Работа с детьми с интеллектуальной недостаточностью:
аспекты здоровьесбережения
Янькова Анна Сергеевна,
учитель ГБОУ школа № 502
Кировского района Санкт-Петербурга
учитель ГБОУ школа № 502
Кировского района Санкт-Петербурга
Тема данного выступления очень актуальна в настоящее время. Прежде, чем начать свой рассказ, хочется раскрыть некоторые понятия.
Что же такое здоровье? По уставу Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) «здоровье – это полное душевное, социальное и нравственное благополучие, а не только отсутствие болезней или физических дефектов».
Что же такое здоровье? По уставу Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) «здоровье – это полное душевное, социальное и нравственное благополучие, а не только отсутствие болезней или физических дефектов».
Виды здоровья:
Душевное здоровье — способность человека справляться со сложными обстоятельствами жизни, сохраняя оптимальный эмоциональный фон и адекватность поведения.
Физическое здоровье - работоспособность организма. Отдых, здоровый сон и правильное питание восстанавливают физическое здоровье.
Психическое здоровье определяется умением здраво оценивать происходящую ситуацию как простую, так и критическую. Психическое здоровье также определяет образ мышления человека, его поведение и способ межличностной коммуникации.
Душевное здоровье — способность человека справляться со сложными обстоятельствами жизни, сохраняя оптимальный эмоциональный фон и адекватность поведения.
Физическое здоровье - работоспособность организма. Отдых, здоровый сон и правильное питание восстанавливают физическое здоровье.
Психическое здоровье определяется умением здраво оценивать происходящую ситуацию как простую, так и критическую. Психическое здоровье также определяет образ мышления человека, его поведение и способ межличностной коммуникации.
Духовное здоровье. Насколько человек уверен в себе, в своем жизненном пути. Доброта, отзывчивость, понимание, милосердие, сострадание - это все характеристики духовного здоровья человека.
Социальное здоровье. Как человек себя ведет в социуме. Как он определяет себя среди своих сверстников, коллег, товарищей. Социальное здоровье зависит от уровня взаимоотношения в семье, с близкими людьми, а также с незнакомыми посторонними людьми. Уровень коммуникабельности и социальной адаптации в обществе определяет данный вид здоровья.
Эмоциональное здоровье определяется умением держать себя в руках в спорных стрессовых ситуациях. Умение контролировать свои эмоции, не поддаваться на провокации в конфликтных ситуациях.
Социальное здоровье. Как человек себя ведет в социуме. Как он определяет себя среди своих сверстников, коллег, товарищей. Социальное здоровье зависит от уровня взаимоотношения в семье, с близкими людьми, а также с незнакомыми посторонними людьми. Уровень коммуникабельности и социальной адаптации в обществе определяет данный вид здоровья.
Эмоциональное здоровье определяется умением держать себя в руках в спорных стрессовых ситуациях. Умение контролировать свои эмоции, не поддаваться на провокации в конфликтных ситуациях.
Важно помнить, что все виды здоровья человека тесно связаны друг с другом, эти характеристики оказывают влияние друг на друга. Понятие общего здоровья складывается из оценки всех коэффициентов по отдельности.
Интеллектуальная недостаточность (ИН) — врожденная или приобретенная в раннем возрасте задержка, либо неполное развитие психики, проявляющаяся нарушением интеллекта, вызванная патологией головного мозга и ведущая к социальной дезадаптации. Проявляется в первую очередь в отношении разума, также в отношении эмоций, воли, речи и моторики. ИН в зависимости от времени воздействия патологического фактора может проявляться в форме олигофрении, которая возникает на более ранних этапах онтогенеза (до приобретения каких-либо навыков), или деменции (распад психики) - на более поздних этапах онтогенеза (после приобретения каких-либо навыков) как следствие органических заболеваний мозга и травм. Основная категория детей – это дети с олигофренией (психическое недоразвитие).
Интеллектуальная недостаточность (ИН) — врожденная или приобретенная в раннем возрасте задержка, либо неполное развитие психики, проявляющаяся нарушением интеллекта, вызванная патологией головного мозга и ведущая к социальной дезадаптации. Проявляется в первую очередь в отношении разума, также в отношении эмоций, воли, речи и моторики. ИН в зависимости от времени воздействия патологического фактора может проявляться в форме олигофрении, которая возникает на более ранних этапах онтогенеза (до приобретения каких-либо навыков), или деменции (распад психики) - на более поздних этапах онтогенеза (после приобретения каких-либо навыков) как следствие органических заболеваний мозга и травм. Основная категория детей – это дети с олигофренией (психическое недоразвитие).
