Профилактика дисграфии и дислексии. Готовность детей к школе
Шамбер Яна Юрьевна
Цель: Развитие коммуникативной функции речи, развитие грамматического строя речи, профилактика дисграфии и дислексии.Задачи:
1. Создание положительного эмоционального состояния детей на занятии, развитие познавательного интереса, внимания, воображения.
2. Активизация речевой деятельности, совершенствования диалогической и монологической речи, развитие связной речи, обогащение словаря по лексическим темам: «Зима», «Дикие животные наших лесов»
3. Развитие фонематических представлений звуко-слогового анализа и синтеза.
4. Развитие грамматического строя речи: образование притятяжательных прилагательных от существительных, подбор прилагательных к существительному, образование и использование имени существительного с уменьшительными суффиксами.
5. Развитие общей и мелкой моторики, координации движений.
Оборудование: ноутбук, слайд с изображением зимнего леса, слайд с изображением зимнего леса с животными, снежинки на ниточках, ель искусственная, шишки плоскостные с буквами на обратной стороне, макет тучки, карточка с изображением диких животных и названиями этих животных, игрушка «ворона», карточки в форме льдинок с неправильно написанными буквами, воздушные фломастеры, музыка из мультфильма «Маша и Медведь», музыка «Все зима запорошила».
- Мотивационно побудительный раздел
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Посмотрю на ваши лица,
С кем бы мне здесь подружиться?
Ребята, а как меня зовут? (Яна Юрьевна)
А теперь назови свое имя ласково и первый звук в своем имени (Леночка, первый звук [ л‘]).
- Организационно – поисковый раздел.
- Мне сообщили, что пропал букварь. Его унесла в дремучий лес ворона.
- Ребята, а нам нужен букварь? (Да)
- Зачем? (без букваря мы не узнаем буквы и не научимся читать)
- Ну что, ребята, отправимся на поиски букваря? (Да)
- Путешествие наше будет долгим, трудным, но интересным. Вы готовы? (Да)
- Мы будем выполнять много разных заданий, поэтому давайте вспомним наше правило.
Говорим всегда красиво
Смело и неторопливо,
Ясно, четко говорим
Потому, что не спешим.
- Отгадайте загадку:
На коньках бегут и лыжах
И дома в снегу по крыши.
Вся белым бела природа,
Это что за время года? (Зима)
- Ребята, значит в какой лес мы с вами отправимся? (В зимний)
- Ребята, назовите признаки зимы. (Зимой идет снег, морозно, люди одеваются тепло…)
- А как же нам попасть в лес?
Посмотрите, тропинка. Ребята, какая тропинка? (узкая, извилистая, длинная)
- Чтобы не заблудиться, пойдем по тропинке друг за другом. (Дети под музыку «Маша и медведь» двигаются по тропинке)
- Вот мы и попали в лес. (Появляется слайд с изображением зимнего леса).
- Ребята, мне в руки упала снежинка. Давайте встанем в круг. Мы будем передавать ее по кругу и говорить красивые слова про зиму. (Зима холодная, снежная, морозная, пушистая, веселая, белая, волшебная…)
- Ребята, чувствуете, подул ветерок? Смотрите, ветер нанес целый сугроб из снежинок. Возьмите по одной снежинке. Налетел ветер и закружил снежинки. (Дети дуют на снежинки).
- Ребята, а кого мы можем встретить в зимнем лесу? (Лису, волка, зайца..)
- Кто это все? (дикие животные).
(Появляется слайд с изображением зимнего леса и частями тела животных, выглядывающих из-за деревьев).
- Да, в лесу живет много животных. Сейчас они спрятались. Давайте посмотрим, какие животные спрятались.
Чей хвост выглядывает из-за куста? (лисий)
Чьи уши торчат из-за дерева? (заячьи)
Чья голова выглядывает из-за веток? (беличья)
Чья морда выглядывает из-за дерева? (волчья)
- Дети, а какого животного нельзя встретить в зимнем лесу? (медведя, ежа)
- Почему? (Им зимой трудно найти пищу и почти нечем питаться)
- А как они питаются, пока спят? (Они много едят летом и осенью и накапливают под кожей жир на зиму)
- Молодцы!
- Посмотрите как мимо нас по небу плывет тучка. Следите глазками за тучкой. (гимнастика для глаз)
(Влетает ворона)
Кра – кра – кража
Кра – кра – кража
Караул! Грабеж! Пропажа!
Вор прокрался утром рано,
Брошь украл он из кармана,
Карандаш, картинку, пробку
И красивую коробку.
- Стой, ворона, не кричи
Не кричи ты, помолчи!
Жить не можешь без обмана,
У тебя же нет кармана!
- Что ж вы раньше не сказали?
А как вы сюда попали?
Лес ведь волшебный? А?
- По тропинке (исполняется танец).
Ворона: Зачем вы сюда пришли?
- Дети, зачем мы сюда пришли? (За букварем)
-Он у тебя? Отдай нам его. Он нам очень нужен. (Без него мы не научимся читать)
Ворона: Хорошо, отдам я вам букварь, если выполните несколько моих заданий.
- Посмотрите, какое красивое дерево. Как оно называется? (Ель)
- Что на ней растет? (шишки)
- Да они волшебные! Они с буквами. Шишки нужно перевернуть, найти одинаковые буквы и придумать слова на звук, который означает эта буква.
- Ребята, а чем отличаются звуки от букв? (ответ детей)
- А вот еще задание для вас: Налетел ветер, закружила вьюга и перевернула все вокруг.
- Назовите 3 месяца зимы.
- Еще ветер нанес снежные сугробы. Вы сможете их преодолеть, если правильно разделите слова на слоги и подберете соответствующие схемы к этим словам: мед-ведь, ли-са, еж, бел-ка, волк, за-яц, лось, рысь.
- Кто умеет колдовать, слова в другие превращать? Преврати: бочку в почку, козу в косу, ложки в рожки. А помогут нам в этом волшебные шишки.(дети закрывают шишкой с изображением букв нужную букву).
-Ребята, принято считать, что зима белая. Но когда светит зимнее солнце, снежинки переливаются всеми цветами радуги. Давайте и наши снежинки раскрасим разными цветами и украсим нашу елочку (дети раскрашивают снежинки цветными воздушными фломастерами и украшают елочку).
- Ребята, ворона улетает! Ворона, ты куда? Мы выполнили все твои задания! Где же букварь?
Ворона предлагает поиграть в игру Горячо-холодно. Дети находят букварь.
- Нам пора возвращаться! (По тропинке под музыку «маша и медведь»)
- Рефлексивно- коррегирующий раздел.
- Что вам понравилось?
-Что вы узнали нового?
-Было ли вам трудно?
- Ребята зимушка-зима приготовила для вас подарки…