Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

 Бобат-терапия

Янькова Анна Сергеевна,
учитель начальных классов I категории,
ГБОУ школа № 502
Кировского района Санкт-Петербурга
 
Рождаясь, ребенок наделяется определенными врожденными рефлексами, которые помогают ему жить во внешней среде в первые месяцы жизни. Затем, по мере приобретения  жизненного опыта, врожденные рефлексы замещаются установочными. При поражении ЦНС мозг ребенка от общения с внешним миром получает искаженную информацию. Создаются условия для формирования приспособительных, компенсаторных стереотипов движений, которые являются патологическими и тормозят, делают невозможным нормальное развитие нервной системы.
Бобат-терапия  или нейродинамическая реабилитация  является нейроразвивающей практикой, целью которой является коррекция двигательных стереотипов, недостаточных движений.
Названием методики стала фамилия ее разработчиков – Берты и Карла Бобатов – врачей из Лондона.
Суть Бобат-терапии в использовании определенных поз, положений тела ребенка, подавляющих патологические рефлексы и развивающих правильные моторные навыки. Важно, что бы развитие моторных навыков совпадало с последовательностью физиологического  развития ЦНС: удержание головы – переворачивание – сидение – ползание – стояние — ходьба. Иными словами, необходимо в реабилитационном процессе пройти все физиологические этапы развития моторных навыков, восстановить потенциал ЦНС и развить правильные двигательные стереотипы.
Основная сфера применения – восстановление правильных движений при заболевании ДЦП.
Главная идея метода – психика и тело должны взаимодействовать, как следствие – лечить следует не отдельную часть тела, а весь организм в целом, воздействуя и изменяя через движение высший центр — головной мозг.
Цель методики – выработать управляемые, рациональные и осознанные движения, вместе с тем снизить мышечные спазмы и напряжение.
Принципы Бобат-терапии:
- лечение должно быть безболезненным;
- ребенка нельзя подгонять, ему нужно некоторое время, чтобы адаптироваться;
- важно соблюдать последовательность этапов нормального двигательного развития пациента;
- процесс реабилитации должен быть разнообразным и комплексным;
- движения нужно выполнять качественно и правильно;
- применять специальные позы, подавляющие развитие патологических рефлексов;
- пациент должен доверять вам настолько, чтобы при упражнениях полностью расслаблял свои мышцы;
- работать коллективно: заниматься с ребенком должна семья, воспитатели и разные специалисты (логопеды, ортопеды, психологи, педагоги) чтобы задействовать все направления развития ЦНС;
- нужно реально оценивать возможности ребенка и сообщать их родителям; регулярно проводить повторные осмотры пациента с целью коррекции системы лечения;
- социализация больного – целью лечения должна быть адаптация ребенка к повседневной нормальной жизни.
Основные методы Бобат-терапии:
1) онтогенетический подход к лечению согласно этапам двигательного развития ребенка;
2) рефлекс-запрещающие позиции - использование в реабилитации таких поз и положений различных звеньев тела, которые будут тормозить патологические тонические рефлексы;
3) управление движением из ключевых точек, акцент на качестве движения;
4) при организации движений применяются приемы как ин-гибиции (подавления непроизвольных движений), так и фацили-тации (облегчения выполнения движений) с целью стимуляции нейрофизиологического сервиса двигательной сферы;
5) командная работа с ребенком (члены семьи, воспитатель, врач ЛФК, невролог, ортопед, инструктор-методист ЛФК, психолог, педагог);
6) лечение должно быть функциональным для адаптации ребенка к повседневной жизни.
Возраст ребенка при работе по методу Бобат не имеет значения: от периода новорожденности до совершеннолетия. Но, чем раньше начать – тем эффективнее лечение. Самые лучшие результаты дает процесс лечения начатый, пока ребенку еще не выполнилось трех месяцев, когда сенсорная информация только начинает накапливаться.
Нет определенных неврологических критериев, по которым с ребенком может начинать работать бобат-терапевт. Применять методику можно как в случае минимальных мозговых дисфункций, так и при тяжелых органических патологиях. В идеале начинать работу с такими детками необходимо еще в отделении патологии новорожденных.
Как проводятся занятия по методу Бобат? Специалисты занимаются с детьми в специальных игровых комнатах. Занятия проводятся в форме игр с целью установления большего контакта с пациентом. Здесь посредством игрушек врач посылает организму ребенка определенные сигналы, благодаря которым обнаруживаются заложенные на генетическом уровне потенциалы развития, не позволяющие формировке патологических функций. Каждое действие данной методики ориентировано на то, чтобы пациент достиг одной из следующих целей: Ингибиция – удержать или тормозить непроизвольные движения тела пациента. Фацилитация – использование направляющих движений. Специалист проводит упражнения по растяжке и расслаблению мышц тела. Далее он проводит упражнения с теми или иными конечностями больного с той целью, чтобы тело запомнило, как именно нужно двигаться, в каком темпе, и использовало в дальнейшем именно такое действие. Стимулирование больного на достижение желанной цели. В занятие не просто входят любимые игры ребенка, в них специально включаются разные элементы обслуживания, которые пациент должен освоить самостоятельно.
Как долго необходимо проводить занятия Бобат-терапией?
Процесс лечения начинается с первых мгновений занятий ребенка со специалистом в кабинете врача и продолжается родителями в домашних условиях. На занятиях должен присутствовать один из родителей маленького пациента, (обычно это мама) который должен обучиться элементам нейроразвивающей терапии и перенести их затем домой. Далее эти элементы необходимо постоянно применять в процессе роста и развития малыша. Родители являются главными в процессе социализации и реабилитации ребенка. Именно они должны привносить в жизнь ребенка изменения, которые будут содействовать его развитию. И в данном контексте, Бобат-терапия – это не курс лечения, это образ жизни, который нужно принять и изменить не только жизнь ребенка, но и своё представление об укладе жизни и реабилитации ребенка.
Бобат-терапевт работает не только с больным ребенком, а со всей семьей в целом – учит как «обходить» нарушения поведения у ребенка, решает и психологические проблемы родителей, корректирует и вводит новые элементы терапии по мере того, как ребенок развивается, приобретает новые и закрепляет уже полученные навыки, дает оценку результатам работы.
 
 
 
 

 


You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»