Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Формирование пространственных представлений
у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью

Человек воспринимает пространство  благодаря двигательной активности, взаимодействию зрения, слуха, осязания.  Поэтому пространственное восприятие формируется по мере того, как обогащается чувственный опыт ребенка, углубляются его знания  об окружающем мире, расширяется сфера практической деятельности.
   Для детей с интеллектуальными нарушениями процесс формирования пространственных представлений вызывает определенные трудности.
   Формирование пространственных представлений является задачей не одного конкретного предмета, а всего комплекса учебных занятий, а также внеурочной деятельности.
   На начальном этапе обучения предполагается выполнение следующих учебных задач:
- формирование умения ориентироваться в пространственном расположении частей тела на себе (другом человеке, изображении- рука, нога, голова и т.д.); - формирование умения ориентироваться в пространстве в заданном направлении: вверх, вниз, вперёд, назад, вправо, влево;
- формирование умения ориентироваться на плоскости: вверху (верх), внизу (низ), в середине (центре), справа, слева;
- составление предмета (изображения) из нескольких  частей;
- составление ряда из предметов (изображений): слева направо, снизу вверх, сверху вниз;
- определение отношения порядка следования: первый, последний, крайний, перед, после, за, следующий за, следом, между;
- проявление умения различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности;
- овладение элементарной терминологией, значимой для социально-бытовой ориентировки;
- формирование уважительного отношения к окружающим.
   Наиболее значимыми проблемами для детей с нарушением интеллекта являются:
- пространственные представления о собственном теле, пространственные представления о взаимоотношениях внешних объектов и собственного тела (в учебных программах по предметам «Речь и альтернативная коммуникация и «Человек» уделяется большое внимание отработке данных понятий);
- пространственные представления о взаимном расположении внешних объектов между собой и умение использовать слова, обозначающие пространственное расположение предметов (в учебной программе по предмету «Математические представления»)
   При недостаточной сформированности  пространственных  представлений у школьников наблюдаются многочисленные ошибки, трудности в ходе учебной деятельности: учащиеся не могут правильно расположить учебные принадлежности на парте, выполнить указания учителя, связанные с направлением движения (вверх, вниз, налево, направо и др.).
   Также недостаточное развитие пространственных представлений учащихся приводит к существенным затруднениям в трудовой подготовке, в изобразительной деятельности, в навыках самообслуживания.       Недостаточное умение ориентироваться на плоскости листа бумаги в дальней­шем существенно затрудняет процесс овладения навыками письма, чте­ния. Значительные трудности испытывают дети этой категории в тех случаях, когда требуется дать словесный отчет о выполненной ими де­ятельности. Они очень медленно, с трудом усваивают словесные обо­значения, отражающие пространственные отношения реальных и изоб­раженных предметов, предпочитая неопределенные выражения типа «тут», «там», «здесь»; очень редко говорят о свойствах и качествах предметов. 
   Так как формирование любых представлений и понятий у таких детей происходит крайне медленно, и сформированные умения быстро утрачиваются, необходимо постоянно возвращаться к их повторению.     Дети данной категории практически не способны переносить ранее сформированное действие на новые предметы или в новую обстановку, поэтому для формирования пространственных представлений нужно использовать как можно больше разных объектов, создавать различные  ситуации.  Формирование пространственных представлений должно вестись на основе предметно-практической деятельности, в игровой форме.
   Исходя из вышеизложенного, важность формирования пространственных и временных представлений у учащихся с нарушениями интеллекта не вызывает сомнений. Однако в ходе текущей учебной деятельности, как показывает практика, пространственные представления данной категории учащихся формируются крайне медленно. Учащиеся  путают правую и левую стороны, верх, низ, и т.п.; не умеют ориентироваться в новых пространственных условиях без помощи взрослого. Поэтому необходимы специальные занятия по коррекции и развитию пространственных  и временных представлений.
   Список литературы:
1. Баряева Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии): Учебно-методическое пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2002.
2. Семаго Н.Я. Формирование представлений о схеме тела у дошкольников и младших школьников: Демонстрационный материал. – М.: Изд-во «Айрис-пресс». – 2005.
3.Семаго Н.Я. Элементарные пространственные представления: Демонстрационный материал. – М.: Изд-во «Айрис-пресс». – 2006.
4.Шипицина Л.М. «Необучаемый» ребёнок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. – СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2002.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»