Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Формирование связной речи у детей 4 - 7 лет

Загоняева Светлана Иосифовна
ГБДОУ детский сад №53 компенсирующего вида
Калининского района Санкт-Петербурга

          Одним из необходимых условий полноценного развития личности ребёнка является умение детей пользоваться в общении с окружающими правильной речью, говорить на родном языке чисто и выразительно, понятно выражать свои мысли.
          Усвоение детьми связных форм высказываний - это процесс сложный и постепенный. Поэтому этот процесс успешнее протекает по руководством педагогов, родителей, которые помогают детям овладевать этими навыками как на специально организованных занятиях, так и в процессе повседневной жизни.
          Требования, предъявляемые к развитию связной речи в средней группе:
  • Учить детей поддерживать беседу: уметь правильно задавать вопросы, правильно (по форме и содержанию) отвечать на них.
  • Учить детей пересказывать небольшие рассказы и сказки, как знакомые детям , так и вновь прочитанные.
  • Учить составлять небольшие рассказы о предмете (по образцу) и по содержанию сюжетной картины.
  • Учить распространять предложения путём введения определений, однородных членов предложения.
          Требования, которые предъявляются к развитию связной речи в старшей группе:
  • Совершенствование навыка ведения диалога, учить умению самостоятельно задавать вопрос.
  • Учить составлению рассказа по картинке и по серии картинок.
  • Учить составлению описательного рассказа, учить перессказу.Учить детей составлять рассказ по теме (с придумыванием окончания, начала рассказа).
  • Усвоение детьми конструкций сложноподчинённых предложений.
          Требования,предъявляемые к развитию связной речи в подготовительной группе:
  • Учить детей составлению предложений по вопросам, картине, демонстрации действий.
  • Употребление детьми в речи простых и сложных предложений со значением противопоставления (а, но), разделения (или).
  • Учить составлять рассказы по картине (в объёме 5-7 предложений).
  • Учить пересказу с изменением времени действий, умение рассказывать от имени другого действующего лица.
  • Учить составлению описательных рассказов по заданному плану.
          Необходимо правильно подобрать картинный и лексический материал, определить методические приёмы обучения с учётом возрастных и речевых возможностей детей при формировании у детей навыков рассказывания. Очень важно, чтобы дети рассказывали о знакомых и интересных местах, о красочных игрушках и предметах. Эти высказывания будут более развёрнутыми и эмоциональными.
          При выборе материала необходимо учитывать нравственную направленность сюжета, что помогает у ребёнка воспитывать доброе отношение к героям произведений, правильно оценивать поступки отдельных персонажей. При использовании серии картинок, очень важно чтобы дети умели правильно устанавливать причинно-следственные связи между событиями.
          Успешно используются картины и серии картин для составления небольших рассказов. Вначале детям показывается и объясняется последовательность раскладывания картин, на которых изображён ряд последовательных событий. Самостоятельное составление рассказа предваряют рассматривание картин, ответы на вопросы по содержанию. Продуманная беседа по содержанию картин является обязательной. Очень важно научить детей "читать" картину, находить в ней главных героев, выражать своё отношение к изображённым событиям. Предварительно можно использовать беседу, затронуть в ней вопросы, связанные с содержанием картины и личным опытом ребёнка. Являясь своеобразным  наглядным планом серии картин, помогают правильно воспроизвести последовательность в рассказе.
          При работе по серии сюжетных картинок можно использовать следующие приёмы:
  • Логопед даёт по картинкам образец рассказа, а дети повторяют этот рассказ.
  • На наборном полотне размещается серия сюжетных картинок. Дети их рассматривают. Логопед знакомит детей с их содержанием, а затем каждому ребёнку даёт по одной картинке-эпизоду. Логопед повторяет рассказ, а ребёнок находит и показывает соответствующую картинку. Потом дети самостоятельно рассказывают по своим картинкам.
  • Раздаются картинки одной серии в любой последовательности. Логопед даёт план рассказа, по которому дети раскладывают картинки в нужной последовательности. Затем дети составляют рассказ по картинкам.
  • Детям раздаётся по первой картинке из каждой серии. Остальные перемешиваются и раскладываются на столе в виде стопки изображением вниз. Показывая верхнюю картинку, логопед спрашивает: "Что здесь изображено? Кому дать эту картинку?" Дети должны посмотреть на свою картинку и установить, подходит ли к ней картинка, показанная логопедом.Когда ребёнок получает все картинки своей серии, он раскладывает их в определённой последовательности и составляет связный рассказ.
