Формирование связной речи у детей 4 - 7 лет
Загоняева Светлана Иосифовна
ГБДОУ детский сад №53 компенсирующего вида
Калининского района Санкт-Петербурга
ГБДОУ детский сад №53 компенсирующего вида
Калининского района Санкт-Петербурга
Одним из необходимых условий полноценного развития личности ребёнка является умение детей пользоваться в общении с окружающими правильной речью, говорить на родном языке чисто и выразительно, понятно выражать свои мысли.
Усвоение детьми связных форм высказываний - это процесс сложный и постепенный. Поэтому этот процесс успешнее протекает по руководством педагогов, родителей, которые помогают детям овладевать этими навыками как на специально организованных занятиях, так и в процессе повседневной жизни.
Требования, предъявляемые к развитию связной речи в средней группе:
- Учить детей поддерживать беседу: уметь правильно задавать вопросы, правильно (по форме и содержанию) отвечать на них.
- Учить детей пересказывать небольшие рассказы и сказки, как знакомые детям , так и вновь прочитанные.
- Учить составлять небольшие рассказы о предмете (по образцу) и по содержанию сюжетной картины.
- Учить распространять предложения путём введения определений, однородных членов предложения.
- Совершенствование навыка ведения диалога, учить умению самостоятельно задавать вопрос.
- Учить составлению рассказа по картинке и по серии картинок.
- Учить составлению описательного рассказа, учить перессказу.Учить детей составлять рассказ по теме (с придумыванием окончания, начала рассказа).
- Усвоение детьми конструкций сложноподчинённых предложений.
- Учить детей составлению предложений по вопросам, картине, демонстрации действий.
- Употребление детьми в речи простых и сложных предложений со значением противопоставления (а, но), разделения (или).
- Учить составлять рассказы по картине (в объёме 5-7 предложений).
- Учить пересказу с изменением времени действий, умение рассказывать от имени другого действующего лица.
- Учить составлению описательных рассказов по заданному плану.
При выборе материала необходимо учитывать нравственную направленность сюжета, что помогает у ребёнка воспитывать доброе отношение к героям произведений, правильно оценивать поступки отдельных персонажей. При использовании серии картинок, очень важно чтобы дети умели правильно устанавливать причинно-следственные связи между событиями.
Успешно используются картины и серии картин для составления небольших рассказов. Вначале детям показывается и объясняется последовательность раскладывания картин, на которых изображён ряд последовательных событий. Самостоятельное составление рассказа предваряют рассматривание картин, ответы на вопросы по содержанию. Продуманная беседа по содержанию картин является обязательной. Очень важно научить детей "читать" картину, находить в ней главных героев, выражать своё отношение к изображённым событиям. Предварительно можно использовать беседу, затронуть в ней вопросы, связанные с содержанием картины и личным опытом ребёнка. Являясь своеобразным наглядным планом серии картин, помогают правильно воспроизвести последовательность в рассказе.
При работе по серии сюжетных картинок можно использовать следующие приёмы:
- Логопед даёт по картинкам образец рассказа, а дети повторяют этот рассказ.
- На наборном полотне размещается серия сюжетных картинок. Дети их рассматривают. Логопед знакомит детей с их содержанием, а затем каждому ребёнку даёт по одной картинке-эпизоду. Логопед повторяет рассказ, а ребёнок находит и показывает соответствующую картинку. Потом дети самостоятельно рассказывают по своим картинкам.
- Раздаются картинки одной серии в любой последовательности. Логопед даёт план рассказа, по которому дети раскладывают картинки в нужной последовательности. Затем дети составляют рассказ по картинкам.
- Детям раздаётся по первой картинке из каждой серии. Остальные перемешиваются и раскладываются на столе в виде стопки изображением вниз. Показывая верхнюю картинку, логопед спрашивает: "Что здесь изображено? Кому дать эту картинку?" Дети должны посмотреть на свою картинку и установить, подходит ли к ней картинка, показанная логопедом.Когда ребёнок получает все картинки своей серии, он раскладывает их в определённой последовательности и составляет связный рассказ.
- Картинки из нескольких серий перемешиваются, раздаются по несколько штук детям. Дети рассматривают полученные картинки и решают, какую серию им лучше подобрать. Обмениваясь по одной картинке с соседом, они подбирают нужный комплект. Затем каждый ребёнок составляет рассказ по своей серии.
- предварительную беседу, подводящую ребёнка к содержанию рассказа;
- чтение рассказа без нацеливания на пересказ;
- ответы детей на вопросы по содержанию рассказа;
- повторное чтение рассказа с нацеливанием на пересказ;
- самостоятельный пересказ с опорой на вопросный план.
Целесообразно использовать в качестве подсказки при обучении пересказу жесты, мимику, демонстрирующие действия, наводящие вопросы.
Например, игра "Как животные поспорили".
Цель. Учить детей последовательному пересказу.
Оборудование. Маски собаки, лошади, коровы.
Ход игры. Педагог читает детям рассказ К. Ушинского "Спор животных". Далее педагог задаёт вопросы по тексту: Кто стал спорить? О чём спорили животные? Что сказала собака? Что сказала лошадь? Что сказала корова? Что сказал человек?
Потом педагог между детьми распределяет роли. Дети пересказывают рассказ по ролям, а затем кто-то из детей пересказывает рассказ целиком.
Важный вид речевой деятельности - это составление описательных рассказов. При этом чаще всего используются красочные игрушки, птицы, животные, растения. Предметы сначала сравниваются путём выделения отличительных исходных качеств. Ребёнок предлагается внимательно рассматреть игрушку (предмет), выделить детали, обратить внимание на цвет, материал, форму, величину.
Игра "Посылка"
Цель. Учить детей составлять описательный рассказ.
Оборудование. Запакованные в пакеты игрушки (по числу играющих).
Ход игры. Игрушки укладываются в машину - это посылки. Почтальон разносит их. Первый пакет получает педагог. педагог разворачивает посылку и рассказывает, что получила: называет предмет, описывает его, определяет его цвет, если надо форму. Можно сказать, как с ним играть. Затем посылку получает ребёнок и рассказывает по образцу, данному педагогом.
Игра "Времена года"
Цель. Учить детей составлению описательного рассказа.
Оборудование. Картинки с изображением времён года.
Ход игры. Педагог показывает картинки и спрашивает, когда собирают овощи, фрукты, когда сгребают снег. Ребёнок получает картину, если правильно назвал время года и описал эту картинку.
Игра "Загон для животных"
Цель. Закреплять у детей навык составления описательного рассказа.
Оборудование. Загон, дикие или домашние животные.
Ход игры. Дети стоят возле загоня и проговаривают стихотворение-считалку (В.И. Селиверстов). На кого падает последний слог, задаёт загадку о каком-нибудь из животных, находящихся в загоне: описывает, как оно выглядит, что делает, какой звук издаёт, чем питается. Остальные дети угадывают. Кто правильно отгадывает загадку, берёт из загона животное. Тот, кто загадывал загадку, говорит считалочку. Игра продолжается до тех пор, пока загон не опустеет.