Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Воспитательное занятие. Народное творчество

Балхарские умельцы

 
Бляшева Патимат Абдусамадовна

Лепка балхарских орнаментов на кувшине
(познание, коммуникация, социализация, худ. творчество, здоровье, музыка
Содержание организованной деятельности детей.

Цель: познакомить детей с традиционным народным промыслом – балхарской художественной керамикой.
            - учить лепить элементы балхарской росписи с помощью пластилина
            -развивать воображение, фантазию, умение составить балхарские
             узоры.
            -воспитывать эстетические чувства, художественный вкус и любовь к      
             народному искусству
Материал:  предметы балхарской керамики, бумажные силуэты посуды, таблица с изображением элементов балхарской росписи пластилин салфетки.
Метод. пр.: предложить детям рассмотреть выставленные балхарские керамические предметы и ответить на вопросы:
                      -Что такое узор?
                      -Какие цвета используются в балхарской росписи?
                      -Каковы особенности составления балхарских узоров?
Предварительная работа: рассматривание балхарской посуды и беседа о её выразительных особенностях. На занятии декоративным рисованием подготовить эскиз для расписывания кувшина, слушание музыкальных   произведений.
  1. Рассматривание слайдов или фото о Балхаре, мастерицах изделиях.
  2. Рассказ воспитателя.
  3. Пальчиковая игра.
  4. Рефлексия
Дети сидят партами.
Здороваются с гостями. Физкультминутка »Молодые орлята»
Нет ребят дружнее в мире
Все на свете мы умеем
Петь, трудиться, танцевать
Мы орлята молодые ,мы ребята удалые!
Воспитатель: Дети, скажите пожалуйста в какой республике мы с вами живем?
Дети: Дагестан.
Стихи о Дагестане.
Дагестан,седы твои вершины
Белоснежна рек твоих волна
Водопады падают в долины
И ущелья древние без дна!
Воспитатель: В каком городе?
Дети: В Махачкале.
Воспитатель: Какие еще города в нашей республике вы знаете?
Дети: Дербент, Избербаш, Хасавюрт, Каспийск и т.д.
Воспитатель: Молодцы! В нашей республике помимо городов есть много селений. А вы знаете названия ваших селений?
Дети: Называют свои села.
Воспитатель: Молодцы! Высоко в горах есть  известное даже за пределами Дагестана село Балхар и я хочу вас познакомить с ним. Балхар очень древний аул, издавна славится своими изделиями из глины. Это кувшины, тарелки, игрушки. (Предложить детям подержать в руках изделия, потрогать, ощутить их прохладность, шероховатость поверхности). А сейчас я расскажу вам откуда пошло гончарное производство в Балхаре.
Согласно легенде, много лет тому назад жил в селении Балхар бедный пастух Калкуччи. Этот бедняк сидел как-то на берегу озера и грустно размышлял о том, как жить дальше. Невольно он обратил внимание на ребятишек, которые что-то лепили из береговой глины. Калкуччи решил сам слепить что-нибудь, и когда из-под его рук вышел прекрасный кувшин, это и стало началом знаменитого балхарского промысла, который и поныне действует в этом прославленном ауле.
Изделия из глины изготавливают только женщины. Мужчины добывают глину, привозят её мастерицам на ослах. Обжигают изделия в печи и занимаются их реализацией.
Трудно встретить два одинаковых кувшина. Каждый сосуд, игрушка это индивидуальное видение мира мастерицы.
Роспись сосудов напоминает ажурное кружево. Она строиться чаще всего по горизонтали и складывается из простых орнаментов: завитков, кругов, волнистых и прямых линий, штрихов, точек.
А теперь дети садитесь поудобнее я покажу вам небольшой видеосюжет о селении Балхар.(просмотр видео, комментарии воспитателя по ходу просмотра)
Воспитатель: Дети вам понравился сюжет о Балхаре, о мастерицах?
Дети: Да!
Воспитатель: Теперь вы знаете как изготавливают из глины разные изделия, украшают орнаментами, обжигают в печи.
Воспитатель: Ой дети я слышу к нам кто-то стучится. Сейчас я посмотрю.
(в зал заходит балхарская мастерица Таибат. Здоровается с детьми).
Дети: Здравствуйте!
Асият: Я мастерица приехала к вам с селения Балхар.
Я узнала, что ваши дети умеют рисовать балхарские орнаменты.
Воспитатель: Наши дети умеют. Вы пришли туда, куда нужно. Наши дети уже многому научились и покажут какие они умельцы. Правда, дети      Дети:  Да!
Асият:  Ой как я рада, мне нужна ваша помощь.
Воспитатель: Но как мы можем вам помочь?
Асият:  У  меня много работы и  не успеваю. Я хочу устроить выставку и собираю кувшины с разных школ и слышала, что у вас здесь талантливые дети и умельцы. Я надеюсь, что вы поможете мне и я смогу забрать ваши кувшины.
Воспитатель: Дети обратите внимание на платье балхарской мастерицы. Это национальное платье балхарских женщин. Они сами шьют, украшают серебряными старинными монетами и одевают этот наряд во время праздников, так же украшают и головной убор. Дети вам нравится наряд Асият?
Дети: Да!
Воспитатель: Ребята мы поможем мастерице Асият устроить настоящую выставку балхарских кувшинов?
Ну ,давайте подготовимся к нашему занятию.
.
Дети: Да!
Беседа по узорам на доске.
Воспитатель: На прошлых занятиях мы с вами узнали, что означает тот или иной узор, рисовали их и каждый из вас выбрал свой узор, что нравится.
Техника работы с пластилином.
Воспитатель: тогда пройдите к столам, садитесь, а Асият раздаст каждому
 
Кувшин Физминутка пальчиковая музыкальная
 (дети рисуют жгутами орнаменты под дагестанскую мелодию).
После завершения Асият удивляется красоте детских работ, радуется, благодарит детей за помощь.
Асият: Спасибо дети! С вашей помощью я успею на выставку, а за ваше старание вручаю вам подарок (Вручает книжки каждому ребенку).
Воспитатель: Дети а вы знаете, что изделия балхарских мастериц известны не только у нас в республике, но и далеко за пределами. Уважаемая 
Асият мы рады были вам помочь, спасибо за подарок.  
Наши дети не только рисуют красиво но и хорошо поют и танцуют.
Асият: Неужели?
Воспитатель: Вы садитесь и посмотрите.
Песня «Балхар»,танец. После выступления Асият благодарит  детей и прощается с ними.
Итог: Дети , о чем мы сегодня говорили, что лепили?
Дети: Познакомились с балхарской художественной керамикой ;
            рассматривали изделия, элементы росписи;
            выполняли узоры кистью; 
            посмотрели видео сюжет о с. Балхар;
            играли в даг. игру  «Ой-рада»;
            пришла в гости мастерица Асият, помогли ей закончить работы;
            танцевали.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»