  • Картинки из нескольких серий перемешиваются, раздаются по несколько штук детям. Дети рассматривают полученные картинки и решают, какую серию им лучше подобрать. Обмениваясь по одной картинке с соседом, они подбирают нужный комплект. Затем каждый ребёнок составляет рассказ по своей серии.
          Уже с детьми четырёхлетнего возраста можно проводить обучение пересказу. Этот вид работы занимает одно из ведущих мест в системе формирования связной речи. При правильном подборе материала и методических приёмов обучения дети достаточно охотно учатся пересказывать не только знакомые сказки, но и рассказы. Важно при этом учитывать объём произведения (5-8 предложений), понятное и интересное для детей содержание, чётко выраженные начало, середину и конец сюжета, знакомую лексику и простой синтаксис. Сначала проводится подготовительный этап работы, который в себя включает:
  • предварительную беседу, подводящую ребёнка к содержанию рассказа;
  • чтение рассказа без нацеливания на пересказ;
  • ответы детей на вопросы по содержанию рассказа;
  • повторное чтение рассказа с нацеливанием на пересказ;
  • самостоятельный пересказ с опорой на вопросный план.
          Целесообразно использовать дополнительные приёмы, при обучении пересказу, которые облегчают запоминание и воспроизведение рассказа. Прежде всего сюда относится использование наглядности. Детям раздаются картинки-иллюстрации. Они поднимают картинки по мере чтения рассказа, соответствующие тому или иному эпизоду. Педагог умышленно переставляет картинки-иллюстрации для того, чтобы привлечь внимание детей к правильной последовательности сюжетной линии рассказа. Можно убрать одно из звеньев рассказа рассказа, а дети должны вспомнить его и восстановить.
          Целесообразно использовать в качестве подсказки при обучении пересказу жесты, мимику, демонстрирующие действия, наводящие вопросы.
          Например, игра "Как животные поспорили".
Цель. Учить детей последовательному пересказу.
Оборудование. Маски собаки, лошади, коровы.
Ход игры. Педагог читает детям рассказ К. Ушинского "Спор животных". Далее педагог задаёт вопросы по тексту: Кто стал спорить? О чём спорили животные? Что сказала собака? Что сказала лошадь? Что сказала корова? Что сказал человек?
Потом педагог между детьми распределяет роли. Дети пересказывают рассказ по ролям, а затем кто-то из детей пересказывает рассказ целиком.
          Важный вид речевой деятельности - это составление описательных рассказов. При этом чаще всего используются красочные игрушки, птицы, животные, растения. Предметы сначала сравниваются путём выделения отличительных исходных качеств. Ребёнок предлагается внимательно рассматреть игрушку (предмет), выделить детали, обратить внимание на цвет, материал, форму, величину.
          Игра "Посылка"
Цель.
 Учить детей составлять описательный рассказ.
Оборудование. Запакованные в пакеты игрушки (по числу играющих).
Ход игры. Игрушки укладываются в машину - это посылки. Почтальон разносит их. Первый пакет получает педагог. педагог разворачивает посылку и рассказывает, что получила: называет предмет, описывает его, определяет его цвет, если надо форму. Можно сказать, как с ним играть. Затем посылку получает ребёнок и рассказывает по образцу, данному педагогом.
          Игра "Времена года"
Цель.
 Учить детей составлению описательного рассказа.
Оборудование. Картинки с изображением времён года.
Ход игры. Педагог показывает картинки и спрашивает, когда собирают овощи, фрукты, когда сгребают снег. Ребёнок получает картину, если правильно назвал время года и описал эту картинку.
          Игра "Загон для животных"
Цель. 
Закреплять у детей навык составления описательного рассказа.
Оборудование. Загон, дикие или домашние животные.
Ход игры. Дети стоят возле загоня и проговаривают стихотворение-считалку (В.И. Селиверстов). На кого падает последний слог, задаёт загадку о каком-нибудь из животных, находящихся в загоне: описывает, как оно выглядит, что делает, какой звук издаёт, чем питается. Остальные дети угадывают. Кто  правильно отгадывает загадку, берёт из загона животное. Тот, кто загадывал загадку, говорит считалочку. Игра продолжается до тех пор, пока загон не опустеет.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»