Под здоровьесберегающими технологиями в широком смысле слова следует понимать все те технологии, использование которых идёт на пользу здоровья. Здоровьесберегающие технологии связаны с различными формами деятельности людей (в сфере образования, здравоохранения, в правовой, социально-экономической, культурной сферах). Технологии, которые направлены на формирование здорового образа жизни человека и минимизацию факторов, приносящих вред его здоровью.
Актуальность данной темы в сегодняшние дни характеризует обоснованная тревога в России – это состояние здоровья детей и подростков. Дети оказываются больными уже с момента рождения, до 80% хронических заболеваний у детей развивается в раннем возрасте.
Ухудшение состояния здоровья происходит на фоне низкой двигательной активности детей. Гиподинамия среди детского населения России достигла 80%. Гиподинамия - это не просто недостаток движения, это своеобразная болезнь, определение которой звучит так: "Нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности". Увеличение распространенности среди школьников вредных привычек, низкая двигательная активность подрастающего поколения свидетельствует о низком уровне гигиенических знаний, о неэффективности существующих форм и методов физического воспитания, а также о недостаточном уровне культуры здоровья. Культура здоровья - неотъемлемая часть общей культуры человечества. Многие это понимают, но не многим удается воплотить это понимание в действительности. Современные дети ведут малоподвижный образ жизни. Движение подменяют многочасовым сидением у телевизора, компьютера. Многие педагоги и родители учеников не обращают внимания на эту серьезную проблему, не считая гиподинамию угрозой для здоровья.
Таким образом, современное общество предъявляет социальный заказ образованию - заказ на поиск путей сохранения здоровья. И этот заказ не может быть обращен только в сторону медицинской науки, практического здравоохранения. По данным Всемирной Организации Здравоохранения здоровье человека обеспечивается усилиями медицины лишь на 8-10% и в большей степени (до 50-55%) зависит от того образа жизни, который ведет сам человек. В свою очередь, образ жизни формируется, главным образом, посредством культурологической направленности воспитания и образования. Поэтому социальный заказ на здоровьесбережение, здоровый образ жизни (ЗОЖ) адресован, в первую очередь работникам дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, средних и высших учебных заведений, работникам физической культуры.
Из этого следует, что целью здоровьесберегающей образовательной технологии должно выступать обеспечение условий физического, психического, социального и духовного комфорта, способствующих сохранению и укреплению здоровья обучающихся, их продуктивной учебно-познавательной и практической деятельности, основанной на культуре здорового образа жизни человека. Об этом говорят и Федеральные документы о здоровьесбережении:
- Приказ Министерства образования от 28 декабря 2010 № 2106 г. Москва «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».
- Постановление Главного государственного Санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва «Об утверждении СанПИН 2.4.2.2821 – 10 Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
- Конвенция о правах ребенка.
- Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в РФ»:
Статья 37. Организация питания обучающихся.
Статья 41. Охрана здоровья обучающихся.
Статья 42. Психолого – педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.
Статья 43. Обязанности и ответственность обучающихся.
Статья 41. Охрана здоровья обучающихся.
Статья 42. Психолого – педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.
Статья 43. Обязанности и ответственность обучающихся.
Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников.
Статья 66. Начальное общее, основное общее и среднее общее образование.
Статья 75. Дополнительное образование детей и взрослых.
Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Одна из основных целей применения здоровьесберегающих технологий при работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью – формирование культуры здорового образа жизни и здоровьесберегающего поведения.
Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников.
Статья 66. Начальное общее, основное общее и среднее общее образование.
Статья 75. Дополнительное образование детей и взрослых.
Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Одна из основных целей применения здоровьесберегающих технологий при работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью – формирование культуры здорового образа жизни и здоровьесберегающего поведения.
Функции здоровьесберегающих технологий:
- Формирующая: осуществляется на основе биологических и социальных закономерностей становления личности. В основе формирования личности лежат наследственные качества, предопределяющие индивидуальные физические и психические свойства.
- Информативно - коммуникативная: обеспечивает преемственность традиций, ценностных ориентаций, формирующих бережное отношение к индивидуальному здоровью, ценности каждой человеческой жизни;
- Диагностическая: заключается в мониторинге здоровья индивидов в конкретных учебных и профессиональных коллективах, обеспечивает инструментально выверенный анализ состояния здоровья человека и подбор необходимых технологий здоровьесбережения.
- Формирующая: осуществляется на основе биологических и социальных закономерностей становления личности. В основе формирования личности лежат наследственные качества, предопределяющие индивидуальные физические и психические свойства.
