Применение компьютерных технологий в коррекционной работе
Бойкова Елена Александровна,
учитель-логопед ГБОУ СОШ № 77
Санкт-Петербурга
В соответствии с образовательными стандартами начального общего образования коррекционно-развивающая работа включает: - организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения; - системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии; коррекцию и развитие высших психических функций; - развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка. Одним из условий реализации коррекционной программы является использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для повышения эффективности образовательного процесса, его доступности. Применение мультимедийных игр повышает эффективность логопедической работы. В компьютерных играх используются разные средства: текст, звук, анимация, графика, фото, видео. Сказочный сюжет, одним из героев которого становится ребёнок, красивая графика, анимационные эффекты, возможность повтора, поощрение оказывают положительное эмоциональное воздействие на ребёнка. Мультимедиа ресурсы позволяют развивать внимание, память, мышление, повышают работоспособность, мотивацию к обучению, создают новые условия для закрепления умений и навыков учащихся. Игровая форма компьютерной программы создаёт дополнительную мотивацию для активного участия ученика в коррекционном процессе. В своей работе использую лицензионные СD диски с дидактическими играми; применяю самостоятельно созданные презентации занятий, выполненные с помощью программы Power Point. Компьютерную презентацию учитель-логопед создает на основе методической разработки и в соответствии с целью обучения, с коррекционно-развивающими и воспитательными задачами, ориентированными на особые образовательные потребности детей. Цветные рисунки, фото, графика, анимация дают простор для творчества педагога, позволяют реализовать разнообразные методы, приёмы подачи материала. Широкое применение наглядности обусловлено также возрастными особенностями учащихся начальных классов, имеющих наглядно-образное мышление. Использование в презентации разнообразных упражнений способствует закреплению умений и навыков, их автоматизации, развитию внимания, профилактике утомления. В презентации применяются разные формы представления коррекционно-обучающего содержания: символы, схемы, таблицы. Ученики быстрее запоминают трудные понятия, формируется алгоритм учебных действий. В процессе логопедической работы у нас возникает необходимость постоянно совершенствовать коррекционные методы, приёмы и средства, чтобы сформировать заинтересованное отношение учеников к процессу овладения знаниями. При подготовке занимательных заданий, дидактических игр учитываются особенности внимания и памяти детей. Экраны в упражнениях не перегружены лишними деталями, способными отвлечь внимание ребенка от процесса выполнения задания. Экран разделен на несколько зон. Задание к упражнению находится вверху. В центральной части экрана расположено «рабочее поле», с которым будет активно работать ученик. При планировании занятия и подборе заданий следует помнить о санитарных нормах для учащихся при работе с компьютером и предъявлять материал частями, обеспечивать смену видов учебной деятельности, чтобы дети не уставали. «Необходимо чередовать во время урока различные виды учебной деятельности (за исключением контрольных работ). Средняя непрерывная продолжительность различных видов учебной деятельности обучающихся (чтение с бумажного носителя, письмо, слушание, опрос и т.п.) в 1 - 4 классах не должна превышать 7 - 10 минут…» Продолжительность непрерывного использования в образовательном процессе технических средств обучения устанавливается для 1-2 классов 10-15 мин., для 3-4 классов 15-20 мин. «После использования технических средств обучения, связанных со зрительной нагрузкой, необходимо проводить комплекс упражнений для профилактики утомления глаз, а в конце урока - физические упражнения для профилактики общего утомления». Таким образом, использование компьютерных технологий на логопедических занятиях позволяет разумно сочетать традиционные и современные средства, методы обучения, повышая тем самым интерес к изучаемому материалу, следовательно, и результативность коррекционной работы. В современных условиях для повышения эффективности образовательного процесса учитель-логопед должен постоянно совершенствоваться, овладевать передовыми образовательными технологиями, в том числе информационно-коммуникационными. Список литературы 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". 2. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" от 29 декабря 2010 г.
учитель-логопед ГБОУ СОШ № 77
Санкт-Петербурга