Воспитательное занятие. Народное творчество
Балхарские умельцы
Бляшева Патимат Абдусамадовна
Лепка балхарских орнаментов на кувшине
(познание, коммуникация, социализация, худ. творчество, здоровье, музыка
Содержание организованной деятельности детей.
Цель: познакомить детей с традиционным народным промыслом – балхарской художественной керамикой.
- учить лепить элементы балхарской росписи с помощью пластилина
-развивать воображение, фантазию, умение составить балхарские
узоры.
-воспитывать эстетические чувства, художественный вкус и любовь к
народному искусству
Материал: предметы балхарской керамики, бумажные силуэты посуды, таблица с изображением элементов балхарской росписи пластилин салфетки.
Метод. пр.: предложить детям рассмотреть выставленные балхарские керамические предметы и ответить на вопросы:
-Что такое узор?
-Какие цвета используются в балхарской росписи?
-Каковы особенности составления балхарских узоров?
Предварительная работа: рассматривание балхарской посуды и беседа о её выразительных особенностях. На занятии декоративным рисованием подготовить эскиз для расписывания кувшина, слушание музыкальных произведений.
- Рассматривание слайдов или фото о Балхаре, мастерицах изделиях.
- Рассказ воспитателя.
- Пальчиковая игра.
- Рефлексия
Здороваются с гостями. Физкультминутка »Молодые орлята»
Нет ребят дружнее в мире
Все на свете мы умеем
Петь, трудиться, танцевать
Мы орлята молодые ,мы ребята удалые!
Воспитатель: Дети, скажите пожалуйста в какой республике мы с вами живем?
Дети: Дагестан.
Стихи о Дагестане.
Дагестан,седы твои вершины
Белоснежна рек твоих волна
Водопады падают в долины
И ущелья древние без дна!
Воспитатель: В каком городе?
Дети: В Махачкале.
Воспитатель: Какие еще города в нашей республике вы знаете?
Дети: Дербент, Избербаш, Хасавюрт, Каспийск и т.д.
Воспитатель: Молодцы! В нашей республике помимо городов есть много селений. А вы знаете названия ваших селений?
Дети: Называют свои села.
Воспитатель: Молодцы! Высоко в горах есть известное даже за пределами Дагестана село Балхар и я хочу вас познакомить с ним. Балхар очень древний аул, издавна славится своими изделиями из глины. Это кувшины, тарелки, игрушки. (Предложить детям подержать в руках изделия, потрогать, ощутить их прохладность, шероховатость поверхности). А сейчас я расскажу вам откуда пошло гончарное производство в Балхаре.
Согласно легенде, много лет тому назад жил в селении Балхар бедный пастух Калкуччи. Этот бедняк сидел как-то на берегу озера и грустно размышлял о том, как жить дальше. Невольно он обратил внимание на ребятишек, которые что-то лепили из береговой глины. Калкуччи решил сам слепить что-нибудь, и когда из-под его рук вышел прекрасный кувшин, это и стало началом знаменитого балхарского промысла, который и поныне действует в этом прославленном ауле.
Изделия из глины изготавливают только женщины. Мужчины добывают глину, привозят её мастерицам на ослах. Обжигают изделия в печи и занимаются их реализацией.
Трудно встретить два одинаковых кувшина. Каждый сосуд, игрушка это индивидуальное видение мира мастерицы.
Роспись сосудов напоминает ажурное кружево. Она строиться чаще всего по горизонтали и складывается из простых орнаментов: завитков, кругов, волнистых и прямых линий, штрихов, точек.
А теперь дети садитесь поудобнее я покажу вам небольшой видеосюжет о селении Балхар.(просмотр видео, комментарии воспитателя по ходу просмотра)
Воспитатель: Дети вам понравился сюжет о Балхаре, о мастерицах?
Дети: Да!
Воспитатель: Теперь вы знаете как изготавливают из глины разные изделия, украшают орнаментами, обжигают в печи.
Воспитатель: Ой дети я слышу к нам кто-то стучится. Сейчас я посмотрю.
(в зал заходит балхарская мастерица Таибат. Здоровается с детьми).
Дети: Здравствуйте!
Асият: Я мастерица приехала к вам с селения Балхар.
Я узнала, что ваши дети умеют рисовать балхарские орнаменты.
Воспитатель: Наши дети умеют. Вы пришли туда, куда нужно. Наши дети уже многому научились и покажут какие они умельцы. Правда, дети Дети: Да!
Асият: Ой как я рада, мне нужна ваша помощь.
Воспитатель: Но как мы можем вам помочь?
Асият: У меня много работы и не успеваю. Я хочу устроить выставку и собираю кувшины с разных школ и слышала, что у вас здесь талантливые дети и умельцы. Я надеюсь, что вы поможете мне и я смогу забрать ваши кувшины.
Воспитатель: Дети обратите внимание на платье балхарской мастерицы. Это национальное платье балхарских женщин. Они сами шьют, украшают серебряными старинными монетами и одевают этот наряд во время праздников, так же украшают и головной убор. Дети вам нравится наряд Асият?
Дети: Да!
Воспитатель: Ребята мы поможем мастерице Асият устроить настоящую выставку балхарских кувшинов?
Ну ,давайте подготовимся к нашему занятию.
.
Дети: Да!
Беседа по узорам на доске.
Воспитатель: На прошлых занятиях мы с вами узнали, что означает тот или иной узор, рисовали их и каждый из вас выбрал свой узор, что нравится.
Техника работы с пластилином.
Воспитатель: тогда пройдите к столам, садитесь, а Асият раздаст каждому
Кувшин Физминутка пальчиковая музыкальная
(дети рисуют жгутами орнаменты под дагестанскую мелодию).
После завершения Асият удивляется красоте детских работ, радуется, благодарит детей за помощь.
Асият: Спасибо дети! С вашей помощью я успею на выставку, а за ваше старание вручаю вам подарок (Вручает книжки каждому ребенку).
Воспитатель: Дети а вы знаете, что изделия балхарских мастериц известны не только у нас в республике, но и далеко за пределами. Уважаемая
Асият мы рады были вам помочь, спасибо за подарок.
Наши дети не только рисуют красиво но и хорошо поют и танцуют.
Асият: Неужели?
Воспитатель: Вы садитесь и посмотрите.
Песня «Балхар»,танец. После выступления Асият благодарит детей и прощается с ними.
Итог: Дети , о чем мы сегодня говорили, что лепили?
Дети: Познакомились с балхарской художественной керамикой ;
рассматривали изделия, элементы росписи;
выполняли узоры кистью;
посмотрели видео сюжет о с. Балхар;
играли в даг. игру «Ой-рада»;
пришла в гости мастерица Асият, помогли ей закончить работы;
танцевали.