариум». Ученики по порядку выходят к доске, достают из аквариума рыбку и объясняют правописание слова, написанного на ней. Если ответ правильный, ученик забирает рыбку. В противном случае рыбку опускает обратно. Игры с использованием «Волшебного аквариума» могут варьироваться. Что бы вызвать интерес у детей с лёгкой умственной отсталостью к изучаемому материалу, вводим сказочные персонажи. Например: к нам на урок сегодня пришёл Незнайка (вывешивается рисунок Незнайки). Незнайка предлагает игру с сигнальными карточками. Я показываю картинку, вы определяете, звонкая или глухая согласная стоит на конце слова и показываете нужную карточку, говоря проверочное слово. Следующий пример. Ребята, нам сегодня пришло письмо от Мальвины. Буратино не смог отгадать загадки, мы поможем Буратино? Дети отгадывают загадки, записывая отгадки на доске и в тетрадях, объясняя правильность написания. Используем также игры: «Орфографическое лото», «Синонимы (антонимы)», «Кто больше напишет слов», «Не перепутай», «Третий лишний» и т.п. В 4 классе для детей с лёгкой умственной отсталостью ввожу интерактивные игры. Интерактивные игры красочны, интересны детям. Для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития, овладение приемами письма является очень сложной задачей. Поэтому одной из главнейших задач учителя в ходе обучения предмету «Графика и письмо» - это пробудить интерес обучающихся к этому предмету. Сделать это можно с помощью разнообразных дидактических игр и методических пособий. В процессе обучения учащихся на уроках по предмету «Графика и письмо» (в классах "Особый ребёнок") активно могут использоваться следующие виды работ: Рисование узоров, линий, точек на подносах с песком. Например: Ребята, посмотрите, какая сегодня погода? Идет дождь. Давайте нарисуем капельки дождя. А вот и выглянуло солнышко. Давайте нарисуем ему лучики. Обводка узоров, букв с помощью внутренних и внешних трафаретов (это могут быть элементы букв, буквы, животные, различные предметы). Выкладывание дорожек, силуэтов различных предметов из фасоли. Рисование элементов букв, букв, слогов, слов на индивидуальных досках многоразового использования. Например: Ребята, поставьте точку, проведите линию вверх, в сторону, вниз. Какая буква получилась? (П). На что похожа эта буква? (Ребята выбирают из предложенных картинок). Запишите эту букву в тетрадь. Игры с помощью ламинированных картинок «Проведи дорожку собачке к конуре», «Идет дождь», «Помоги цыпленку найти маму»и т. п. Игры с кубиками. Детям предлагаются кубики, на гранях которых изображены различные картинки. Дети кидают два-три кубика и из выпавших изображений составляют предложение. Например: Книга на полке. Гриб в корзине. Мама варит суп. Игры с картинками. Игра «Найди букву» (детям предлагается картинка, где надо найти спрятавшуюся букву). Игра «Допиши словечко». Детям предлагается картинка с буквой и дается задание добавить букву, чтобы получилось слово. Например «Ё.», «К..» и т. п. Аналогично проводится работа с игрой «Допиши предложение». Детям предлагается картинка с изображением животного и дается задание придумать, что с ним случилось. Например «Кот ….». «Кот сидит….». «Кот сидит дома». И т. п. По окончании дидактической игры называется победитель (ученик или группа). Подведение итогов работы проходит при активном участии всего класса. И обязательно - поздравление победителей, что является важным эмоциональным моментом. Главная задача школ для детей с умственной отсталостью – приспособить такого ребёнка к жизни в обществе, использовать все возможности для его социализации. И именно игротерапевтическое направление в работе педагога помогает в решении данной задачи. Библиографический список 1. Акишина А., Акишина Т., Жаркова Т. Игры на уроках русского языка. Учебное наглядное пособие. - М.: Русский язык, 1990. 2. Андреева Л.П. Как игры помогают детям изучать русский язык // Начальная школа. - №9. - 2001. 3. Анохина Т.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка // Начальная школа. - №12. - 1999. 4. Немов Р.С. Психология. Кн. 2: Психология образования Р.С. Немов. – М.: Владос, 2002. 5. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе Г.И. Щукина. – М.: Просвещение, 1979.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»