- Информативно - коммуникативная: обеспечивает преемственность традиций, ценностных ориентаций, формирующих бережное отношение к индивидуальному здоровью, ценности каждой человеческой жизни;
- Диагностическая: заключается в мониторинге здоровья индивидов в конкретных учебных и профессиональных коллективах, обеспечивает инструментально выверенный анализ состояния здоровья человека и подбор необходимых технологий здоровьесбережения.
- Рефлексивная: заключается в переосмыслении предшествующего личностного опыта, в сохранении и приумножении здоровья, что позволяет соизмерить реально достигнутые результаты с перспективами;
- Интегративная: объединяет народный опыт, различные научные концепции и системы воспитания, направляя их по пути сохранения здоровья подрастающего поколения.
Принципы здоровьесберегающих технологий:
• принцип «Не навреди!»;
• принцип сознательности и активности;
• принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса;
• принцип систематичности и последовательности;
• принцип доступности и индивидуальности;
- Интегративная: объединяет народный опыт, различные научные концепции и системы воспитания, направляя их по пути сохранения здоровья подрастающего поколения.
Принципы здоровьесберегающих технологий:
• принцип «Не навреди!»;
• принцип сознательности и активности;
• принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса;
• принцип систематичности и последовательности;
• принцип доступности и индивидуальности;
• принцип всестороннего и гармонического развития личности;
• принцип системного чередования нагрузок и отдыха;
• принцип постепенного наращивания оздоровительных воздействий;
• принцип возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса.
В настоящее время в понятии «здоровьесбережение» учёными выделяются различные аспекты: самоактуализация и самоосуществление, физическое саморазвитие и самовоспитание, интеграция физкультурного образования.
• принцип системного чередования нагрузок и отдыха;
• принцип постепенного наращивания оздоровительных воздействий;
• принцип возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса.
В настоящее время в понятии «здоровьесбережение» учёными выделяются различные аспекты: самоактуализация и самоосуществление, физическое саморазвитие и самовоспитание, интеграция физкультурного образования.
Основываясь на цель, функции, принципы и аспекты здоровьесберегающих технологий педагог выстраивает свою работу с детьми с интеллектуальной недостаточностью. Так как охрана здоровья обучающихся данной категории, обеспечение оптимального состояния их организма, защищенного от нервного напряжения и переутомления, в большой степени зависят от правильной организации учебно-воспитательного процесса, соблюдения гигиенических и психогигиенических норм учебной деятельности.
Одним из условий для реализации принципов здоровьесберегающей педагогики является грамотно построенный и проведенный урок с точки зрения его влияния на здоровье обучающихся с интеллектуальной недостаточностью. Для педагога очень важно правильно организовать урок, т.к. он является основной формой педагогического процесса. От уровня гигиенической рациональности урока во многом зависит функциональное состояние обучающихся в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на хорошем уровне и предупреждать преждевременное нарушение утомления.
Необходимо соблюдать основные требования к организации урока с детьми с интеллектуальной недостаточностью:
Необходимо соблюдать основные требования к организации урока с детьми с интеллектуальной недостаточностью:
1. Каждый урок должен быть физиологичным, т.е. соответствовать жизненным процессам, происходящим в организме, учитывать законы физиологии.
2. Максимальный эффект при минимуме затрат дают физминутки, утренняя зарядка.
3. Рациональная плотность урока (время, затраченное обучающимися на учебную работу) должна составлять не менее 60 % и не более 75-80 %.
4. Количество видов учебной деятельности (опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы) должно быть 4-7.
5. В содержательную часть урока должны быть включены вопросы, связанные со здоровьем учащихся, способствующие формированию у обучающихся ценностей здорового образа жизни и потребностей в нем.
6. В урок необходимо включать виды деятельности, способствующие развитию памяти, логического и критического мышления.
7. Необходимо формировать внешнюю и внутреннюю мотивацию деятельности учащихся.
2. Максимальный эффект при минимуме затрат дают физминутки, утренняя зарядка.
3. Рациональная плотность урока (время, затраченное обучающимися на учебную работу) должна составлять не менее 60 % и не более 75-80 %.
4. Количество видов учебной деятельности (опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы) должно быть 4-7.
5. В содержательную часть урока должны быть включены вопросы, связанные со здоровьем учащихся, способствующие формированию у обучающихся ценностей здорового образа жизни и потребностей в нем.
6. В урок необходимо включать виды деятельности, способствующие развитию памяти, логического и критического мышления.
7. Необходимо формировать внешнюю и внутреннюю мотивацию деятельности учащихся.
8. Обязательное требование к уроку – соблюдение правил и норм санитарно – гигиенического режима (проветривание, температура воздуха, освещение).
9. Решение на уроке вопросов психогигиены учебного процесса. На уроке нужно создавать благоприятный психологический климат и обязательно ситуации успеха и эмоциональные разрядки, т.к. результат любого труда, а особенно умственного, зависит от настроения, от психологического климата – в недоброжелательной обстановке утомление наступает быстрее.
