Использование дистанционных образовательных технологий
в работе с обучающимися ОВЗ
(умственная отсталость)
Волончук Ульяна Владимировна,
учитель ГБОУ школы № 657
Санкт-Петербурга
Дистанционное обучение - это процесс получения знаний на расстоянии при помощи современных технологий, главную роль среди которых играет Интернет. Именно с развитием всемирной паутины связывают широкое распространение дистанционного образования. Дистанционные образовательные технологии часто воспринимаются, как дистанционное обучение, но их можно использовать и на уроке в классе, как одну из педагогических технологий. Например, на этапе повторения или актуализации знаний можно использовать интерактивные задания, тесты (индивидуальные или по группам). В сочетании с традиционными методами обучения и воспитания такая работа способствует развитию навыков самостоятельной работы, работы в группах (в парах), поиску информации. Формы уроков с использованием дистанционных образовательных технологий разнообразны :урок в режиме реального времени ( с использованием Skype,WhatsApp), с элементами видео, с элементами аудио, изучение Интернет-ресурсов (рекомендованных педагогом), на электронных носителях, текстовых (с включением иллюстраций, с включением анимации). Самостоятельная работа (с частичной помощью родителей, при помощи родителей) по алгоритму: поисковая, творческая, тренировочные упражнения. Контрольная работа: тестирование, ответы на контрольные вопросы, консультация обучающегося/ родителей. В качестве варианта для создания Сообщества используется сеть Google+. Удобства: • простота создания Сообщества; • простота публикации материала, фотоматериала, ссылки на видео; • автоматическое оповещение об опубликованных в Сообществе материалах; • пригласить участников в группу и дать доступ может модератор. Проблемы: • дети из неблагополучных семей не имеют доступа к интернету; • низкий уровень владения компьютером основной массы детей с ОВЗ. При обучении детей с интеллектуальными нарушениями учитываются их особенности : лёгкие реактивные психозы , повышенная утомляемость, слабая активность, дети часто соматически ослаблены имеют психосоматические расстройства . В связи с этим обучающиеся не всегда могут плодотворно работать на уроке и усваивать учебный материал в необходимом объеме. Частые пропуски, связанные с плохим самочувствием также затрудняют процесс обучения. В этом случае элементы дистанционного обучения очень удобны, ребенок и его родители могут получить неотработанный, пропущенный материал и задания для самостоятельного выполнения по электронной почте ( или воспользоваться информацией, размещенной в Сообществе). Местожительство обучающегося и время для занятия роли не играют. Выполненные задания ребенок/ родители размещают в Сообществе или отправляют на почту педагогу. При всех достоинствах, важным условием успешности обучения является принятие и поддержка родителями данного вида обучения. Необходимо, чтобы родители помогли обучающемуся технически организовать учебный процесс, и, что наиболее важно, были мотивированны на результаты своего ребёнка. К сожалению, многие родители не считают целесообразным внедрение дистанционных образовательных технологий или не хотят оказывать помощь своему ребенку. Обратная связь: заполнение таблиц общего доступа, фотоотчет, индивидуальные работы, коллективные работы. Например: Тема урока: Геометрические фигуры. Материал для изучения: Видеоматериал - плоские и объемные геометрические фигуры. https://www.youtube.com/watch?time_continue=138&v=4icj6aeVMw4 Презентация: см.приложение Материал для печати: см.приложение Математическая сказка: см.приложение Работа для обучающегося/ группы обучающихся (самостоятельно, с частичной помощью родителей, совместно с родителями). 1. Назвать/записать предметы (находящиеся к квартире) квадратной формы, круглой формы, треугольной формы, прямоугольной формы. 2. Используя ТАНГРАМ составить «Кошку» по схеме (назвать/записать фигуры). См.приложение 3. Решить кроссворд. См.приложение Использование дистанционных технологий и традиционных форм обучения помогают добиться оптимизации обучения, реализации образовательной потребности обучающихся, повысить качество обучения, сделать его максимально личностно-ориентированным. Литература: 1. Вачков И. Дистанционное обучение детей-инвалидов // Школьный психолог. – Издательский дом «Первое сентября» - №38, 2008. – с. 20-22. 2. Система образования для детей с проблемами в здоровье. (Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве). / Авт.: Г.В. Головченко, А.А. Куборева, С.Л. Ничаева, А.К. Фадина. Под ред. Л.Е. Курнешова.- М.: Школьная кн., 2008.- 96 с.
учитель ГБОУ школы № 657
Санкт-Петербурга