10. Нужно включать в урок технологические приемы и методы, способствующие самопознанию, самооценке учащихся.
11. Необходимо осуществлять личностно-ориентированный подход к учащимся с учетом их индивидуальных возможностей.
12. Организация индивидуальной работы с учащимися на основе дифференцированного подхода.
9. Решение на уроке вопросов психогигиены учебного процесса. На уроке нужно создавать благоприятный психологический климат и обязательно ситуации успеха и эмоциональные разрядки, т.к. результат любого труда, а особенно умственного, зависит от настроения, от психологического климата – в недоброжелательной обстановке утомление наступает быстрее.
10. Нужно включать в урок технологические приемы и методы, способствующие самопознанию, самооценке учащихся.
11. Необходимо осуществлять личностно-ориентированный подход к учащимся с учетом их индивидуальных возможностей.
12. Организация индивидуальной работы с учащимися на основе дифференцированного подхода.
13. Необходимо вести работу с обучающимися, пропустившими занятия по болезни.
14. Организация здоровьесберегающей среды.
15. Обеспечение необходимых условий для продуктивной деятельности с учётом состояния здоровья, особенностей развития, интересов и наклонностей детей.
16. Активизация развития всех сфер личности учащихся.
17. Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.
18. Формирование умения учиться, заботясь о своём здоровье.
19. Получение знаний о культуре здоровья и здоровом образе жизни через творчество (конкурс рисунков, проекты, беседы, литература, мероприятия).
14. Организация здоровьесберегающей среды.
15. Обеспечение необходимых условий для продуктивной деятельности с учётом состояния здоровья, особенностей развития, интересов и наклонностей детей.
16. Активизация развития всех сфер личности учащихся.
17. Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.
18. Формирование умения учиться, заботясь о своём здоровье.
19. Получение знаний о культуре здоровья и здоровом образе жизни через творчество (конкурс рисунков, проекты, беседы, литература, мероприятия).
Педагог должен понимать, если здоров ученик, то познание доставляет ему радость. Педагог должен научить ученика с интеллектуальной недостаточностью управлять своим здоровьем, ценить его, отвечать за свою жизнь. Процесс приобщения к культуре здоровья должен идти на каждом уроке, мероприятии, во внеурочной деятельности.
Педагог может оценить проведенный урок с точки зрения его влияния на здоровье учащихся по следующим критериям:
- отсутствие усталости у учащихся и педагога;
- положительный эмоциональный настрой;
- удовлетворение от сделанной работы;
- желание продолжать работу.
Данную информацию можно получить в ходе опроса учащихся после урока.
Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий и их элементов ведёт к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в детском коллективе.
Здоровый образ жизни пока не занимает первое место среди главных ценностей человека в нашем обществе. Но мы можем научить детей с интеллектуальной недостаточностью ценить, беречь и укреплять свое здоровье, можем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни. Поэтому главная цель всей работы педагога по здоровьесбережению детей – это сохранение и укрепление здоровья через воспитание потребности вести здоровый образ жизни, который предполагает выполнение правил сохранения и укрепления здоровья: содержать в чистоте свое тело, правильно питаться, сочетать труд и отдых, вести подвижный образ жизни, отказаться от всех вредных привычек. Именно от жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
Источники:
1. health-person.ru
2. StudFiles.net
3. ped.bobrodobro.ru
4. pdnr.ru
5. infourok.ru
- отсутствие усталости у учащихся и педагога;
- положительный эмоциональный настрой;
- удовлетворение от сделанной работы;
- желание продолжать работу.
Данную информацию можно получить в ходе опроса учащихся после урока.
Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий и их элементов ведёт к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в детском коллективе.
Здоровый образ жизни пока не занимает первое место среди главных ценностей человека в нашем обществе. Но мы можем научить детей с интеллектуальной недостаточностью ценить, беречь и укреплять свое здоровье, можем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни. Поэтому главная цель всей работы педагога по здоровьесбережению детей – это сохранение и укрепление здоровья через воспитание потребности вести здоровый образ жизни, который предполагает выполнение правил сохранения и укрепления здоровья: содержать в чистоте свое тело, правильно питаться, сочетать труд и отдых, вести подвижный образ жизни, отказаться от всех вредных привычек. Именно от жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
Источники:
1. health-person.ru
2. StudFiles.net
3. ped.bobrodobro.ru
4. pdnr.ru
5. infourok.ru
6. kopilkaurokov.ru
7. Педагогика онлайн № 3 - СПб, 2018
7. Педагогика онлайн № 3 - СПб, 2018